Инжавинский район – один из многих сельскохозяйственных районов Тамбовской области. Здесь налажено производство зерна, молока, мяса, выращивают сахарную свеклу. Районные власти думают о том, кто придет на смену сегодняшним хозяевам села, а потому судьба образования их очень волнует: «Без сельских школ мы развалим один из капиталов России – крестьянство, села без школ и больниц вымирают, – говорит первый заместитель главы администрации района Иван Ильин. – Если не создавать нормальной современной инфраструктуры, через пять лет людей в отдаленных селах не останется. Поэтому жизнь села нужно менять коренным образом, возвращать молодежь, строить хорошее жилье, дороги, чтобы сравнялась жизнь в городе и на селе».
Тема возвращения в село на районном бале выпускников-2010 была главной. Руководители предприятий, сельских учреждений поднимались на сцену, чтобы призвать молодежь вернуться в район после получения профессионального образования. С новой сельскохозяйственной техникой, которая закупается в Инжавинском районе, не справляются работники старой закалки: в ней все компьютеризировано.
«Сегодня мы готовы принять молодых специалистов и предоставить им благоустроенное жилье на таких условиях: семь лет отработал, после этого имеешь право приватизировать жилье, и еще выделяем сто тысяч рублей подъемных, – рассказывает Иван Гаврилович. – Наша задача – решить вопрос с кадрами среднего звена, выпускниками специализированных учебных заведений, способных работать на новой технике. Требуются высококлассные механизаторы и животноводы, операторы машинного доения, а также ветврачи, зоотехники, агрономы и, конечно, педагоги в сельские школы».
После реструктуризации система образования района сильно изменилась. Раньше в муниципалитете было 34 школы с достаточно большим географическим разветвлением. До центральной школы района, которая сейчас стала базисным ресурсным центром, добраться из отдаленных сел было сложно. «В то время, когда по области шла реструктуризация, наш район еще дремал, люди ждали, что все вернется в прежнюю колею, – рассказывает начальник районного отдела образования Галина Вахрушева. – Этому способствовал «политический десант» одной из партий, людей убеждали в том, что ЕГЭ скоро отменят, реформы прекратятся, и все школы нужно сохранить. Эти «агитаторы» серьезно мешают нам в работе. Демография тоже сделала свое дело. Сегодня у нас шесть средних школ, хотя под этот статус попадает только одно образовательное учреждение. Остальные приходится сохранять в этом статусе, потому что до райцентровской школы в поселке Инжавино детям сложно добираться из-за большой отдаленности и плохого состояния дорог. Улучшить качество сельских дорог, конечно, помогли бы федеральные средства, и тогда вопрос с подвозом детей и сетевым взаимодействием был бы решен. Техническое перевооружение наших школ тоже может исправить положение: если вопрос сетевого взаимодействия будет отлажен на уровне современных технологий, мы будем предоставлять детям возможность обучаться по некоторым дисциплинам дистанционно».
Администрация района по возможности, а иногда сверх сил старается помочь образованию. Еще в 2007 году муниципалитет направил более пятисот тысяч рублей на аттестацию рабочих мест в школах. Тогда шел первый этап реструктуризации. Все педагогическое сообщество бурлило. Казалось бы, о какой аттестации рабочих мест может идти речь? Но глава района Александр Михайлович Попов выделил необходимые средства. Аттестацию проводили сотрудники лаборатории по безопасности образовательных учреждений областного института повышения квалификации. По всем правилам, на основании инструментальных замеров, в районе было аттестовано 725 рабочих мест, и сейчас в каждом образовательном учреждении сотрудники некоторых категорий получают доплаты за вредность. Это работники по обслуживанию зданий, кочегары, ответственные за кабинеты информатики.
Руководит райкомом профсоюза Ирина Юрьевна Хурцилава. Она не освобожденный профлидер, преподает в Инжавинской средней школе, которая является в районе ресурсным центром, поэтому все проблемы современного учительства переживает на своем опыте: «Пока мы не увидели того роста зарплаты, на который рассчитываем. На уровне области очень радует конкурс «Народный учитель», учрежденный губернатором. В предстоящий День учителя его победители удостоятся и высокого звания, и хорошей премии. Но в Год учителя педагоги ожидают поддержки сверху, реального повышения заработной платы. Если бы решился этот главный вопрос, педагоги действительно бы почувствовали значимость учительской профессии и внимание к ней».
Комментарии