search
main
0

Как воспитать мечту

Каждой личности - свой путь

Из столицы кажется, что дальневосточный Благовещенск находится где-то на другом краю Земли. И когда московские школьники спешат утром в школу, благовещенские давно вернулись домой и даже выполнили домашнее задание. Но и те и другие растут, мечтают о будущем, выбирают себе профессию или испытывают растерянность, потому что не знают, кем хотят стать. Конечно, «все работы хороши – выбирай на вкус», но, чтобы глаза не разбегались, в жизни у каждого ученика должен появиться такой человек, который увлечет своей профессией или мягко направит в нужное русло, выявив истинные интересы и способности/склонности. И почему бы таким человеком не оказаться учителю, например?

 

Знакомьтесь – Светлана Владимировна Булгакова, город Благовещенск, школа №26, учитель русского языка и литературы, знающая многое о профориентации подростков и умеющая жить увлекательно, заражая этим всех вокруг. Она называет себя педагогом-навигатором, поскольку принимает самое активное участие в федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее». К тому же именно под ее началом в школе существует научное общество «Академия развития». Если говорить о проекте «Билет в будущее», то он объединяет вокруг себя многих педагогов, психологов, общественных деятелей и специалистов в разных областях.

Благовещенская 26‑я школа принимает в проекте участие совсем не формальное. Педагогический коллектив школы давно наладил тесный контакт со всеми учебными заведениями города. Старшеклассники – неизменные гости дней открытых дверей, которые стали уже традицией, пожалуй, во всех вузах страны, для них организуются и просто групповые экскурсии в городские учебные заведения. Также как минимум раз в неделю ученики некоторых классов посещают занятия в Медицинской академии или в педагогическом университете. Впитывают атмосферу совсем уже взрослых лекций, учатся конспектировать большое количество информации, стараются ощутить вкус профессии и решают для себя самый важный вопрос – надо им это или нет. А если испытывают сложности с выбором, в школе целых два педагога-психолога проводят индивидуальные консультации и тестирования, после которых в головах учеников появляется больше ясности. Словом, мы видим, что Светлана Владимировна человек увлеченный и точно знающий, как выглядит ее цель. Но так в ее жизни было не всегда. И то, какая она сейчас, – результат активного поиска себя и доверия хорошим людям и жизни.

В профессию Светлана пришла, если можно так сказать, окольными путями. Дадим ей слово:

– После школы я не смогла сама ответить на вопрос, кем хочу стать. По совету мамы поступила на экономический факультет. После первого года обучения поняла, что экономика не то, что мне нравится. Было ужасно сложно и скучно. Поэтому я забрала документы из вуза, где проучилась год, и подала на историко-филологический факультет БГПУ.

Светлана Булгакова говорит о том, что ей повезло в том смысле, что мама на нее никогда не давила, давая свободу выбора. Это очень важно – прислушиваться к мнению своих детей и доверять им, ведь, как считает наша героиня, дети во многих отношениях лучше взрослых. Однако именно учительницей Светлана решила стать не сразу. Она просто всегда любила литературу и считала, что ее профессия должна быть непременно связана с ней. Когда перед глазами постоянно пример читающих взрослых, когда в доме собрано несколькими поколениями столько книг, что глаза разбегаются, поневоле появится тяга к чтению.

По словам Светланы Владимировны, именно личный пример является важнейшей составляющей для вырабатывания у ребенка полезных привычек. Что касается юной Светланы, которую еще никто не называл по отчеству, именно ведомая примерами наставников, она выбрала БГПУ и тот самый филологический факультет. И не прогадала. Любовью к профессии педагога Светлану Владимировну заразили ее вузовские преподаватели. Она видела, как увлечен каждый из них своим предметом, как они по максимуму стараются вложиться в каждого студента своей энергией, временем, силами и знаниями. Ну и, конечно, сама попробовала себя в деле во время педагогической практики, воспитывая в себе организованность и ответственность – главные, по ее словам, качества любого учителя.

На вопрос о том, кто для Светланы главные наставники, она не может выделить и назвать какие-то конкретные имена, потому что для нее был важен вклад каждого педагога в формирование ее личностных и профессиональных качеств. Она до сих пор с теплотой вспоминает студенческие годы и с удовольствием возвращается в университетскую атмосферу, где стены кажутся уже родными. Сейчас Светлана Владимировна довольна таким поворотом своей судьбы, ей нравится быть учителем, общаться с детьми, делить с ними их эмоции и первые успехи.

Как уже было сказано выше, для героини этой публикации большое значение имеет профессиональное самоопределение учеников. Ведь она на собственном опыте познала, что такое неверный выбор. Потому и не­удивительно, что конкурсное занятие в проекте «Учитель года» хоть и было уроком литературы, все равно содержало в себе элементы проектной деятельности и профориентации. Темой урока была лирика Ивана Бунина. Необходимо было выяснить с ребятами, в чем состоит ее особенность. Дети были поделены на несколько небольших групп, которым предстояло проанализировать бунинский поэтический текст в соответствии с той профессией, которую примеряла на себя каждая группа. Это, пожалуй, весьма интересный опыт. Ученики и о профессиях больше узнали, и с творчеством Бунина ознакомились под новым, неожиданным углом, и свое образное мышление потренировали. А главное – узнали что-то новое о себе. Конечно, конкурсный урок -это аккумуляция всего лучшего в преподавании конкретного педагога, выражаясь спортивным языком, показательное выступление, которое имеет мало общего со школьной повседневностью. Обычный урок Светланы Владимировны – это поиск оптимальной формы, для того чтобы во временных рамках максимально продуктивно изучить или закрепить материал, а также просчитать варианты, когда что-то пойдет совсем не так, как предполагал план урока. Ведь надо учитывать потребности детей. «Но время от времени креатив важен и на обычных уроках, иначе станет скучно и детям, и самому учителю», – заключает Светлана Владимировна.

Живя далеко от обеих столиц и центров массового туристического притяжения, учительница любит путешествовать, поэтому в Тюмень она ехала с радостью и была несказанно рада участию в мероприятии такого уровня. Город, пожалуй, зря в народе в рифму окрестили столицей деревень. Организация федерального этапа конкурса «Учитель года» оказалась на высоте, холодная Тюмень вдруг стала теплой и гостеприимной. Для участников конкурса были организованы экскурсия и встреча с людьми, известными своими достижениями не только в Тюмени. Конкурс подарил всем педагогам много впечатлений и стимул для дальнейшего профессионального развития. Большое значение имеет и обмен опытом. Но профессиональное общение иногда выходит за свои собственные рамки. «За то недолгое время, что мне посчастливилось быть частью такого масштабного мероприятия, накопилось огромное количество ярких воспоминаний, которые станут уже частью моей истории. Конкурс подарил мне новых друзей и примеры учителей, которые вдохновляют до сих пор», – поделилась Светлана Владимировна.

Но работа учителя не была бы полноценной и содержательной, если бы педагоги не отдавались так же вдохновенно своим увлечениям, тому, что приносит радость сердцу и уму, но не подчинено расписанию и отчетности. У Светланы Булгаковой тоже есть своя внешкольная жизнь, которую она посвящает своим хобби. Наибольшее значение для нее имеют чтение, общение с семьей и друзьями. Причем Светлана старается и эту сторону своей жизни расцветить яркими красками, придумывает всевозможные игры для друзей, даже пишет сценарии для ролевых детективных игр и квизов. Судя по тому, как был построен открытый конкурсный урок Светланы Владимировны, хобби учительницы повлияли и на профессию, что не может не нравиться детям. Жить и учиться хоть с капелькой игры и с элементами творчества – об этом мечтают многие, в любом случае главный результат – знания и интерес к дальнейшей познавательной деятельности за стенами школы.

Если же вернуться к хобби нашей героини, то дома у нее помимо всего прочего имеется целая коллекция настольных игр. Словом, в сибирские морозы долгими вечерами семья не скучает и знает, чем себя занять. А летом Светлана Владимировна старается путешествовать с семьей по разным регионам. В этом году они добрались до Юга России: побывали в Карачаево-Черкесии, Ейске, на Красной Поляне. Наиболее сильное впечатление на всю семью произвел Домбай. Эти воспоминания навсегда останутся в сердце, как и другие самые яркие моменты жизни, до которых всегда была жадна благовещенская учительница.

Ее мечта – чтобы профориентации уделялось должное внимание во всех школах России. Это большая работа как с детьми, так и с их родителями, которые частенько делают выбор за своего ребенка. В воспитании нет мелочей, уверена учительница, и о том, что считает самым главным во взаимодействии с детьми, говорит так: «Важно уметь слушать, быть терпеливым, в любой ситуации оставаться примером для ребенка». А ситуации бывают очень разными, в каких-то пригождаются одни качества учителя, а в каких-то требуются совсем другие. И здесь самое главное – понять, какие нужнее в данный конкретный момент. Уметь увидеть в ребенке и подростке личность, у которой будет свой путь, на который он робко становится именно сейчас. Чтобы не приходили в дома сантехники, тайно пишущие романы или выращивающие цветы, но по слову родителей получившие «полезную профессию», оттого, возможно, и впадающие во всевозможные зависимости. Чтобы сапоги тачал сапожник от Бога, а пироги тоже пеклись с любовью и профессионализмом. Чтобы дети приходили в школу с любопытством в глазах, учили и разбирали стихи Бунина или Маяковского, мечтали о будущем и смело шли к своей мечте, не боясь доверять таким целеустремленным людям, как Светлана Владимировна Булгакова.

Московские ученики сделают уроки, надышатся морозным воздухом на прогулке и сладко заснут, мечтая поскорее вырасти. А в далеком городе Благовещенске наступит утро, и дети отправятся в школу, где их ждут интересная жизнь, лучшие друзья, увлекательные книжки, полезные знания и любимые учителя. Каждый миг прекрасен, когда он ведет к исполнению мечты.

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, Амурская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте