search
main
0

Как увидеть “розовое горлышко” кошки Пуси

Не обязательно читать по списку, чтобы стать интеллигентным человеком

Нередко приходится слышать сетования коллег-словесников на то, что приохотить современных детей и подростков к книге – задача неподъемная. Однако на самом деле привить ребятам любовь к чтению совсем не сложно.

Что нужно, чтобы ребенку захотелось читать? На этот вопрос без всяких методик ответит любая образованная мама или бабушка: почаще читать ему вслух разные интересные книжки. Именно интересные, которые возьмут “за живое”. А поскольку в хрестоматиях для среднего звена таких произведений немного (исключение, пожалуй, хрестоматия Полухиной для 6-го класса), выход один: читать детям побольше интересного вслух.

В 5-7-х классах я не жалею времени на уроки внеклассного чтения. С самого начала учебного года целый месяц, а то и больше, читаю вслух интересные рассказы. Потому что мне нужно в первую очередь достичь главного – чтобы дети зачитали. Тогда и программа пойдет значительно быстрее, да и понята она будет глубже. Потраченное время окупится с лихвой. Кроме того, для закрепления положительных эмоций от прочитанного необходимо погружение в книжную стихию, т.е. такие уроки должны идти в течение сравнительно длительного срока.

Что же я читаю своим ученикам? Принципы выбора просты и естественны (им интуитивно следуют в любой читающей семье). Я беру вещи, которые максимально отвечают возрастным особенностям, интересам, потребностям детей. При этом, разумеется, по-настоящему художественные и пронизанные подлинной человечностью. Поначалу выбираю короткие рассказы, чтобы можно было уложиться за один урок. Впоследствии подключаю и такие, чтение которых занимает несколько уроков. В 5-6-х классах начинаю обычно с “Мухи с капризами” и “Черного петуха” Яна Грабовского. Ведь в этом возрасте так велик интерес к миру животных! Рассказы эти, полные любви к ним, сюжетны и забавны. В ненавязчивой форме, с мягким юмором автор ставит глубокие нравственные вопросы. И еще – рассказы коротки, чтение каждого занимает около двадцати минут.

Затем в течение двух-трех уроков читаю превосходный и трогательный рассказ писательницы Елены Верейской “Карай”. О том, как озлобленного жестоким обращением пса, настроенного враждебно ко всем, добрые люди – молодая мама и два ее сына – сочувствием, пониманием и терпением превратили в любящего и верного друга. И, разумеется, спасли его, купив у жестоких хозяев. В рассказе интересный сюжет сочетается с тонким психологизмом. С точной психологической достоверностью изображена постепенность “очеловечивания” собаки, борьба в ней между привычным страхом перед человеком, недоверием к нему и новым чувством, которое впервые начинает испытывать несчастное существо. А как живо и реалистично описано поведение мальчиков! Как достоверно дана психология хозяев Карая!

Дети слушают эти рассказы с таким интересом, который мы не так уж часто видим при изучении программных произведений. А в школьной библиотеке нарасхват разбираются сборники Яна Грабовского и других авторов произведений о животных. После этого читаю стихотворение Веры Инбер “Сеттер Джек”, которое слушается с неменьшим увлечением, чем рассказы. И желающих выучить его наизусть всегда достаточно. (Если кого-то “смущает” только размер стихотворения, разрешаю учить в паре с товарищем – по половине).

Семиклассникам, а иногда и шестиклассникам во II полугодии читаю более сложные рассказы о животных, с большим количеством описаний. Лучше всего идет “Бурый Волк” Джека Лондона – о трудном выборе, который делает собака между легкой и комфортной жизнью у новых хозяев и полной тягот, часто голодной жизнью у старого хозяина. С каким волнением ждут подростки развязки! Наступают минуты такой тишины, ради которых, собственно, и приходишь в школу…

Затем идут рассказы о ровесниках, сложные, психологические. Обычно беру Юрия Яковлева (“Багульник”, например), Вильяма Сарояна – “Война” и “Акробаты” (на один урок каждый), а потом – “Эхо” Юрия Нагибина.

На этом я обычно заканчиваю первый “заход” и приступаю к изучению программных произведений.

Второй “заход” – через полтора-два месяца. Выбор произведений зависит от уровня и интересов класса. В 7-м обязательно читаем повесть Алексина “А тем временем где-то”… (Когда вижу, что ребята уже достаточно заинтересованы, даю некоторые главы прочитать дома. Но перед этим убеждаюсь, что у всех эта повесть есть). Трудно отыскать другое произведение, где действовали бы ровесники учеников, а интересный сюжет сочетался бы с постановкой очень непростых психологических и нравственных проблем. А сколько там живых, обаятельных героев!

Разумеется, важна и методика проведения таких уроков. Приемы, которые я использую, очень просты и продиктованы элементарными наблюдениями реальной жизни. Ведь что делают мама, бабушка или папа, желающие “подогреть” интерес ребенка к какой-то книге? Читая ему вслух, останавливаются на самом интересном месте. Если выбор удачен, ребенок с нетерпением будет ждать продолжения. Ведь так просто. Почему же мы не делаем этого?

Разумеется, после чтения рассказов возникает потребность немного поговорить о них. Здесь я тоже стараюсь, чтобы мои вопросы были естественными, не гасили бы возникших эмоций, а, наоборот, поддерживали бы их. Обязательно спрашиваю, какие места кому больше понравились. Эта беседа всегда проходит очень оживленно – каждому хочется поделиться впечатлениями. Потом задаю вопросы, которые помогают осмыслить психологические коллизии и нравственную суть рассказа. Радуюсь, если вижу жизненность детских суждений. Не забуду, как во время беседы о рассказе В. Сарояна “Война” пятиклассница сказала: “Ненависти нас учат взрослые!” А один из мальчиков добавил: “Мы тоже бываем жестокими, особенно во время соревнований”.

Иногда обращаю внимание на одну-две детали, позволяющие увидеть описываемое или понять состояние действующих лиц. Тут необходимо чувство меры, чтобы не превратить живой разговор в нудное натаскивание на “художественные приемы”. (Чувство меры, впрочем, требуется при постановке любых вопросов – их не должно быть слишком много). Если это удается, разговор получается оживленный. Ребята запоминают даже такие детали, как, например, “розовое горлышко” кошки Пуси из рассказа Грабовского, которое видно, когда она зевает.

На таких уроках за активное участие в беседе я щедро ставлю отличные и хорошие отметки. Могу поставить “5” и за один-единственный ответ, если, скажем, ученик заметил то, мимо чего прошли остальные. (Система уроков внеклассного чтения дана в моей хрестоматии “Добрый мир” – “Просвещение”, 1995).

Пока мы занимаемся внеклассным чтением, на дом задаю только одно: читать. В первый же день занятий даю список рекомендуемых книг. Включаю в него самые интересные, но обязательно разнообразные, ведь у ребят не одинаковы степень начитанности, возможности, интересы. Подчеркиваю, что никто не обязан читать все книги по списку – задача в том, чтобы найти те, которые увлекут. Никогда не требую, чтобы начатое непрограммное произведение непременно было дочитано, даже если оно не нравится. (Это нелепое псевдопедагогическое требование многих начинающих читателей отвратило от книги. Оно просто противоестественно, ведь мы-то с вами не читаем того, что нам не нравится). Наоборот, настоятельно рекомендую: если ты выбрал книгу неудачно и тебе неинтересно ее читать, возьми другую.

Чтобы заинтересовать ребят и облегчить им выбор, два первых урока посвящаю “агитации” за список. Выбираю 7-8 разных по тематике книг и рассказываю о них. При этом не стесняюсь сказать, что эта – интересна всем, а вот эта – для тех, кто уже немало прочитал.

Конечно, не обходится и без какой-то индивидуальной работы. Слабых, неначитанных держу “под приглядом”: частенько интересуюсь, что они читают, помогаю выбрать книгу в школьной библиотеке. Стараюсь беседовать с ребятами о прочитанном на переменах. Бывает, они сами подходят за советом. Кто-то хочет читать только фантастику, кто-то просит посоветовать “рассказ про любовь”, кто-то “что-нибудь наподобие” понравившейся книги… А однажды восьмиклассница ошарашила меня вопросом: “А что нужно читать, чтобы стать интеллигентным человеком?”

Что же, фантастика так фантастика (потом и что-то другое “зацепит”) – возьми “Девочку с Земли” Кира Булычева, или “Ковер-самолет” Крапивина, или “Неукротимую планету” Гарри Гаррисона, или “Р – значит ракета” Рэя Брэдбери… А если про любовь – прочти повесть Р. Фраермана “Дикая собака Динго”. Хочешь почитать о ровесниках – к твоим услугам рассказы и повести А. Алексина… На вопрос же о том, можно ли читать не по списку, отвечаю: “Конечно!” Но стараюсь прийти к компромиссу: “Давай так: одну читаешь по списку, одну – какую хочешь. Согласен?” Разумеется, другое дело, если ученик опередил свой возраст и с интересом читает, скажем, Льва Толстого или Шекспира (но такие случаи редки).

Первый год, пока ребята еще не “втянулись”, регулярно провожу зачеты или сочинения по внеклассному чтению.

Нечитающих у меня не бывает.

Так работают многие учителя, которых я знаю. И все это совсем не сложно.

Инна КЛЕНИЦКАЯ, учительница русского языка и литературы 626-й московской школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте