О том, что человек как таковой сильно изменился, говорят довольно часто. Правда, специалисты в области психологии не советуют рассматривать все современные проблемы лишь в логике таких перемен. Более того, они считают, что изменились скорее условия вокруг нас, поэтому вынуждены меняться и люди. И у каждого из нас от рождения есть неодинаковые шансы на социализацию и интеграцию в обществе. Особенно заметны эти различия стали именно сейчас. Об этом шла речь на очередном вебинаре Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ.
«Никто не поменялся, мы просто лучше вгляделись»
Человек рождается социально беспомощным, и, если не вмешаются разрушительные или замедляющие факторы, с течением времени он становится все более социально адаптированным. Этот процесс и называется социализация. Представление о том, что это такое, каждый имеет практически со школьной скамьи. В курсе «Обществознание» достаточно подробно говорится, в том числе, и о базовых институтах социализации – семье и школе. Основная задача социализации, это всегда, как отмечает заместитель директора Центра развития лидерства в образовании, руководитель группы «Исследования современного детства» Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова, процесс усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, которые позволяют человеку успешно функционировать в обществе. Тем не менее, сегодня семья и школа настолько далеко ушли от того, что было устойчивой нормой середины минувшего столетия (и эта трансформация еще продолжается), что невозможно говорить о том, что в каждой семье к определенному периоду ребенок будет одинаково социализирован.
Уже с 70-х годов в устойчивое и некогда понятное нам развитие вклиниваются глобализация, коммуникационные технологии, экономические потрясения. Кроме того, мы вдруг поняли, что существуют и разные дети: от тех, у кого исключительно высокие результаты (впрочем, о них мы знали и раньше) до тех, кто, увы, ни при каких обстоятельствах не сможет на равных с другими получить знания. Раньше такая полярность детского контингента, по словам Катерины Поливановой, успешно игнорировалась, поскольку не стоял вопрос об инклюзивном образовании и коррекционные школы были более закрытыми организациями, чем сейчас. Поэтому, увидев, а точнее, внимательно рассмотрев проблему, мы чаще говорим о том, что поменялись дети…
Говорят о том, что поменялась и семья. Но здесь уже результат, действительно, налицо. В послевоенное время классическим примером «ячейки общества» была нуклеарная семья, в составе которой оказывались представители лишь двух поколений. Сегодня круг семьи может быть гораздо шире, и поэтому возникают новый вопросы. Бабушка отчима – для этого конкретного ребенка – бабушка или нет? А дети отчима – ему братья и сестры? А как быть с детьми родного отца от другого брака? Они тоже родственники? При всем своем опыте не каждый взрослый сходу ответит на такие вопросы, а задумываться о них сегодня приходится детям. В условиях размывания привычного образа семьи происходит и размывание норм поведения. Часто приводится уже, похоже, ставший расхожим пример: как быть ребенку, если мама заставляет делать домашнее задание, а «воскресный папа» балует и разрешает часами сидеть за компьютером? Кто из них прав?
Дело еще и в том, что ребенок теперь не средоточие семьи; современная семья взрослоцентрична, и, если встает вопрос о карьерном росте или о личных перспективах, взрослый, практически не задумываясь, меняет место жительства и работы, меняет спутника жизни. Раньше и особенно в советской литературе и фильмах можно было выловить совсем другой сюжет: вдова делилась со своим повзрослевшим ребенком рассказом об упущенной возможности вновь устроить личную жизнь – из-за того, что боялась потревожить его. Впрочем, никогда это не передавалось с оттенком обвинения или жалоб.
В таких условиях дети получают сегодня больше свободы, но лишь потому что родители утрачивают физическую возможность контроля. Правда, потом родитель может попытаться скомпенсировать это. Сегодня принцип «доказал свою самостоятельность – имеешь право на еще большую» работает уже с оговорками. Проявлениями хозяйственности или способностью позаботиться о себе современного взрослого не убедишь, поэтому нередко даже младшие подростки сегодня гуляют или идут в школу и на дополнительные занятия в сопровождении бабушек и дедушек или иных старших родственников.
«Богатому добавится, а бедный ничего не получит»
Если немножко поворчать, можно сказать, что раньше все было понятнее и проще: школа воспринималась как очевидное благо – для всех, бесплатная, знания могут сразу пригодиться после выпускного класса, знания дает учитель и он истина в последней инстанции: и содержательно, и методологически. Но все то, что было полезно и разумно в школе еще в середине прошлого столетия, по словам Катерины Поливановой, сегодня может показаться уже очень спорным. А мы почему-то до сих пор по инерции учим быстро решать квадратные уравнения вместо развития навыков мультизадачности…Неравенство в социализации влечет за собой, как отметила Катерина Поливанова, и еще одну важную проблему. Если раньше в одном классе за партой сидели примерно одинаковые дети, то сегодня, несмотря на сходный возраст, они совсем не обязательно имеют одинаковый опыт. Пожалуй, именно поэтому практика преподавания «всем, как одному» сегодня тоже перестает работать. А, значит, меняется – или должна меняться – и сама школа.
К тому же с течением времени мы стали понимать, что связь между полученными в школе знаниями и оценками не всегда прямая. Здесь любят вспоминать двоечников, добившихся большого коммерческого и иного успеха. И при всей своей противоречивости эта мысль имеет рациональное зерно: последние исследования четко доказали, что большее влияние на жизненные результаты человека оказывают не именно учебные результаты, а то, на основе чего они в свою очередь складываются – это социально-экономический статус и культурный капитал семьи.
Закономерно, что ребенок из более обеспеченной семьи может иметь большее разнообразие возможностей обучения и досуга, и, скорее всего, не только потому что у его мамы и папы есть средства на его развитие, но и потому что они сами более образованные, больше повидали и освоили. Такие родители являются настоящими менеджерами возможностей развития своего ребенка. А возможностей сейчас на самом деле очень много, потому что образование принимает, по словам Катерины Поливановой, все более интересные формы. Казалось бы, удивительно, что имеют популярность летние школы, отбирающие у детей несколько недель беззаботного отдыха, но ведь они нравятся, в первую, самим учащимся.
Но дело здесь, по сути, не только в деньгах: сегодня практически повсеместно существует выбор образовательных возможностей, кружков, секций и т.д., и они являются бесплатными. Проблема в том, насколько адекватно организован доступ детей к их ресурсам. Относительно легко эту проблему могут скомпенсировать семьи, где высок социально-экономический статус: кто-то из родителей может пожертвовать временем или найти другие способы, чтобы даже из отдаленного района привезти ребенка на занятия. А что делать тем родителям, которые заняты зарабатывание денег, чтобы семья хотя бы нормально питалась и одевалась? Естественно, в такой ситуации не только семейный досуг с ребенком будет сводиться лишь к совместному просмотру телевизора, обеднено будет и пространство возможностей, и соответственно, получение опыта ребенком. А значит, под вопросом и становление его собственного культурного капитала. А это, как вы понимаете, уже цепная реакция…
О самом главном
Перед органами управления образованием всегда стоит много задач, но сегодня, как отмечает Катерина Поливанова, у них появилась еще одна – выравнивание шансов на благополучное взросление ребенка. Решить ее в одиночку образовательные ведомства едва ли смогут: многое зависит от территории, где выявлен дисбаланс в доступе к дополнительному образованию. Первоочередная задача в таком случае – это аудит территории, который позволит понять, чего действительно не хватает в данном случае. И единственно верного решения здесь быть не может – каждое ищется индивидуально и именно в процессе аудита.
Фото автора
Материалы вебинара доступны на сайте РТЦ
Немного статистики
Третий вебинар РТЦ НИУ ВШЭ собрал беспрецедентное количество участников. К обсуждению проблем социализации и дополнительного образования школьников подключились более 1000 учителей, руководителей различных уровней образования, специалистов институтов повышения квалификации и др.
В планах РТЦ обсуждение следующих тем:
– «Независимая оценка качества подготовки обучающихся: как обеспечить эффективное взаимодействие общества и государства?»
– «Оценка профессиональных компетенций студентов СПО в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами»
Продолжение темы
Результаты одного из предыдущих исследований Катерины Поливановой в области проблем детства также освещались на страницах «Учительской газеты». Со статьей можно ознакомиться по адресу: http://ug.ru/archive/56238.
Также о проблемах социализации современных детей – в материале «У школы “ледяное лицо”»: http://ug.ru/archive/62036.
Комментарии