search
main
0

Как уговорить «нехочуху» и помирить «обижулек»

Использование социоигровых приемов в формировании коммуникативных компетенций

Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен. Человек – это то, во что он верит.

Антон Чехов

 

Начнем с притчи: «Однажды на улице я увидел ребенка. Он хотел есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу: «Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?» Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос: «Я кое-что предпринял. Я создал тебя».

Миссия педагога – прежде всего быть человеком. Особенно значимо это для педагога, работающего с дошкольниками, потому что в этот период закладываются представления ребенка о себе, окружающем мире, о добре и зле, об отношении окружающего мира к нему и, наоборот, формируются коммуникативные компетенции.

Сегодня для воспитания, как никогда, актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…», то есть чем меньше мы управляем детьми, тем более актуальную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социоигровая педагогика», представленная Е.Шулешко, А.Ершовой, В.Букатовым.

В своей педагогической практике мы применяем социоигровые приемы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.

Сущность социоигрового стиля его основатели определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим советам НОД, организуем игру-жизнь между микрогруппами детей и одновременно в каждой из них, социоигровую технологию системно используем как непосредственно в образовательной деятельности, так и в совместной образовательной деятельности взрослых и детей.

Социоигровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей и между собой, и с педагогом.

Какое бы удовольствие ни получали мы от каждой встречи с детьми, прежде всего мы отвечаем за качество своей работы по их воспитанию и развитию. Педагогу необходимо иметь в арсенале игры и игровые приемы, которые помогут решить детские проблемы: кто первый будет играть игрушкой, как пригласить в игру. Да и педагогу частенько нужно придумать, как успокоить расшалившихся детей, помирить «обижулек», привлечь к общему делу «нехочуху»… учить договариваться.

Мы должны ясно представлять себе, во-первых, что в общении с ребенком все конкретно и содержательно: лексически, интонационно, эмоционально. Поэтому так важно, чтобы бережное отношение к человеку выражалось во всем – в каждом приветствии, обращении, форме благодарности, проявлении недовольства.

Во-вторых, в рамках социоигровой технологии педагогу потребуется сочетать очень серьезный внутренний подход с легким, веселым, эмоциональным поведением. Наблюдать реакцию детей, постоянно авизируя ситуацию. Педагог одновременно должен сочетать, причем абсолютно искренне, две роли: старшего друга, любящего, активного, и строгого аналитика, постоянно оценивающего происходящее со стороны.

В-третьих, большую роль играют привычки. Честно говоря, нам ведь только кажется, что дети всегда нуждаются в чем-то совершенно новом. Новизна в предлагаемых играх и упражнениях должна быть продумана. Если появляются новый поворот, усложнение, это оживляет атмосферу игры, активизирует. Учит детей чуткости к новому.

В-четвертых, если дети успешно осваивают игры и упражнения, то становятся нашими союзниками, партнерами. Мы можем с ними смело советоваться, как лучше провести ту или иную игру, упражнение. Мы можем высказывать им свои сомнения, впечатления о том, как складываются отношения в процессе игр и упражнений, рассказывать, у кого какие успехи.

Плюсы социоигрового стиля:
– отношения «ребенок – сверстник»;
– педагог является равноправным партнером;
– разрушается барьер между педагогом и ребенком;
– дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
– дети самостоятельны и инициативны;
– дети сами устанавливают правила игры;
– дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
– дети договариваются, общаются (исполняют роль говорящих и слушателей);
– общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
– дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
– социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Игры-заводилки помогают собрать внимание, настроить на выполнение задания. Игровые разминки снимают физическое и психологическое напряжение, поднимают настроение и успокаивают. Имитационные игры и упражнения помогают проявить исполнительские способности. Игры в кругу со сменой водящего, игры-эстафеты просто радуют и объединяют.

«Главная забота воспитателей не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь недидактическая вещь, как дружба», – утверждает психолог и педагог Евгений Шулешко. А вот мнение воспитателя одной из наших групп:
– Дети в группе часто ссорятся. Их конфликты не способствуют формированию коллективности.

Найти подход к каждому ребенку, выяснить его проблемы, воспитать в нем чувство коллективизма мне помогают социоигровые приемы. Если «социо» – это малая группа, то игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Я стала внедрять в работу социоигровую технологию с конца младшей группы.

Данная технология предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения и чаще всего используется в старшем дошкольном возрасте. Дети в этом возрасте либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогая приятелю или сверстнику, то есть поддерживая его начинания.

Но на личном опыте убедилась, что данную технологию можно начинать внедрять и раньше в зависимости от интеллектуального уровня развития детей и их поведенческих особенностей. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Берегите в себе человека,
Повторим эту мудрость не раз,
И тогда вы добьетесь успеха
И огня детских любящих глаз…

Наталья ЕГОРОВА, старший воспитатель школы №64; Юлия ИВАНОВА, учитель-логопед школы №64

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте