Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Новые технологии

Как технологии меняют образование в школе

Дата: 22 октября 2020, 14:30
Автор:

Перо — шариковая ручка, счеты — калькулятор, доска — интерактивная панель. Технологии приходят в школы, становятся доступны ученикам. Процесс обучения модернизируется, и постепенно меняется вся система образования.

В Музее истории информационных технологий и вычислительной техники московской школы № 1368

Каждое новое техническое изобретение облегчает жизнь, отнимая при этом развивающий фактор прикладных технологий, считает доктор филологических наук, специалист по истории российского образования Алексей Любжин. Так, за возможность быстрого набора текста приходится расплачиваться развитием мелкой моторики, а электронные переводчики ограничивают творческий подход к изучению языков. Появление технологий влияют и на память. Зачем все держать в голове, если в любой момент информацию можно найти в глобальной сети. С технологиями можно успешно работать только с накопленными традиционными знаниями в голове, отмечает эксперт.

От пера до VR-очков

Образовательный процесс в XX веке, с точки зрения технологий, менялся, но медленно. Началось все с шариковой ручки. Она пришла на смену перьевой, хотя ее долго не “пускали” в школы. Затем появились калькуляторы, потом переводчики, и процесс остановить уже было нельзя: компьютеры, интерактивные доски, VR-очки.

Как ни странно, обыкновенная шариковая ручка в середине прошлого века наделала много шума. За текст, написанный ей, можно было и пару схлопотать. Долго в школах ее не жаловали, даже запрещали. Медики утверждали, что, когда ребенок выводит буквы шариковой, он задерживает дыхание, происходит даже сбой сердечного ритма. Да и вообще, куда ей тягаться с перьевой, которая вырабатывала красивый почерк и активизировала работу мозга и мелкую моторику. Зато с шариковой ускорился процесс письма, канули в лету чернильницы, кляксы и промокашки. Плюсы пера неоспоримы, и в некоторых современных школах в началке вернулись к перьевым ручкам, которыми первоклассники учатся выводить слова.

Затем в школы пришел калькулятор. В привычном для нас виде он появился в 1960-х годах. Первый же советский микрокалькулятор разработали в 1977-м. Сейчас счетная машинка есть в любом гаджете – им пользуются школьники. Это облегчает жизнь, но приводит к постепенной утрате детьми навыков устных, да и письменных вычислений. Ученикам становится сложнее определить правильность расчетов и найти ошибку в примере.

Абак – древняя счётная доска для арифметических вычислений. Экспонат из музея московской школы № 1368

Первые карманные переводчики, появившиеся примерно в середине 1990-х годов, ускорили процесс перевода, но минимизировали творческий подход: школьники стали меньше переводить сами, подбирая возможные варианты. Машинные переводы, конечно, оставляют желать лучшего. Электронные переводчики не видят разницы в употреблении синонимов, допускают ошибки в порядке слов, числе и роде. Перевод – это все-таки искусство, требующее начитанности, кругозора, навыков правильно строить предложения.

Современности образовательному процессу добавили интерактивные электронные доски, которые связаны с компьютером. Они повышают эффективность образовательного процесса: детям на интерактивной доске работать интереснее, а учителям – экономия времени. Интерактивный урок можно быстро подкорректировать на компьютере и использовать в разных классах.

Отдельного внимания заслуживает история внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий. Попытки разработать программу информатики в советских школах с математическим уклоном начались в 50-х годах XX века. Однако в то время учителя не обладали должным уровнем подготовки, а в школах не было оборудования. Обязательным предметом информатика стала лишь в 1985 году. В это время в СССР начали собирать персональные компьютеры, в массовое производство запустили несколько моделей и технологии плавно перетекали в учебный процесс. Поначалу преподавали информатику учителя естественных наук, инженеры, программисты НИИ. Ученики изучали основные возможности и компоненты ЭВМ, варианты их применения и основы программирования. Сейчас учебу без компьютеров представить уже невозможно. Как и другие нововведения, компьютеры привнесли в учебу скорость и удобство, позволили забыть о словарях и энциклопедиях, сделали возможным продолжить дистанционно учебный процесс во время карантина весной 2020 года. Появились и такие возможности, как онлайн-доски для мозговых штурмов, когда несколько учеников одновременно пишут в них со своих компьютеров.

Техническая эволюция в музее и на практике

Вся эта техническая эволюция, которая изменила школьное образование, представлена в Музее истории информационных технологий и вычислительной техники московской школы № 1368. Более тысячи экспонатов родители и педагоги собирали не один десяток лет: счетные палочки Непера, раритетный столетний арифмометр Однера, прадедушка счетной доски – абак, старые компьютеры, материнские платы, ретро-фотоаппараты, винтажные пишущие машинки, микрочипы. На уроках информатики старшеклассники разбирают ЭВМ, чтобы узнают как трансформировалась вычислительная техника.

– Школьники могут сравнить, что и как улучшилось, а без прошлого нет будущего, – говорит учитель информатики школы №1368 Александра Синицына.

Модели, распечатанные на 3D-принтере

В школах появляются новые технологии, детям нужны новые знания, которые им дают на новых предметах. Например, на уроках по геймдизайну учитель столичной школы №2065 Денис Жеребятьев учит ребят создавать компьютерные игры, рисовать и оживлять персонажей, разрабатывать приложения для операционной системы, на 3D-принтере сканировать и печатать модели разных предметов, скажем, скульптуру для школьного музея Великой Отечественной войны, учит их рисовать 3D-мультфильмы. А на уроках по 3D-моделированию и прототипированию рассказывает ученикам, как с помощью компьютерных программ создавать объемные модели любых предметов – зданий, техники, космических станций.

Несмотря на прогресс, необходимо продолжать развивать базовые навыки и умения. Конечно, можно записывать все в гаджете, но при этом продолжать практиковать письмо от руки, ведь оно помогает концентрироваться и запоминать информацию, заставляя мозг относиться к процессу внимательнее. Привычка записывать свои мысли и переживания на бумагу снимает стресс и тренирует мозг. Писатель Трумен Капоте признавался, что, начиная работать над новым романом, сначала всегда делает записи от руки.

Обучение геймдизайну

Учитель геймдизана и 3D-моделирования школы №2065 Денис Жеребятьев тоже считает, что нельзя учить детей только работе с технологиями. На уроках он старается работать в паре с другими учителями. Например, учитель рисования учит чертить от руки, а Денис Игоревич рассказывает, как применять эти знания в работе на компьютере. Или учитель физики и астрономии рассказывает детям о том, что такое гравитация и какие законы действуют в космосе, а на занятиях по геймдизайну ученики создают космическое пространство.

– Если бы мы пытались реализовать этот проект без учителя физики, у учеников в голове была бы каша, – говорит педагог.

Несмотря на то, что технологии делают учебный процесс быстрее и интереснее, роль учителя как основного фактора эффективного образования никуда не уходит. Научить основным навыкам и заложить базовые знания никто, кроме педагога, не сможет. Технологии-технологиями, но личность учителя всегда будет занимать центральное место в образовательном процессе.

Фото из архива школ


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt