Хорошая сельская школа – это плохая сельская школа. Парадокс? А вот и нет. Ведь что делает хорошая школа? Дает хорошее образование. А чего захотят выпускники, получившие хорошее образование? Правильно, продолжать его в городе. А захотят ли они с этим образованием возвращаться в село? Вот то-то и оно. Получается, что чем лучше школа, тем хуже селу? Как превратить сельскую школу не в катапульту для «выбрасывания» молодежи из деревни, а в опору местного культурного социума? Своим опытом делится Ольга КОЛЕСНИК, начальник Управления образования и молодежной политики Захаровского муниципального района Рязанской области.
Петух за окном
Один советский очеркист, описывая крошечный городок, нашел такой выразительный штрих: «В этом городе у памятника Ленину вас может ужалить шмель». Если бы он побывал в Захарове, то записал бы в блокнот такое наблюдение: здесь за окнами районной администрации слышен голос петуха.
– А как же, – улыбается Ольга Викторовна. – У нас же даже районный центр не город, а село… Район наш, в общем-то, типичный для Центрального федерального округа. Он сельскохозяйственный, перерабатывающих предприятий очень мало.
Среди бумаг на столе Ольги Колесник вижу листок с цитатой из Плутарха: «Что до меня, то я живу в маленьком городке, и чтобы не сделать его еще меньше, собираюсь в нем жить и дальше». Что же нужно делать, чтобы привить сельским выпускникам такое убеждение?
В первую очередь – воспитывать патриотизм. А что здесь может больше всего помочь? Музейная педагогика и краеведение. Захаровскому району есть что показать своим детям. Впрочем, вместо того чтобы сидеть в управлении образования и слушать рассказ о местных школьных музеях, не лучше ли один раз их увидеть?
Садимся с Ольгой Викторовной в служебную «газель».
– Мы ее получили по федеральной программе «Дети России». У нас хорошо выполняется подпрограмма «Профилактика правонарушений». Теперь проще возить ребят в город (в театр, например), – попутно объясняет Ольга Колесник.
Едем по селу. Нас обгоняет школьный автобус.
– У нас очень развита маршрутная сеть. Пять школьных автобусов, – комментирует Ольга Викторовна.
Знамена и полотенца
Приезжаем в Плахинскую среднюю общеобразовательную школу имени Александрова. Того самого Александрова, на чью музыку положен Гимн Российской Федерации. Он родился в этом селе. В школе оборудован роскошный музей. Одиннадцатиклассник Саша Азимов излагает нам биографию своего тезки-композитора.
Имя Анатолия Свистунова, летчика-истребителя, не столь известно. Он тоже плахинский уроженец, ему в музее также отведено место.
Не только мужчины принесли славу селу Плахино. В дальнем уголке музея, за знаменами и фотографиями военных оркестров, скрывается уголок женского искусства. Полотенца, подушки, просто картинки в рамочках… С 1921 по 1963 год в Плахине работала артель вышивальщиц.
Достаточно ли одного патриотизма?
Развивать патриотизм, конечно, важно. Только ведь человек может оставаться патриотом и вдали от своей малой родины. А как сделать так, чтобы эта самая малая родина не оскудевала людьми?
В Плахине меня знакомят с молодой учительницей Ириной Щукиной. Она ведет в школе имени Александрова уроки музыки. Заочно учится на словесника:
– Учителя все мои, родные. Легко мне здесь. Никуда уезжать не хочется.
Ирина живет в селе в родительском доме. Дом большой, четырехкомнатный. Но не у всех такие хорошие жилищные условия. Некоторым надо помогать их создавать. В Захаровском районе работает программа «Молодой семье – доступное жилье». При мне в управление образования приходили молодые пары – получать сертификаты. Ольга Викторовна говорит, что и рождаемость в селе поднялась.
Воспитание патриотизма, обеспечение жильем… Какие еще секреты удержания людей в селе?
По дороге в Безлычное
– Сельским детям нужна ранняя социализация, – говорит Ольга Колесник. – Они должны понимать, что село – это их дом. Мы проводим акцию «Забота». Это в первую очередь забота о своей школе. Школа для ребят – второй дом. Забота о ветеранах. Забота о памятниках. Недавно я узнала, что у министра сельского хозяйства Гордеева есть идея провести в нашей области акцию с таким же названием.
– На базе школ мы возрождаем родительский всеобуч, – продолжает Ольга Викторовна. – Этого не было с семидесятых годов прошлого века. Повышаем уровень правовой культуры родителей. Некоторые родители даже не знают, что по Семейному кодексу несут ответственность за своих детей.
Сельским жителям хотелось бы, чтобы их дети как можно раньше брали на себя ответственность за них. Окончит парень девять классов, мама говорит: иди-ка работать, вон какой вырос, сколько можно в школу эту ходить. А разве полное среднее образование кому-то помешает? Поэтому в Захаровском районе активно развивают заочное обучение и экстернат.
Тракторы и тренажеры
Не помешает деревенскому выпускнику и знание сельхозтехники и крестьянских ремесел. Во многих захаровских школах старшеклассникам факультативно преподают основы агротехники и механизации растениеводства. Местные агропредприятия приглашают их на практику.
В этом отношении больше всего выделяется Безлыченская средняя общеобразовательная школа. Год назад она выиграла миллионный грант по приоритетному национальному проекту «Образование». На эти деньги обставили компьютерный класс новейшей техникой. Купили интерактивную доску, ноутбук. Шестьдесят тысяч рублей потратили на тренажерный зал.
– У меня есть ученики в девятом и десятом классах, которые серьезно занимаются своей физической формой, – говорит учитель физкультуры Геннадий Найбауэр. – Приходят сюда заниматься и после уроков.
Безлыченские старшеклассники могут по желанию не только «качать мускулы» в тренажерном зале, но и учиться работать на тракторе, а потом сдавать на права машиниста-тракториста III класса. У некоторых захаровских школ (Большекоровинской, той же Плахинской) есть свои трактора. У Безлыченской пока нет. Просто те школы уже давно работают как средние, а Безлыченская завела старшие классы всего тринадцать лет назад. Но ученики работают на машинах ООО имени Алексашина.
Школяры помогают хозяйству: убирают картофель, пропалывают пшеницу, заготавливают сено, работают на пасеке, помогают на скотных дворах. И предприятие не остается в долгу: выделяет транспорт для доставки продуктов в школьную столовую, для поездок на районные соревнования и конкурсы, для экскурсий в Рязань, по есенинским местам. А за детьми, живущими в деревне Волынь, приезжает бесплатный автобус и везет в Безлыченскую школу. Базовое предприятие выписывает учителям по льготным ценам молоко, мясо, муку, крупу, дает участки в поле. Зимой посылает технику расчищать снег вокруг школы, весной дает известь для побелки деревьев на пришкольном участке…
Интересно, это руководители захаровских сельхозпредприятий так охотно шефствуют над школами? Или управлению образования приходится помогать налаживать эти связи?
– У нас есть совет по реализации нацпроекта «Образование», туда входят и руководители сельхозпредприятий. Губернатор объявляет конкурс на лучшую шефскую работу, – рассказывает Ольга Викторовна. – Некоторые руководители считают, что, мол, школа – учреждение государственное и забота о ней лежит всецело на государстве. Приходится им напоминать, что в школе обучаются ваши же будущие работники. Вы же покупаете сложную технику, комбайны немецкие с компьютерами. Вам нужны и грамотные специалисты.
Смотрите, кто остался
Одним сельхозпредприятием руководит бывший одноклассник Ольги Колесник. Ольга Викторовна окончила школу двадцать лет назад, и большинство ее одноклассников и поныне живут в Захаровском районе. «Как ни пройдешь по району – все знакомые». Сейчас, конечно, уже не столь охотно остаются жить в селе. И все же…
– В прошлом и позапрошлом годах в район вернулась половина выпускников. Сорок шесть процентов, – вспоминает Ольга Викторовна.
Имеется в виду – вернулись после окончания колледжей и вузов. Про нынешний год говорить было еще рано.
– Но мы, разумеется, не считаем, что, если уехал из села – это плохо, – улыбается Ольга Колесник. – Из нашего района девочка, Оля Ланцова, поступила в МГУ, на политологию. А брат ее – в Московский институт экономики, статистики и информатики на факультет мировой экономики. Мы гордимся своими выпускниками. Они с нами связи не теряют, пишут письма.
Мария РАЕВСКАЯ, Захарово, Рязанская область
Комментарии