Александр ШИШЛОВ, депутат Государственной Думы, фракция “Яблоко”, заместитель председателя Комитета по образованию и науке:
– Конечно, я хочу, чтобы выпускники наших школ, да и все граждане любили свою страну, любили Россию. И в этом контексте патриотическое воспитание имеет смысл. Другое дело, что патриотизм не только и не столько государственное, сколько общественное, гражданское понятие.
Каждый человек должен понимать, что он нужен своей стране как личность, а не как пушечное мясо. Поэтому государство должно прежде всего служить обществу, а не учить его жить. Для меня патриотическим воспитанием в школе было бы гражданское. Пусть каждый российский школьник наконец узнает свои права и получит возможность их защитить.
Сергей КАРА-МУРЗА, социолог:
– Патриотическое воспитание нужно любой стране, если она собирается существовать. Однако в разных странах, в разных культурах патриотизм выглядит и воспитывается по-разному.
У нас в России любовь к своей стране всегда была неразрывно связана с любовью к своему народу. Их нельзя разделять. Иначе часть общества неминуемо придет к кастовым, расистским ценностям. То же самое касается имперского варианта патриотизма с опорой на военную мощь. Он и в немецкой-то культуре утвердился с трудом. А в России воин – это прежде всего защитник слабых и обиженных, а потом уж герой. Можно, конечно, соблазнить часть молодежи призраком некоего державного величия, но это чувство даже у них долго не продержится. Идеалы социальной справедливости и взаимопомощи в русской культуре гораздо сильнее. На мой взгляд, они и должны стать основой патриотизма.
Федор ГИРЕНОК, доктор философских наук, зав. кафедрой философской антропологии МГУ:
– Для меня патриотическое воспитание – прежде всего процесс формирования человеческого самосознания. Человек не просто узнает, а понимает место, где он родился, где ему суждено жить, и, конечно, узнает себя, свое имя. Для этого люди с детства должны приучаться читать определенные тексты. Прежде всего русскую классику: Толстого, Достоевского, Лескова. Литература в известной степени и есть наше сознание. Она позволяет нам добиться идентичности. Сказать: я – русский, я – представитель определенной страны, носитель оригинальной культуры.
Нынешняя школа делает ужасную вещь. Она отучает детей от восприятия собственной культуры, я уж не говорю о любви к ней. В принципе каждый выпускник должен был бы прочесть избранные места из “России и Европы” Данилевского, из “Писем о русской культуре” Федотова, знать о существовании таких мыслителей, как Иван Ильин или Константин Леонтьев. Это прививка не только против невежества, но и против тупого шовинизма, который сейчас тоже пропагандируется.
Леонид ШЕРШНЕВ, генерал-майор запаса, президент Фонда национальной и международной безопасности:
– Патриотическое воспитание – естественная потребность в жизни любой страны. Мне кажется, что если у человека нет любви к месту, где он живет, то он не совсем человек, а некое аморфное существо, не помнящее своего родства.
Но если человек, повсюду кричащий о своей любви к Родине и требующий этой любви от других, реально ничего не делает для ее процветания, то он воспитывает не патриотов, а просто болтунов. И, наоборот, когда человек, пусть даже не связанный с образованием профессионально, прикладывает усилия для того, чтобы осознать ситуацию, в которой оказался его народ, его страна, и пытается ее как-то улучшить, то он неявно воспитывает окружающих. Рядом с настоящим патриотом сограждане чувствуют не только гордость, но и уверенность в завтрашнем дне, каким бы страшным ни казался сегодняшний. И это тоже воспитание.
Комментарии