search
Топ 10

Как управлять качеством образования с инновациями

Основные направления развития московского образования определены в государственной программе Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Сегодня перед каждым образовательным учреждением стоит задача не просто повысить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а гарантировать каждому ученику московский стандарт качества, который включает в себя дополнительные повышенные требования к результатам, процессу, условиям деятельности образовательных учреждений.

Одно из направлений развития гимназии в рамках реализации проекта Школы будущего – формирование инфраструктуры оценки качества образования и новых принципов управления школой на основе показателей качества. В течение нескольких лет мы работаем над темой «Управление качеством образовательного процесса». Качество образования в гимназии складывается из качества образовательной среды, которая включает в себя качество ресурсов и качество процессов, а также качество результатов. Качество ресурсов – это качество учебных планов и программ, качество научно-методического обеспечения, качество используемых форм и методов обучения, воспитания и развития, качество кадрового состава педагогов, качество материально-технической базы. Качество процессов включает в себя деятельность образовательного учреждения в режиме развития, качество используемых образовательных технологий, качественную реализацию индивидуальных возможностей субъектов образовательного процесса, качество взаимодействия образовательного учреждения с внешней средой. Качество результатов складывается из таких компонентов, как:- сформированность совокупных ключевых компетентностей;- уровень обученности;- физическое, психическое, нравственное здоровье обучаемых;- освоение эмоционально-ценностных отношений;- освоение способов деятельности, в том числе творческой;- социальная адаптация;- удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса. Таким образом, основными нашими задачами становятся конструирование образовательной среды гимназии, стимулирование и поддержка инициатив педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров, направленных на формирование комплекса ключевых компетентностей выпускника образовательного учреждения и повышение качества образования в целом.Для обеспечения качества образования гимназия осваивает новые модели обновления содержания образования, разработанные на инновационных площадках Москвы в рамках проекта «Школа будущего», выстраивает систему управления качеством образования с учетом качества организации образовательного процесса и качества образовательного результата. Осуществление инновационной деятельности в рамках реализации программы развития гимназии предполагает следующее.     В области получения новых образовательных результатов учащихся обретение компетентностей как осознанного умения адекватно применять имеющиеся знания и способы деятельности в решении учебных задач и в практической жизни. Среди важных компетентностей выделяются: – осознанное владение общими учебными умениями и навыками, включая исследовательские, проектные, информационные, умения самообразования; – способность публично представлять результаты своей деятельности, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; – способность адекватно оценивать учебные и жизненные ситуации, а также свои возможности; – желание и умение строить свою жизненную карьеру; – желание и умение быть лучшим.     В области характеристик управляемого объекта:- создание в виде эпистемотеки банка пересекающихся учебных модулей, обеспечивающих изучение всего комплекса учебных программ, интеграцию общего и дополнительного образования;- переход к освоению сценарно-деятельностных, интерактивных форм педагогической деятельности на основе создания мультимедийной телекоммуникационной мастерской; – внедрение нового типа портфолио – цифрового, позволяющего проектировать развитие ребенка на протяжении всего курса обучения и осуществлять управление качеством образования; – индивидуализацию образования на уровне индивидуального учебного плана и персональной образовательной программы на старшей ступени обучения в соответствии с индивидуальными образовательными запросами гимназистов и возможностями гимназии; – переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения; – обретение педагогом компетентности в области работы с последними достижениями науки в области своего предмета, ИКТ, использование проектных и исследовательских методов обучения, антропологизации процесса образования.     В области изменения характеристик управляющей системы гимназии: – возникновение новых позиций педагогов (педагог-игротехник, педагог-тьютор-сценарист); – отработку сетевой модели организации методической службы гимназии; – включение детей, родителей, педагогов, специалистов в анализ и перепроектирование среды гимназии в направлении создания единой системы здоровой школы; – привлечение профессиональных и социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства гимназии. В процессе инновационной деятельности гимназия апробировала и разработала программу поддержки и развития чтения гимназистов в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения на 2007-2010 годы, цель которой обеспечение условий повышения культурной компетентности педагогов и учащихся гимназии. Задачи программы: – развитие социокультурного пространства чтения и укрепление основных связей в инфраструктуре поддержки и развития чтения (библиотеки – образовательные учреждения – учреждения дополнительного образования – вузы – научно-методические учреждения – зарубежные партнеры); – развитие системы популяризации чтения; – обеспечение научно-методического сопровождения работы педагогических кадров, реализующих систему популяризации чтения, в рамках деятельности инновационной сетевой площадки по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования «Пушкинское слово»; – создание системы эффективных механизмов координации и кооперации усилий участников, реализующих политику в области чтения. Проект «Успешное чтение» мы реализуем в условиях сотрудничества гимназии с Фондом поддержки образования (Санкт-Петербург) в рамках Гимназического союза России с целью создания в гимназии условий для развития читательской культуры гимназистов, без которой невозможно осуществление качественного образования. Наша гимназия в рамках Гимназического союза России участвует в проекте «Библиотека гимназии (XXI век)», который также реализуется в условиях сотрудничества с Фондом поддержки образования Санкт-Петербурга. Необходимость новой роли библиотеки гимназии обусловлена современной концепцией образования, ставящей задачу получения метазнания, то есть знания о знаниях. Проект предполагает повышение качества образования в гимназии посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства. Одно из управленческих решений – расширение интегративных связей основного и дополнительного образования, в том числе через создание структурного подразделения гимназии «Центр поддержки одаренных детей». 100% учащихся охвачены различными формами в рамках дополнительного образования – они занимаются в хореографическом коллективе «Школьные звезды», в секции шахмат, спортивных игр, кружках бисероплетения, выразительного чтения, хоровом ансамбле, туристическом клубе «Ветер странствий», клубе «Юный правовед», Школе живописи Андрияки. Все занятия системы дополнительного образования ведут высококвалифицированные специалисты. Широта первичного охвата, основанная на различных организационных формах (кружки, клубы, студии, школа живописи), – часть модели системы, разработанной в гимназии и ориентированной на развитие, которая обеспечивает условия раскрытия одаренности учащихся. В гимназии действует школьная академия наук, которая включает в себя научное общество учащихся «Поиск» с подразделениями «Лингва», «Вдохновение», «Эрудит», математический клуб «Пифагор», клуб «Юный правовед». Ее назначение – активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к исследовательской, поисковой работе, проектному творчеству под руководством ученых, преподавателей вузов, учителей и других заинтересованных лиц. Сотрудничество с вузами мы осуществляем на основе программы социального партнерства, цель которой – определение приоритетов в обеспечении взаимодействия с вузами столичного мегаполиса, создание условий для повышения доступности, эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся, интеграции и координации деятельности педагогов школы, совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, повышения эффективности связей с социальными партнерами для решения образовательных проблем. В декабре 2010 года наша гимназия стала победителем отборочного конкурса школ – участниц проекта «Школьная лига Роснано». Школьная лига Роснано – сетевая организация, цель которой продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования. Объединяя учреждения школьного образования, ученых и преподавателей вузов, представителей индустрии и бизнеса, лига организует их деятельность для достижения своей основной цели. Среди направлений развития инфраструктуры гимназии важное место занимают: – построение электронной (модульной) школы, использующей мультимедийные, телекоммуникационные, интерактивные технологии; – формирование новой информационной культуры и работа школы в гипермедиасреде со знаниями и образцами деятельности. Одним из условий и действенных средств повышения качества образовательного процесса в гимназии является совершенствование информационной среды. Для развития информационно-образовательной среды задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный образовательным учреждением. Ресурсы информационных технологий дают возможность организовать в виде эпистемотеки банк учебных модулей, сформировать индивидуальные учебные программы и организовать работу учащегося по индивидуальному учебному плану, в перспективе создать в гимназии лабораторию дидактического дизайна, мультимедийную телекоммуникационную мастерскую (МТМ). К реализации такого проектного решения должны быть готовы все участники образовательного процесса, и в первую очередь педагоги. Качественное образование повышенного уровня не может быть обеспечено без учителя, обладающего новым профессионализмом, – учителя Школы будущего. Педагогический коллектив нашей гимназии, вошедшей в Гимназический союз России, обладает достаточным потенциалом, чтобы реализовать проект строительства Школы будущего – Нашей новой школы – и оказывать определенную помощь в рамках сетевого взаимодействия педагогам других образовательных учреждений в округе, в городе и в регионах страны. Определение приоритетов в содержании непрерывного образования педагогов, создание условий для повышения эффективности и качества профессиональной культуры учителя с учетом его индивидуальных особенностей, запросов и интересов, совершенствование управления образовательным процессом взрослых – задача, на решение которой направлена деятельность методической службы гимназии.  Организация модели вариативной методической службы в гимназии – одна из ведущих управленческих задач повышения качества образовательного процесса. Новым ориентиром в научно-методической работе становится процесс не столько информирования учителей о научных достижениях, сколько проектирования деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путем самообразования, самоорганизации и саморазвития и развитие педагогической компетенции и педагогического творчества. Формирование проблемного сознания учителей – одна из ведущих задач, направленных на развитие познавательной деятельности педагогического коллектива. Основными формами организации методической работы выступают педагогические чтения, теоретические и научно-практические семинары, методический консалтинг, модульные курсы, ролевые игры, дискуссии, заседание научно-методического совета, кафедры, методического объединения, тематические педсоветы, мастер-классы, научно-практические конференции, фестивали, аукционы, ярмарки педагогических идей, творческие отчеты учителей, подготовка методических сборников. Научно-методическая, экспериментальная, исследовательская деятельность – важные направления работы педагогического коллектива. Организация научно-методического сопровождения обеспечивается через сотрудничество с научно-методическими учреждениями, вузами, научными учреждениями. Для достижения нового качества гимназического образования мы широко используем горизонтальные связи между уровнями управления, то есть реализуем партисипативный подход к роли субъекта управления, согласно которому в управлении жизнью гимназии участвует не только администрация, но и весь педагогический коллектив (через педсоветы, работу кафедр и методических объединений, ученическое самоуправление). Функция ответственности распределяется между руководителями, учениками, родителями, учителями. Управление в гимназии носит опережающий характер, согласно которому субъекты управления осуществляют прогностическую деятельность, чтобы рассчитать реально достижимые цели (результаты), своевременно предвидеть трудности и реагировать на них до того, как их действие негативно скажется на педагогической деятельности. Светлана ДВОРЯНЦЕВА, директор гимназии №1583, заслуженный учитель Российской Федерации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте