search
main
0

Как учить финансовой грамотности поколение Z?.

Многочисленные исследования показывают, что поколение Z (поколение «центениалов», «линкстеров», растущих с гаджетами в руках digital natives) обладает набором особенных когнитивных характеристик, которые должны быть учтены при проведении образовательных и просветительских мероприятий, в том числе в области повышения финансовой грамотности. Одно из наиболее интересных, с нашей точки зрения, исследований было проведенно в 2016 году агентством Validata по заказу Сбербанка РФ. Оно известно как «30 фактов о современной молодежи». Представляется, что как минимум три выявленных факта требуют особого осмысления с точки зрения практического использования при обучении поколения Z ответственному финансовому поведению.

Итак, «центениалов» характеризуют:

Клиповое мышление;Потребность постоянного социального взаимодействия;Отрицание признанных не их поколением авторитетов.

Клиповое мышление означает способность воспринимать только краткую, яркую, наглядную, желательно смешную или провокационную информацию. Центениалы быстро переключают, не задерживаются на одном объекте более 8 секунд, предпочитают тексту картинки или короткие видеоролики.

Из тренингов по продажам пришел в наш мир формат выступления Elevator Pitch. Идея проста: предпринимателю надо за время спуска на лифте объяснить потенциальному инвестору суть своей идеи, ее несомненную выгодность и фантастическую привлекательность. Elevator Pitch – это правильный формат для начала общения с представителями поколения Z – чтобы зацепить аудиторию, подготовить ее к знакомству с учебным материалом.

Давайте посмотрим, что уже есть в совместном проекте Минфина РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», чтобы такие «питчи» подготовить? Есть уже ставший классическим пример про старуху-процентщицу, которая выдавала кредиты «по гривне в месяц с рубля». Нехитрый расчет показывает, что 10% в месяц – это не 120% годовых, а все 214%. Еще можно вспомнить, что это самая «гривна» бралась «за месяц вперед-с». То есть, фактически должник получал на руки не рубль (с отдачей через месяц 1 рубля 10 копеек), а 90 копеек (с отдачей рубля). Таким образом, фактическая ставка составляла 11,1% в месяц, или 254% годовых.

Большое количество других литературных примеров было собрано в рамках проекта компании ПАКК «Учимся финансовой грамотности на ошибках литературных героев».

Идем дальше.

Нужно помнить, что современные ученики не воспринимают традиционные длинные лекции, выпадают из процесса, если изложение материала монотонно, переключаются на свои гаджеты, если нет наглядности и интерактива. Когда и если вы «зацепили аудиторию», успех можно развить в формате 18-минутной лекции TED Talk. За это время надо представить основную идею, указать связь этой идеи с уже известным слушателям, удивить каким-то неожиданным фактом, использовать примеры, которые поддерживаются вашими собственными наблюдениями и опытом или/и опытом и наблюдениями ваших слушателей.  От учеников важно добиться включенного взаимодействия. Эмоциональное восприятие welcome.

Нужно не столько рассказывать, сколько показывать, и не только опорные слайды для поддержки ключевых тезисов. Центениалы воспринимают мир, в основном, в зрительных образах. Фото, короткие видео, мемы – это то, что надо.

Означает ли представление материала в TED-формате снижение качества? С нашей точки зрения, именно лимит по времени является секретом успеха TED Talks. Короткое выступление требует серьезной подготовки – концентрации мысли, четкости формулировок, качественной аргументации, наглядности и артистизма, увлеченности лектора. Обучающие материалы должны опираться на актуальные для этой возрастной группы примеры, а не абстрактные теории и рассуждения – нужна «точка приземления», то есть ответ на вопрос «зачем эти знания мне лично».

Поколение, родившееся с пальцем на кнопке, живет в смартфонах, поэтому учебные материалы тоже должны жить там же – в электронном виде, а не на бумаге.

Поколение Z не может без социального взаимодействия, которое в основном происходит в социальных сетях. Центениалы не умеют и не любят быть одни, общение – это способ самоидентификации и признания. Поэтому соцсети – хороший канал для продвижения материала по финансовой грамотности в среду подростков. Преподаватель, в идеале, должен стать блогером и преподносить информацию с точки зрения ее интересности, поскольку интересное самоценно, и практической применимости.

Офлайн активности, например, квесты, TED-лекции на открытых площадках, мастер-классы и олимпиады могут быть источником для онлайн-обсуждения и повышения статуса участников этих офлайн-мероприятий. Слоган Билайна «запостил – было, не запостил – не было» вполне применим и к образовательным мероприятиям. Больше фото, больше ссылок с фото на личные страницы участников, больше лайков – надо подпитывать стремление к взаимодействию.

В 2017 году на экономическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова была проведена первая всероссийская олимпиада по финансовой грамотности. Она проводилась при поддержке финансового омбудсмена П.А. Медведева, а в основе заданий для студентов лежали реальные ситуации, с которыми столкнулись потребители на финансовом рынке. В олимпиаде принялb участие более 600 человек из 35 регионов. В ходе очного тура, в который вышли победители региональных этапов, организаторы предложили голосовать в ВКонтакте за команды своих вузов; голосование было привязано к прямой трансляции выступлений команд в этой социальной сети. За несколько часов проголосовало 7 тысяч человек, страница олимпиады получила 18 тысяч просмотров. С нашей точки зрения, этот ход для популяризации финансовой грамотности себя оправдал.

Взрослые не являются авторитетом. Поколение Z владеет новыми технологиями лучше старших, быстрее находит информацию, способно одновременно работать с несколькими источниками. Однако зачастую собственная цифровая грамотность трактуется молодежью как грамотность в отношении цифровых финансов. В результате криптовалюты или форекс-услуги, продвигаемые через социальные сети, могут показаться надежным финансовым инструментом.

Поэтому для продвижения принципов ответственного финансового поведения нужны агенты влияния в молодежной среде, «свои» по поколенческому common knowledge, стилю общения, уровню владения гаджетами. При организации образовательных и просветительских мероприятий, как свидетельствует опыт ЭФ МГУ при проведении всероссийской олимпиады, наиболее эффективными в плане привлечения студентов к участию были посты магистрантов и аспирантов из организационной команды олимпиады.

На наш взгляд, существующие методические подходы и значительная часть материалов, в том числе разработанных в рамках проекта, практически не учитывает вышеперечисленные когнитивные особенности поколения, на которое они ориентированы. Эти особенности могут нам не нравится, быть неудобны, их очень хочется признать несущественным отклонением. Однако жизнь вынуждает понять и признать, что центениалы – другие, а значит, придется ступить на путь поиска новых форм и методик работы, экспериментов, не все из которых окажутся удачными. Образование превращается в венчур, где, как известно, результат не гарантирован, победителей немного, но они захватывают рынки, а кроме того, дают шанс на овладение знаниями поколению с гаджетом в руках.

Об авторе:

Сергей Анатольевич Трухачев – заместитель декана экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Федерального сетевого методического центра для повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте