search
main
0

Как вы представляете себе боярыню Морозову

Пытаясь ответить на этот вопрос, каждый из нас наверняка вспомнит известную суриковскую картину. В свое время она стала настоящим событием пятнадцатой выставки передвижников. В.М. Гаршин тогда заметил: «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Феодосью Прокопьевну иначе, как она изображена на картине».

Пророчество Гаршина, как видим, сбылось, и причина тому ясна. История – это жизнь, а человечеству известен лишь один способ запечатления жизни во всей ее полноте – художественный образ. Проблеме отношений исторической науки и художественного творчества посвящен журнал «Историк и художник», первый номер которого недавно увидел свет.

Журнал, несомненно, представляет интерес как для учителя, так и для ученика. Вот уже не одно поколение любознательных школьников изучает историю пунических войн по роману доктора исторических наук А.И. Немировского «Слоны Ганнибала», Жанну д’Арк и Карла Великого знает по романам профессора А.П. Левандовского, а с историей русской радикальной интеллигенции второй половины XIX века знакомится по произведениям писателя Юрия Давыдова. Вышеназванные художники слова – герои и авторы первого номера журнала. Кроме них в качестве героя и автора выступает В.В. Розанов, чьи малоизвестные исторические заметки опубликованы в журнале с предисловием доктора филологических наук А.Н. Николюкина.

Насколько может быть достоверен художественный образ в качестве исторического документа? Где кончается литературная условность и начинается «правда жизни»? Этими вопросами задается П.С. Куприянов в интересной статье «Русское заграничное путешествие начала XIX века: парадоксы литературности». Статья поможет читателям правильно понимать многочисленные «путевые заметки», художественные и полухудожественные описания путешествий в русской литературе начала позапрошлого века, отличая в них элементы жанровых канонов от личного опыта автора.

Проблеме исторической и художественной правдивости известного телеромана посвящена статья С.С. Секиринского «Бедная Настя», или Россия в 1839 году». Что тут скажешь? Искусству, безусловно, принадлежит высшая правда жизни. Однако не все то золото, что блестит. Порой опознать «фальшивку» можно только по ее художественной несостоятельности. То, что подлинно в художественном смысле, подлинно и в смысле историческом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте