search
main
0

Как вы раму подберете…

...так картина «запоет»

Вот уже третий месяц я обитаю на примыкающей к лесу окраине подмосковного поселка Туголесский Бор, в усадьбе художника Велимира Исаева. Его обитель вот уже несколько лет находится в далеком и недоступном для нас, живых, мире (говорят, что он лучший, однако я очень сомневаюсь). Но благодаря стараниям его жены и дочери дом и приусадебное хозяйство содержатся пусть не в идеальном, однако во вполне пригодном для непритязательной размеренной деревенской жизни порядке. А главное – в целости и сохранности творческое наследие отца. Это прежде всего его картины. А еще предметы почти ушедшего старинного мещерского быта. Особую ценность среди них представляют оконные наличники. Художник собирал их в местных деревнях. В свое время он исколесил весь Шатурский район и примыкающие к нему районы Владимирской области в поисках уникальных изделий мещерских плотников и столяров.

 

Страсть коллекционеров сродни азарту золотоискателей. Только в отличие от них коллекционеры не зарывают в землю свои находки, не прячут их в сундуки, а стремятся систематизировать, музеифицировать (пусть даже в домашней обстановке), обнародовать, выставить для всеобщего обозрения. Не без того, конечно, чтобы потешить самолюбие, добиться признания и похвалы, однако чаще всего, чтобы во множестве собранных воедино однородных предметов и вещей дать представление об их функциональной особенности, четче обозначить их уникальную сущность, определить место в иерархии исторических и культурных ценностей.

Мой дом – моя крепость. Так было издавна. Однако крепость – это не только толстые стены и надежная крыша. Фасад любого жилого дома – это его лицо, по которому окружающие оценивают хозяина. О человеке часто судят по его глазам, о доме и его жильцах – по расположенным на фасаде окнам и их обрамлению. Недаром у слов «окно» и «око» один корень. А первоначально под оконными отверстиями подразумевались стенные проемы, через которые можно было вести наблюдение. Пробивались отверстия и для выхода печного дыма. Однако по мере того как люди покидали пещеры и землянки, а жилые дома приобретали современные формы, окна для света стали чуть ли не главным функциональным признаком жилого строения.

Не только свет, что в окне. Это в обычном оконном проеме рама плюс стекло. Если же все это обрамить наличником, то свет польется в дом (в душу!) даже в самую ненастную погоду. Старинные наличники были самыми обычными деревянными дощечками-накладками. Их главная и чисто утилитарная функция – защитить окно, а значит, и дом, понятно, и его жильцов от мороза, сквозняков, ветра.

Чуть позже сверху стали прибиваться наклонные дощечки, которые как бы отбивали дождевые струи. Со временем конструкция наличников усложнялась. В некоторых местностях наличники назывались вставнями. Дело в том, что они были оборудованы ручками, держась за которые жильцы закрывали окна (от стужи или, наоборот, от жары) ставнями. Со временем наличники становились все оригинальнее и красивее. В их оформлении различают глухую и сквозную резьбу. Накладные деревянные изделия, обрамляющие окна, с плосковыемчатой, фигурной или даже скульптурной резьбой, хоть и служат основательным прикрытием и надежной защитой, создавая впечатление неприступности, часто на вид (особенно во время ненастья или со временем, когда дерево темнеет) строги, тяжеловесны и даже суровы.

Порой кажется, что они прикрывают не окна жилого дома, а крепостные бойницы. Ажурные наличники, которые встречаются чаще, выглядят красивее и веселее. К тому же прорезная или пропильная сквозная резьба более проста в исполнении. В коллекции Велимира Исаева представлены наличники разных типов.

Наличники – это не только фасадное украшательство. Чтобы защитить домашнюю крепость от злых духов, которые могли проникнуть даже через самые толстые стены, нужны были особые приспособления и приемы. Затейливые узоры на наличниках не просто красивые завитушки, результаты игры творческого воображения.

Прежде всего это особые магические знаки-обереги. Часто местные умельцы изображали солнце – знак жизни и вообще мироздания, змей, которые символизировали движение и вечное обновление природы, птиц – хранительниц времени, кресты, горизонтальная и вертикальная линии которых объединяли материальные блага и духовность.

Так уж устроена наша жизнь, что ее даже самые насущные нужды требуют некоего оформления-обрамления. Весь мир, все происходящее в нем зримо и ощущаемо в определенном ракурсе, пропорции, а главное – в пространстве, ограниченном контурами. Часто ценность бриллианта определяют не только редкость и уникальность минерала, но и его искусная огранка, красивая оправа.

Про некоторых, правда, говорят: «Он вышел за рамки». Но это лишь про очень немногих (как правило, гениев), которые способны проявлять себя вне рамок. Художники стремятся заключить свои полотна в рамки. Именно они нередко превращают их работы в картины, выставленные для обозрения. «Как вы раму подберете, так картина «запоет», – перефразируя пословицу, говорят галеристы. Отнести это можно не только к работам художников. «Полотно без рамы, затертое среди обиходных вещей, теряет красоту и силу», – утверждал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

Рамы полотен из массивных и дорогих багетов (о таланте художников здесь речи не идет) часто формируют отношение к тому, что изображено на картине, и ценятся иногда выше изображения. Такова наша жизнь или природа? Это, правда, уже другая тема.

Нередко мастера живописи стремятся сами создать рамы для своих произведений. Художник Орест Кипренский, чтобы подобрать раму для одной из своих картин, специально ездил в Италию, откуда привез роскошный образец итальянской рамовой резьбы. Петр I плохо разбирался в живописи, но очень ценил парадность и роскошь резных рам. Царь обязывал придворных для украшения своих домов покупать картины исключительно в пышно декорированных рамах.

Кстати, в Эрмитаже существует особая должность – хранитель художественных рам. Поселившись в мещерской деревне, художник Велимир Исаев увлекся деревянной скульптурой, инсталляцией, корнепластикой. Самым удачным и оригинальным их оформлением оказались старинные наличники. Именно они придают авторским работам композиционную компактность, гармонично объединяют творчество художника и местных мещерских мастеров. Сплав старины и современности. Наличники художника, таким образом, стали своеобразными временными рамками, через которые льется живо­творный свет нашего духовного возрождения.

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте