Урок валеологии «Здоровый ребенок. Факторы, влияющие на его здоровье» ориентирован для учащихся НПО и СПО на базе общего образования, а также может быть полезен ученикам 10-11-х классов общеобразовательных школ. Урок построен таким образом, что его можно использовать как внеклассное мероприятие.
Благоприятные факторы Приложение 1 X Во вложенных файлах Приложение 6, Приложение 9, презентация к уроку Фото с сайта http//www.hoeylady.ru
Цели
Образовательная: · познакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье ребенка; · формировать знания о понятиях «репродуктивное здоровье», «планирование семьи», «объем питания детей первого года жизни». Воспитательная: осознание учащимися необходимости особо тщательного и бережного отношения к репродуктивному здоровью. Развивающая: развитие способности планирования семьи, расчета питания. Задачи: 1. обучение навыкам принятия осознанных решений, формирование здорового образа жизни; 2. мотивация к сохранению своего здоровья и здоровья своего партнера; 3. утверждение ценностей семейной жизни; 4. разъяснение необходимости контроля за своим сексуальным и репродуктивным поведением в соответствии с социальными, личностными и этическими нормами; 5. формирование сознательного отношения к своему будущему потомству, сексуальности; 6. научить рассчитывать необходимое количество питания детям грудного возраста. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид урока: урок открытых мыслей Методы обучения: коллективный и индивидуальный способы обучения, работа в малых группах, самостоятельная работа учащихся, беседа, проблемный, творческий методы, рейтинговая система оценок. Оборудование: проектор, слайды: статистика за 2005-2007 годы, гестационный период, карточки с ситуационными задачами, шарики-витаминчики для оценивания результатов ответа, «Древо здоровья». Литература: 1. Студеникин М.Я., Ефимова А.А. Экология и здоровье детей. – М., 1998. 2. Экология и репродуктивное здоровье женщины /В.И.Орлов, А.А.Кожин, О.В.Сивочалова и др. – Ростов на Дону, 2000. 3. Здоровые дети России в ХХI веке / Г.Г.Онищенко, А.А.Баранов, В.Р.Кучма и др. – М., 2000. 4. Беременность от зачатия до родов / Эстер Лаби, Гила Лейтер, Филипп Летсу – М., 2007. 5. Взросление. Репродуктивное здоровье и здоровый образ жизни /Российская ассоциация «Планирование семьи». – М., 2002. Межпредметные связи: Биология, валеология, основы медицинских знаний, ОБЖ, гигиена, анатомия, педиатрия, акушерство. План урока I. Организационная часть · Проверить подготовку к уроку. · Психологический настрой учащихся. II. Основная часть 1. Актуализация темы урока. Объявление цели и задач урока. 2. Статистические данные по России за 2007 год. (Приложение 1) 3. Планирование семьи: · репродуктивное здоровье (приложение 2), · планирование семьи (приложение 3), · методы контрацепции (приложение 4), · менструальный цикл; определение критических дней (приложение 5). 4. Гестационный период. (Приложение 6): · эмбриональный период, · плацентарный период, · пороки развития эмбриона. 5. Вскармливание детей грудного возраста: · типы вскармливаний (Приложение 7), · преимущества естественного вскармливания, · расчет необходимого количества питания (Приложение 8 – 9). Ш. Заключительный этап. · Самостоятельная работа учащихся: «Древо здоровья» (Приложения 10 – 11). · Выявление победителя по сосуду «Здоровья» (Приложение 12). · Общие выводы по уроку. Приложение 1. В настоящее время в России только официально зарегистрированных наркоманов более 870 тысяч, алкоголиков свыше 1580000, психически больных 978000, больных туберкулезом около 370 тысяч, ВИЧ- инфицированных – не менее 260 тыс. человек. В 2006 году, по сравнению с 2005 годом, рождаемость снизилась на 7,6%, естественный прирост сократился на 21,1%. Проблемы современных семей: 1) растет число неполных семей; 2) растет семей, имеющих детей-инвалидов; 3) не сокращается число детей сирот; 4) ухудшается состояние здоровья детей; 5) продолжительность жизни мужчин в России 62 года, женщин – 72 года. Приложение 2. Репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы. Проще говоря, полная гармония общего состояния организма, включая функции половой системы для воспроизводства здорового потомства. Состояние репродуктивного здоровья мужчин и женщин оценивается следующим образом: 1. по уровню материнской и детской смертности, самопроизвольных выкидышей; 2. по показателям частоты рождения детей с врожденными пороками развития и заболеваемости репродуктивной системы мужчин и женщин; 3. по состоянию менструальных функций женщины и половых функций мужчин; 4. по результатам анализов крови, мочи, сперматозоидов и гормонов. Приложение 3. Планирование семьи. Каждый человек в будущем желает иметь здоровую семью, детей. Этим