search
main
0

Как стать ответственным родителем. Урок валеологии на тему: «Здоровый ребенок. Факторы, влияющие на его здоровье» для учеников 10-11 классов

Урок валеологии «Здоровый ребенок. Факторы, влияющие на его здоровье» ориентирован для учащихся НПО и СПО на базе общего образования, а также может быть полезен ученикам 10-11-х классов общеобразовательных школ. Урок построен таким образом, что его можно использовать как внеклассное мероприятие.

Благоприятные факторы                                                           Приложение 1   X   Во вложенных файлах Приложение 6, Приложение 9, презентация к уроку   Фото с сайта http//www.hoeylady.ru

Цели

Образовательная: ·        познакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье ребенка; ·        формировать знания о понятиях «репродуктивное здоровье», «планирование семьи», «объем питания детей первого года жизни». Воспитательная: осознание учащимися необходимости особо тщательного и бережного отношения к репродуктивному здоровью. Развивающая: развитие способности планирования семьи, расчета питания.   Задачи: 1.                обучение навыкам принятия осознанных решений, формирование здорового образа жизни; 2.                мотивация к сохранению своего здоровья и здоровья своего партнера; 3.                утверждение ценностей семейной жизни; 4.                разъяснение необходимости контроля за своим сексуальным и репродуктивным поведением в соответствии с социальными, личностными и этическими нормами; 5.                формирование сознательного отношения к своему будущему потомству, сексуальности; 6.                научить рассчитывать необходимое количество питания детям грудного возраста.   Тип урока: урок усвоения новых знаний.  Вид урока: урок открытых мыслей  Методы обучения: коллективный и индивидуальный способы обучения, работа в малых группах, самостоятельная работа учащихся, беседа, проблемный, творческий методы, рейтинговая система оценок. Оборудование: проектор, слайды: статистика за 2005-2007 годы, гестационный период, карточки с ситуационными задачами, шарики-витаминчики для оценивания результатов ответа, «Древо здоровья».   Литература: 1.                Студеникин М.Я., Ефимова А.А.  Экология и здоровье детей. – М., 1998. 2.                Экология и репродуктивное здоровье женщины /В.И.Орлов, А.А.Кожин, О.В.Сивочалова и др. – Ростов на Дону, 2000. 3.                Здоровые дети России в ХХI веке / Г.Г.Онищенко, А.А.Баранов, В.Р.Кучма и др. – М., 2000. 4.                Беременность от зачатия до родов / Эстер Лаби, Гила Лейтер, Филипп Летсу – М., 2007. 5.                Взросление. Репродуктивное здоровье и здоровый образ жизни /Российская ассоциация «Планирование семьи». – М., 2002.   Межпредметные связи: Биология, валеология, основы медицинских знаний, ОБЖ, гигиена, анатомия, педиатрия, акушерство.   План урока I.      Организационная часть ·        Проверить подготовку к уроку. ·        Психологический настрой учащихся.   II. Основная часть 1.  Актуализация темы урока. Объявление  цели и задач урока. 2.  Статистические данные по России за 2007 год. (Приложение 1) 3. Планирование семьи: ·        репродуктивное здоровье (приложение 2), ·        планирование семьи (приложение 3), ·        методы контрацепции  (приложение 4), ·        менструальный цикл; определение критических дней (приложение 5).   4. Гестационный период. (Приложение 6): ·        эмбриональный период, ·        плацентарный период, ·        пороки развития эмбриона.   5. Вскармливание детей грудного возраста: ·        типы вскармливаний (Приложение 7), ·        преимущества естественного вскармливания, ·        расчет необходимого количества питания (Приложение 8 – 9).   Ш. Заключительный этап. ·        Самостоятельная работа учащихся: «Древо здоровья» (Приложения 10 – 11). ·        Выявление победителя по сосуду «Здоровья» (Приложение 12). ·        Общие выводы по уроку.   Приложение 1. В настоящее время в России только официально зарегистрированных наркоманов более 870 тысяч, алкоголиков свыше 1580000, психически больных 978000, больных туберкулезом около 370 тысяч, ВИЧ- инфицированных – не менее 260 тыс. человек. В 2006 году, по сравнению с 2005 годом, рождаемость снизилась на 7,6%, естественный прирост сократился на 21,1%. Проблемы современных семей: 1)    растет число неполных семей; 2)    растет семей, имеющих детей-инвалидов; 3)    не сокращается число детей сирот; 4)    ухудшается состояние здоровья детей; 5)    продолжительность жизни мужчин в России 62 года, женщин – 72 года.   Приложение 2. Репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия  при отсутствии заболеваний репродуктивной системы. Проще говоря, полная гармония общего состояния организма, включая функции половой системы для воспроизводства здорового потомства. Состояние репродуктивного здоровья мужчин и женщин оценивается следующим образом: 1.     по уровню материнской и детской смертности, самопроизвольных выкидышей; 2.     по показателям частоты рождения детей с врожденными пороками развития и заболеваемости репродуктивной системы мужчин и женщин; 3.     по состоянию менструальных функций женщины и половых функций мужчин; 4.     по результатам анализов крови, мочи, сперматозоидов и гормонов.   Приложение 3. Планирование семьи. Каждый человек в будущем желает иметь здоровую семью, детей. Этим объясняется актуальность планирования семьи, которое заключается: ·        в рождении желанных, здоровых детей; ·        в сохранении здоровья женщины; ·        в достижении гармонии; ·        в психо-сексуальных отношениях семье; ·        в осуществлении жизненных планов. Для того, чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать как сохранить свое репродуктивное здоровье: ·        оптимальный возраст для рождения детей 20-35 лет; ·        интервалы между родами не менее 2-2,5 лет; ·        аборт – самый небезопасный метод регулирования рождаемости, его можно избежать с помощью современных методов контрацепции; ·        инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у мужчин и женщин.   Приложение 4. Виды контрацепции: ·        гормональные контрацепции (противозачаточные таблетки, уколы, подкожные имплантанты); ·        внутриматочная контрацепция; ·        барьерная контрацепция – презервативы, колпачки, диафрагмы; ·        химическая контрацепция – спермициды; ·        хирургическая контрацепция – перевязка маточных труб и семявыносящих протоков; ·        естественные методы контрацепции основаны на определении «опасных» и «безопасных» для зачатия дней.     Приложение 5. Определение критических дней. 1.     От менструального цикла отнимаем 18 – это начало «опасных» дней. 2.     От менструального цикла отнимаем 11 – это последний день «опасного» периода. Например, менструальный цикл – 28 дней. 28-18=10; 28-11=17, значит, с 10-й по 17-й день от начала менструации – «опасные» дни. Если у вас менструальный цикл 28 дней, а последняя менструация была 29.03.07 г., значит, «опасные» дни с 08.04.07 г. по 15.04.07 г.   Приложение 7 Типы вскармливания. 1.     Естественное. 2.     Искусственное. 3.     Смешанное.   Приложение 8 Расчет необходимого количества питания 1. Определение веса ребенка на данный момент. m (тела при рождении)+ 800·n – до 6 мес.  жизни m(тела при рождении)+ (800·6) + 400·(n-6) старше 6 мес.  жизни 2. Суточный  объем питания. Объемно-весовой метод: 2 нед – 2 мес – 1/5 массы тела 2 мес – 4 мес – 1/6 массы тела 4 мес – 6 мес – 1/7 массы тела 6 мес – 9 мес           – 1/8 массы тела 9 мес – 12 мес         – 1/9 массы тела 3. Разовый объем питания. Количество кормлений детей грудного возраста: От 0-1 мес – 7 раз в день От 1-6 мес – 6 раз в день От 6-12 мес – 5 раз в день Старше 12 мес – 4 раза в день   Приложение 10 «Древо здоровья» Неблагоприятные факторы: •         Вирусное заболевание матери в 1 триместре беременности. •         Наличие соматических болезней у будущих родителей, особенно болезни почек, анемии и других. •         Наличие инфекционных заболеваний. •         Вредные или тяжелые условия труда родителей, стрессовые ситуации. •         Вредные привычки. •         Отсутствие или позднее начало медицинского наблюдения. •         Беременность, возникшая в течение 3 месяцев после окончания предыдущей. •         Росто-весовые показатели. •         Качество питания. •         Роды в домашних условиях. •         Дефекты ухода, нерациональное вскармливание. •         Отказ от прививок и диспансерного наблюдения. •         Неблагоприятная экологическая обстановка   Благоприятные факторы: •         Планирование. •         Состояние здоровья родителей. •         Здоровый образ жизни. •         Полноценное, рациональное питание. •         Занятие спортом, закаливание. •         Соблюдение режима дня. •         Социально-экономическое благополучие. •         Раннее начало медицинского наблюдения во время данной беременности. •         Оптимальный возраст матери – 20-35 лет. Интервалы между родами не менее 2-2.5 года. •         Своевременное наблюдение у детского врача. •          Своевременная постановка прививок. •         Правильный уход за ребенком. •         Грудное естественное вскармливание. •         Благоприятная экологическая обстановка   Приложение 11. Задание. Каждой группе выдается нарисованное на ватмане «Древо здоровья». За 1 минуту учащиеся должны заполнить пустые листочки: зеленые – благоприятные факторы, темные – неблагоприятные факторы.   Оценивание ответов. Для оценивания группы меняются рисунками, считают количество правильных ответов, сравнивают с эталонным (на экране). Для озвучивания ответов от каждой команды приглашается по одному ученику.   Критерии оценок.

Благоприятные факторы: •         от 12 до 14 правильных ответов – 3 витамина, •         от 9 до 11 – 2 витамина, •         от 6 до 8 – 1 витамин.   Неблагоприятные факторы. •         от 11 до 13 правильных ответов – 3 витамина, •         от 8 до 10 – 2 витамина, •         от 5 до 7 – 1 витамин.

Приложение 12.

Сосуд здоровья.

На столах у детей – прозрачные сосуды. За каждый правильный ответ преподаватель дает ученику по 1 шарику – витамину, который они кладут в сосуд. Побеждает та команда, которая наберет больше всех шариков. Победившей команде присуждается звание «Лучший будущий родитель».

Капитолина Эверстова, преподаватель специальных дисциплин профессионального лицея №5, Республика Саха (Якутия), участница XII конкурса «Сто друзей»

Во вложенных файлах: Приложение 6, Приложение 9, презентация к уроку

Фото с сайта http://www.honeylady.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте