Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Как всем было бы хорошо, когда бы не было так плохо. Кто взял курс на социальный взрыв?

Учительская газета, №37 от 14 сентября 2004. Читать номер
Автор:

Знаменитое «хотели как лучше…» сегодня можно уже заканчивать по-другому: «а получилось как всегда, еще хуже». Такая у нас страна, что, если все хорошо, найдется тот, кто придет и все испортит. На фоне реформаторских причитаний, что с заменой льгот деньгами все будет просто отлично, незамеченной прошла проблема с зарплатой бюджетников, хотя на самом деле нужно, пока не поздно, бить в набат, ибо еще немного, и время окажется безнадежно упущенным.

С одной стороны, все вроде бы очень здорово – федеральный закон № 122 развел ответственность за зарплату бюджетников по разным уровням, и каждый уровень теперь должен работать изо всех сил, доказывая жизнеспособность властей и их возможности по поддержке социальных отраслей – образования, науки, здравоохранения и культуры. Отныне каждый уровень власти – от федерального до муниципального – будет сам устанавливать размеры доплат и выплат, исходя из собственных бюджетных возможностей. Для каждого уровня теперь главное – не переплюнуть в своей заботе о бюджетниках федеральный уровень – какая там зарплата, такая должна быть на уровне региона и муниципалитета. А если, не дай Бог, регион или муниципалитет превысят в своей заботе федеральный уровень, то с них строго спросят, ибо большая часть наших регионов, не говоря уже о муниципалитетах, дотационные, и федеральный центр сможет строго проверить, куда идут эти самые дотации.

Сегодня губернаторы приносят присягу бюджетникам, говоря о том, что не ухудшат их материальное положение и сохранят «зарплатное постоянство» в течение 2005 года, но вот что будет потом – бабушка надвое сказала. Во всяком случае в некоторых регионах уже началась сумасшедшая экономия на учительских деньгах – классы укрупняются до 40 человек в каждом, количество учителей сокращается или существенно урезается количество часов при сохраняющемся числе педагогов. Почему это происходит? Ответ прост. Дело в том, что на новые расходные полномочия регионам потребуется, по оценке Комитета по бюджету Совета Федерации России, не менее 400 миллиардов рублей. Министр финансов РФ Алексей Кудрин, в свою очередь, назвал сумму, которая планируется на поддержку бюджетов субъектов РФ, в размере 345 миллиардов рублей. 55 миллиардов, таким образом, уже явный дефицит средств, который регионы неизвестно как будут покрывать. Но это еще не все. Дело в том, что 345 миллиардов рублей регионам выделят на все про все, а в этой сумме 189,9 миллиарда предназначены на покрытие тех прорех в бюджетах субъектов, которые возникнут в связи с разграничением полномочий. И если раньше на федеральном уровне речь шла о том, что приоритет государства – социальная сфера, то сегодня Кудрин говорит, что рейтинг приоритетов таков – сначала снижение внешних долговых обязательств страны, погашение дефицита Пенсионного фонда РФ, а потом все остальное. Остальное – зарплата бюджетников.

Думаю, со мной многие согласятся: при нынешнем уровне можно покончить не с бедностью, о чем трубят сейчас власти, а с педагогами, которые потерпят-потерпят да и уйдут туда, где зарплаты больше, ведь учителя привыкли работать много и хорошо, так что где-нибудь наверняка оценят и их квалификацию, и их ответственную работоспособность.

По информации, полученной в Совете Федерации РФ, уже в нынешнем году 36 субъектов РФ направят на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы от 40 до 45 процентов своих доходов, 24 региона – от 45 до 50, 9 регионов – свыше 50. То есть большая часть регионов в своих расходах на оплату труда бюджетников дошла до критического барьера в 40 процентов. Между тем губернатор Тюменской области Сергей Собянин считает, что нынешний уровень – предел, за которым нет надежды на увеличение зарплат. Но на самом деле нет надежды и на то, что через год сохранятся теперешние зарплаты, и непонятно, каким образом их уровень будет приближаться к прожиточному минимуму.

Если еще недавно у нас была Единая тарифная сетка и от нее шел отсчет увеличения зарплаты, то через год этой сетки скорее всего уже не будет. Если раньше повышение тарифных ставок ЕТС на федеральном уровне делало это повышение обязательным для регионов, то в скором будущем решение, принятое для федеральных учреждений, для регионов может оказаться необязательным, и они на вполне законных основаниях смогут платить зарплату меньше, чем на федеральном уровне, если у них нет достаточных средств в собственных бюджетах. В том, что достаточных средств не окажется, никаких сомнений нет – регионы и раньше с трудом находили средства на выполнение общегосударственных решений.

Бывший министр образования Владимир Филиппов, радея за интересы отрасли и ее работников, вместе с профсоюзом добился решения Госдумы о том, чтобы по итогам исполнения бюджета в первом полугодии 2004 года был рассмотрен вопрос об индексации зарплаты педагогов. Сегодня ни Дума, ни правительство об этом не вспоминают. Кроме Профсоюза работников народного образования и науки, напоминать и добиваться выполнения этого решения, похоже, некому. Властные уровни, судя по всему, страдают отсутствием памяти во всем, что касается зарплаты бюджетников. Еще недавно шел разговор о введении отраслевых систем оплаты труда, была разработана Министерством образования и профсоюзом оптимальная модель перехода – мешало только отсутствие средств для повышения фонда зарплаты в 1,8-2 раза. Отмена ЕТС в этом случае не ущемляла ничьих интересов. Сегодня, похоже, об отраслевой системе оплаты труда тоже забыли. Владимир Филиппов говорил, что с 1 января 2005 года будет введена штатно-окладная система оплаты труда, шли споры о том, хорошо это или плохо… Сегодня об этом никто не заикается.

Социальная напряженность в результате всего происходящего нарастает. Кому-то неразумному почему-то очень нужно, чтобы волны протеста выплеснулись на российские улицы. Профсоюз предпринимает отчаянные попытки провести переговоры с правительством, правительство упирается как может. Предположить, что чиновники на самом высоком уровне не понимают, как подставляют президента, как дискредитируют провозглашаемую им социальную политику, трудно. Значит, кто-то сознательно ведет курс на социальный взрыв. Зачем этому кому-то все это нужно? На этот вопрос пока ответа нет, потому что происходящее по меньшей мере необъяснимо.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту