Фильм «Шапито-шоу» молодого российского режиссера Сергея Лобана показывали в Анапе в последний день работы Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». К этому моменту и жюри во главе с узбекским режиссером Али Хамраевым, и зрители уже сделали ставки, наметив своих фаворитов. «Шапито-шоу», конечно, со счетов не сбрасывали: картину видели на Московском фестивале, и слухи о ней ходили самые противоречивые: одни захлебывались от восторга, другие хватались за голову. На деле фильм, совершенно не похожий на то, что мы привыкли называть традиционным кино, произвел эффект разорвавшейся бомбы. От изумления и неожиданности судьи тут же вручили его создателям «Золотую лозу», Гран-при фестиваля.
«УГ» уже писала об этом фильме, состоящем из четырех относительно независимых друг от друга новелл о путешествиях к морю, где главные герои одной части в другой либо играют роль эпизодическую, либо вовсе проходят лишь по краю экрана. Такой прием в свое время ввел в кинообиход польский режиссер Кшиштоф Кислевский в трилогии «Красный», «Синий», «Белый». Новеллы «Шапито-шоу» – о любви, дружбе и уважении, а еще о том, что весь мир цирк, а люди в нем… нет, необязательно клоуны – иногда еще дрессировщики, фокусники и акробаты. Это кому что ближе.К сожалению, без наград, зато с целой армией вновь приобретенных единомышленников уехала из Анапы российская «Презумпция согласия» Фархота Абдуллаева. Нарочито минималистичная, снятая «под документ», дабы форма не отвлекала от содержания, картина будто скальпелем вскрывает сразу несколько весьма болезненных вопросов дня сегодняшнего. Не умозрительных, околофилософских, а столь конкретных, что аж холодок по спине. Проблема узкопрофессиональная, медицинская: имеет ли право государство, не получив на то личного согласия, рассматривать каждого из нас как потенциального донора органов. И вопрос куда более широкий: кто он, современный наследник Гиппократа, – холодный профессионал или прежде всего человек с чутким к чужой боли сердцем? Ответ неутешителен: на дворе эпоха профессионалов, для которых пациент всего лишь биологический материал, который надо подштопать, а если не получается, раскроить на запчасти. Врач, хотя бы изредка заглядывающий в глаза больному, тот, о котором писали когда-то Чехов и Булгаков, – это уже уходящая натура.Затронута тут и болезненная тема гастарбайтеров. Именно таким пришлым, нежданным чужаком оказывается главный герой «Презумпции» врач Эмин. Но его не принимают не столько из-за экзотического имени и иностранного паспорта, сколько оттого, что совесть и человечность для нового окружения героя черты непонятные, а потому враждебные.Лучшим режиссером юбилейного «Киношока» – в этом году фестиваль праздновал свое двадцатилетие, а значит, его награды имеют особый символический смысл – назван эстонец Сулев Кеэдус. Его «Письма ангелу» тоже фантасмагория, но в отличие от искрящегося «Шапито-шоу» это мрачный северный гимн одиночеству. Мастерски и со вкусом снятая констатация того неопровержимого факта, что каждый из нас пересекает эту жизнь один, а все те связи, что мы накапливаем за годы, – любовные, дружеские или родственные – не больше чем морок, фикция, игра воображения или самообман.Лучшей актрисой жюри признало Наталью Аринбасарову, сыгравшую в казахской картине «Жиде. Нежданная любовь», хотя определенно в творческой карьере Аринбасаровой были работы и посильнее, и повыразительнее. Призом за лучшую мужскую роль отмечен ее партнер по картине «Жиде. Нежданная любовь» Нуржуман Ихтымбаев. Вообще ажиотаж вокруг этой вполне заурядной телевизионной мелодрамы о поздней любви непонятен. Единственный козырь картины – приглашение на одну из главных ролей грубоватого, но сочного Жерара Депардье. В остальном это не только не фестивальная сенсация, но не более чем фон, под который, думая о своем, можно в воскресный вечер перегладить гору свежевыстиранного белья.Куда свежее смотрится на этом фоне еще одна казахская картина – «Риэлтор» дебютанта Адильхана Ержанова, к счастью, отмеченная специальным призом жюри. История о том, как молодой бездельник и пропойца Дарик случайно попадает в средневековую дикую степь и, будучи по ошибке принят за сильного и всемогущего «батыра», вынужден защищать прибившуюся к нему горстку обездоленных беглецов от кровожадных кочевников, наводящих ужас на всю округу. Сказочного канонического чуда не случится. Дарик не может встать вровень с эпическими богатырями древности, мелок современный человек для этого. Но произойдет нечто куда более важное: в нем проснется уважение к корням, некое зачаточное подобие чувства долга. Во всяком случае, вернувшись в свое время, он отчего-то передумает продавать иностранцам клочок родительской земли. Внешне несерьезный, замешанный на молодежном сленге, модных «гэгах» и прочих субкультурных штучках, «Риэлтор» тем не менее бьет в самое сердце: если хочешь добиться отклика от молодой аудитории, нужно хотя бы изредка говорить на ее языке, не морща от натуги лоб, не надувая щеки.Если для кинематографистов и критиков «Киношок» – серьезная зарядка для ума, когда за несколько дней нужно увидеть и осмыслить все, что сделано за истекший год на экранном пространстве бывшего СССР, вычленить основные проблемы, подметить новые особенности киноязыка, то для простых зрителей это широкий праздник. Это премьеры на центральной площади, ежедневные концерты и творческие встречи с артистами. В честь своего юбилея «Киношок» подарил Анапе собственную Аллею звезд. Такую же, как в Голливуде, только лучше.
Комментарии