объясняется актуальность планирования семьи, которое заключается: · в рождении желанных, здоровых детей; · в сохранении здоровья женщины; · в достижении гармонии; · в психо-сексуальных отношениях семье; · в осуществлении жизненных планов. Для того, чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать как сохранить свое репродуктивное здоровье: · оптимальный возраст для рождения детей 20-35 лет; · интервалы между родами не менее 2-2,5 лет; · аборт – самый небезопасный метод регулирования рождаемости, его можно избежать с помощью современных методов контрацепции; · инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у мужчин и женщин. Приложение 4. Виды контрацепции: · гормональные контрацепции (противозачаточные таблетки, уколы, подкожные имплантанты); · внутриматочная контрацепция; · барьерная контрацепция – презервативы, колпачки, диафрагмы; · химическая контрацепция – спермициды; · хирургическая контрацепция – перевязка маточных труб и семявыносящих протоков; · естественные методы контрацепции основаны на определении «опасных» и «безопасных» для зачатия дней. Приложение 5. Определение критических дней. 1. От менструального цикла отнимаем 18 – это начало «опасных» дней. 2. От менструального цикла отнимаем 11 – это последний день «опасного» периода. Например, менструальный цикл – 28 дней. 28-18=10; 28-11=17, значит, с 10-й по 17-й день от начала менструации – «опасные» дни. Если у вас менструальный цикл 28 дней, а последняя менструация была 29.03.07 г., значит, «опасные» дни с 08.04.07 г. по 15.04.07 г. Приложение 7 Типы вскармливания. 1. Естественное. 2. Искусственное. 3. Смешанное. Приложение 8 Расчет необходимого количества питания 1. Определение веса ребенка на данный момент. m (тела при рождении)+ 800·n – до 6 мес. жизни m(тела при рождении)+ (800·6) + 400·(n-6) старше 6 мес. жизни 2. Суточный объем питания. Объемно-весовой метод: 2 нед – 2 мес – 1/5 массы тела 2 мес – 4 мес – 1/6 массы тела 4 мес – 6 мес – 1/7 массы тела 6 мес – 9 мес – 1/8 массы тела 9 мес – 12 мес – 1/9 массы тела 3. Разовый объем питания. Количество кормлений детей грудного возраста: От 0-1 мес – 7 раз в день От 1-6 мес – 6 раз в день От 6-12 мес – 5 раз в день Старше 12 мес – 4 раза в день Приложение 10 «Древо здоровья» Неблагоприятные факторы: • Вирусное заболевание матери в 1 триместре беременности. • Наличие соматических болезней у будущих родителей, особенно болезни почек, анемии и других. • Наличие инфекционных заболеваний. • Вредные или тяжелые условия труда родителей, стрессовые ситуации. • Вредные привычки. • Отсутствие или позднее начало медицинского наблюдения. • Беременность, возникшая в течение 3 месяцев после окончания предыдущей. • Росто-весовые показатели. • Качество питания. • Роды в домашних условиях. • Дефекты ухода, нерациональное вскармливание. • Отказ от прививок и диспансерного наблюдения. • Неблагоприятная экологическая обстановка Благоприятные факторы: • Планирование. • Состояние здоровья родителей. • Здоровый образ жизни. • Полноценное, рациональное питание. • Занятие спортом, закаливание. • Соблюдение режима дня. • Социально-экономическое благополучие. • Раннее начало медицинского наблюдения во время данной беременности. • Оптимальный возраст матери – 20-35 лет. Интервалы между родами не менее 2-2.5 года. • Своевременное наблюдение у детского врача. • Своевременная постановка прививок. • Правильный уход за ребенком. • Грудное естественное вскармливание. • Благоприятная экологическая обстановка Приложение 11. Задание. Каждой группе выдается нарисованное на ватмане «Древо здоровья». За 1 минуту учащиеся должны заполнить пустые листочки: зеленые – благоприятные факторы, темные – неблагоприятные факторы. Оценивание ответов. Для оценивания группы меняются рисунками, считают количество правильных ответов, сравнивают с эталонным (на экране). Для озвучивания ответов от каждой команды приглашается по одному ученику. Критерии оценок.
Благоприятные факторы: • от 12 до 14 правильных ответов – 3 витамина, • от 9 до 11 – 2 витамина, • от 6 до 8 – 1 витамин. Неблагоприятные факторы. • от 11 до 13 правильных ответов – 3 витамина, • от 8 до 10 – 2 витамина, • от 5 до 7 – 1 витамин.
Приложение 12.
Сосуд здоровья.
На столах у детей – прозрачные сосуды. За каждый правильный ответ преподаватель дает ученику по 1 шарику – витамину, который они кладут в сосуд. Побеждает та команда, которая наберет больше всех шариков. Победившей команде присуждается звание «Лучший будущий родитель».
Капитолина Эверстова, преподаватель специальных дисциплин профессионального лицея №5, Республика Саха (Якутия), участница XII конкурса «Сто друзей»
Во вложенных файлах: Приложение 6, Приложение 9, презентация к уроку
Фото с сайта http://www.honeylady.ru
Комментарии