search
main
0

Как стать настоящим коллективом. Воспитательная система

Гимназия, в которой я работаю учителем английского языка уже 13 лет, – востребованное образовательное учреждение, доступное и открытое, в том числе для детей с ограниченными физическими возможностями.Число учеников с каждым годом растет. В настоящее время в гимназии обучаются 1307 человек, в 2009-2010 учебном году было 1272 человека, в 2008-2009 – 1243.В прошедшем учебном году я была классным руководителем 11-го «Г» класса, в котором работаю с 2005 года. В классе было 23 человека. За период с 5-го по 9-й класс не было оставлено на второй год ни одного ученика. Образовательный уровень родителей детей, обучающихся в моем классе, был достаточно высок, более половины из них имеют высшее образование, а потому они ориентируют своих детей на качественное образование.

Большинство детей в моем классе воспитывались в полных семьях, есть многодетные (см. таблицу 1).Школа сегодня  серьезный психогенный фактор. Понятие «синдром хронической усталости» прочно вошло в нашу жизнь. Эмоциональное перенапряжение учеников – проблема школы. Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с миром, в процессе сотворчества учителя и ребенка. Однако нельзя забывать о самом главном – психологическом здоровье ребенка. Только в гармонии с самим собой, с окружающим миром, с другим «я» человек получает удовлетворение от жизни. Здоровый человек способен реализовать свой потенциал, поэтому наша задача – сохранить здоровье детей. Это не менее важно, чем научить предмету, и многое здесь зависит, на мой взгляд, от классного руководителя.Необходимо научить ребенка справляться с волнением в экстремальных ситуациях, в этом случае он вырастет  психически здоровым, уверенным в себе человеком.В современных условиях школа должна не только обеспечивать развитие и самореализацию ребенка, но и  готовить его к будущей жизни.Воспитательная система должна оптимизировать процессы личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат – развитие и самовыражение личности не только воспитанника, но и педагога.Для меня важно в работе с классом:1) создание условий для развития каждого члена коллектива;2) формирование личности, воспитание лидеров в коллективе;3) сохранение благоприятного климата в классе, в школе.Конечно, в самом начале, в 5-м классе, неправильно было бы говорить о нашей группе – я,  классный руководитель, мои ученики и их родители – как о коллективе. Чтобы стать коллективом, группе нужно было пройти путь качественных преобразований. Воспитательная система изначально была рассчитана на 7 лет и подразделена на 3 основных этапа.Первый этап (1-2 года) – становление коллектива. На мой взгляд, только при наличии системы сегодня можно думать о хороших, позитивных результатах завтра.С самого начала важно правильно организовать диагностическую работу, чтобы потом иметь точные результаты для дальнейшего развития всей воспитательной системы.Необходимо провести диагностирование интересов детей, их потребностей, анализ социальной среды класса, а также исследовать запросы родителей к уровню воспитательной и развивающей деятельности в нашем образовательном учреждении. На подготовительном этапе необходимо сотрудничество классного руководителя с психологом. Совместно с психологической службой гимназии проводится диагностика мотивации к обучению моих воспитанников. Для получения полной картины уровня учебной мотивации в параллели подобные диагностики были проведены во всех пятых классах.В своем классе я также проводила диагностику уровня тревожности детей, что помогало корректировать индивидуальную работу с детьми и их родителями.На мой взгляд, ученическое самоуправление играет особую роль в решении проблемы становления коллектива. Оно органично входит в систему органов государственно-общественного управления гимназии. В нашей гимназии уже много лет работает ученическое самоуправление «Город добрых сердец». Были созданы устав, кодекс чести гимназиста,  положения о комиссиях, о выборах, по которым в дальнейшем были организованы и успешно работают комиссии ученического самоуправления. Мой 5-й «Г» с самого начала стал активным участником самоуправления, а 11-й «Г» был самым активным коллективом гимназии №1.На подготовительно-аналитическом этапе необходимо было определиться с целями: основной, общей и конкретными. А это в свою очередь вывело меня на тему, по которой я работаю, – индивидуальный подход как средство достижения новых образовательных результатов (исходя из того что образование – это обучение + воспитание). Главная цель воспитательной системы – свободная, самостоятельная, активная и гармоничная личность.Был проведен анализ мнений заинтересованных сторон, при этом определились возможные риски и пути их устранения (см. таблицу 2).Проблемно-ориентированный анализ выявил ряд проблем, которые призвана решить данная воспитательная система:1. Невысокая степень социальной активности учащихся. 2. Недостаточно активная гражданская позиция родителей.3. Недостаточно развитые лидерские качества личности, неумение работать в коллективе. Заинтересованность родителей в решении данной проблемы.4. Слабая координация звеньев воспитательной системы  «ученик – классный руководитель – родитель». Выявленные проблемы определили основную и конкретную цели воспитательной системы.На первом этапе становления коллектива класса я руководила театральным кружком «Дети Мельпомены». Мои воспитанники с удовольствием принимали активное участие в различных театральных постановках, концертах, праздничных представлениях. Они научились не бояться сцены, многие из них стали дополнительно заниматься вокалом и танцами.На мой взгляд, именно эти наши первые опыты помогли мне быстрее разобраться в моих воспитанниках, понять и принять каждого из них как личность, рассмотреть ярких лидеров еще в самом начале нашего пути и увидеть тех, кто будет им хорошей опорой в коллективе. Быстро проявившийся актив начал работать по вовлечению все новых и новых членов коллектива в нашу совместную деятельность. Нам доставляло удовольствие совместное творчество. Кроме этого мы организовывали и проводили различные праздники в классе, в том числе и совместные праздники с родителями.С 5-го класса мы активно стали ездить на экскурсии. Сначала мы побывали в Александровской Слободе, Владимире, Приокско-террасном заповеднике, Мелихове. Потом нам открылся Санкт-Петербург. Поездки помогли нам еще больше сплотиться.Я полагаю, первый этап можно считать завершенным, когда в коллективе определяется и начинает работать актив, происходит сплочение на основе общей цели, общей деятельности. В моем случае подготовительный этап занял два года – 5-й и 6-й классы. На втором этапе усиливается влияние актива. В моей практике это 7-8-й классы. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Активисты становятся надежными помощниками учителя. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этом этапе – максимально использовать возможности коллектива для решения задач, ради которых этот коллектив создается. Теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего можно целенаправленно использовать его для индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности. Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Развитие коллектива  необратимый процесс, но в его развитии неизбежны скачки, остановки. С 2007 года мои воспитанники стали активными участниками самоуправления гимназии. Практически все ключевые должности ученического самоуправления «Города добрых сердец» занимали представители нашего класса. В 2009 году ученица нашего класса была выбрана мэром «Города добрых сердец».Наш класс постоянно лидировал в соревнованиях, конкурсах, проводимых в гимназии и  в городе. Мои актеры стали появляться на сценах не только гимназии, но и города, области.С этого времени наши экскурсии расширили свои границы, и мы успели побывать в Чехии  (Прага, Карловы Вары); Польше, Австрии, Венгрии (Варшава, Краков, Вена, Будапешт); Финляндии (Турку, Хельсинки, Упсала), в Италии (Рим, Флоренция, Сиена, Милан, Венеция).Третий этап характеризует расцвет коллектива – это 2010, 2011, 2012 годы. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.Мы продолжали путешествовать, несмотря на сложный график. Конечно, возросла нагрузка – близился выпуск, но мы старались все успеть. Вместе с нами всегда путешествовали наши родители.Мы уже не замыкались на работе в гимназии.  В рамках муниципальной программы «Юность ХХI века» работает молодежный парламент, активными членами которого на протяжении трех лет являются мои ученики.По инициативе учеников моего класса ежемесячно выпускается газета гимназии «Добрые сердца».Особенно я хотела бы отметить проект, над которым мы работаем уже два года. Этот проект стал победителем на муниципальном конкурсе социальных проектов, участником Всероссийского конкурса социальных проектов.В октябре 2010 года активом детского ученического самоуправления гимназии  «Город добрых сердец» была написана и утверждена программа работы по проекту «Подари улыбку детям» (далее – «ПУД»). В рамках проекта создан одноименный клуб «Подари улыбку детям» («ПУД»), в котором состоят ученики нашей гимназии. Социальный проект «Подари улыбку детям» – это работа, направленная на выявление индивидуальных особенностей ребенка в ходе развивающих игр и группового общения. Мы хотим увидеть в сердце каждого ребенка маленькую искорку и помочь этой искорке превратиться в огонь – раскрыть талант, который, мы искренне верим, есть в душе каждого. Цель проекта   не просто научить детей рисовать, танцевать или петь, а помочь им раскрыться, обрести уверенность, почувствовать себя нужными. Тем самым мы хотим дать каждому ребенку почувствовать свою уникальность, локоть друга, помочь найти дело по душе. Проект создан не для того, чтобы обучать детей чему-то определенному, ведь для будущих музыкантов есть музыкальные школы, для гимнастов и атлетов – спортивные секции. Необходимо, чтобы ребята занимались тем, что им нравится, общались и играли. На правах старших товарищей мы просто будем рядом, подарим внимание и тепло друзей. В проекте с малышами работают ученики 8-11-х классов. Младшие воспринимают подростков как старших товарищей: общаются наравне, но чувствуют взрослую заботу и прислушиваются к советам и замечаниям. Это помогает общаться с детьми на их уровне, не создавая барьеров, не разделяя их на детей и взрослых.Цель проекта: приобщить каждого ученика нашей гимназии в возрасте 6-10 лет к активному и здоровому образу жизни и таким образом помочь ему раскрыться, создать условия для развития его как личности. Главные задачи проекта:- раскрыть и развить творческие способности детей и подростков в ходе групповых развивающих игр, а также группового общения со сверстниками и старшими товарищами;- развивать и продвигать деятельность клуба «ПУД» на территории города Железнодорожного и за его пределами.Все действия в рамках проекта проводятся клубом «ПУД» при поддержке администрации гимназии.Программа клуба «ПУД» включает два этапа:- I этап – 6 месяцев: март 2011 года – август 2011 года.- II этап – 9 месяцев: сентябрь 2011 года – май 2012 года.Наши планы: – приобщать молодежь в возрасте 14-18 лет к участию в реализации проекта, а также привлечь их к вступлению в клуб «ПУД»;- развивать и расширять клуб «ПУД» на территории города Железнодорожного – разработать и реализовать планы сотрудничества с гимназиями и школами №2, 7, 11;- участвовать в акциях благотворительного фонда «Подари жизнь»;- разработать и реализовать планы совместной деятельности с детскими садами города Железнодорожного (посещение детских садов №12, 14,18 с программой, в которую входят разнообразные групповые и развивающие игры, театральные постановки).Наши шаги1. В 2009 году ученики гимназии вместе с психологом начали сотрудничать с Салтыковским детским домом: общались с детьми-сиротами, играли, вместе отмечали праздники. Всем детям нужны поддержка и забота, а детям-сиротам, на наш взгляд, внимание необходимо вдвойне. Нам хочется верить, что за время нашего общения мы хоть немного согрели их своим теплом и стали друзьями. На сегодняшний день воспитанники Салтыковского детского дома стали учениками нашей гимназии. 2. Участники клуба «ПУД» вместе с преподавателями и администрацией гимназии сотрудничают с фондом «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Многие ученики гимназии со своими родителями активно участвуют в сборе различных необходимых вещей (средства гигиены, развивающие игры для детей). 3. Наш клуб активно сотрудничает с инклюзивным театром «Таганка Шед» – партнерским проектом Таганского детского фонда и Лондонской театральной компании Chickenshed. Двери «Таганки Шед» открыты для детей всех возрастов, а занятия совершенно бесплатны. Преподаватели театра находят подход к каждому ребенку. В «Таганке Шед» занимаются также дети с ограниченными возможностями – общение со сверстниками помогает их социальной адаптации, они понимают, что не одиноки. Ребята общаются, играют в интересные игры, связанные с актерским мастерством, ставят спектакли.Члены клуба «ПУД» не только побывали на представлении, которое создавали ребята – участники театра, но и приходили на обычные регулярные занятия, где смогли пообщаться с ребятами, подружиться. Надеемся, впереди у нас интересная работа в новых постановках театра.4. Клуб «ПУД» начал активно сотрудничать с учреждениями дошкольного образования города Железнодорожного. Проводятся занятия в детском саду №12, получено благодарственное письмо от директора за хорошо организованные и проведенные занятия с воспитанниками.5. Активисты клуба «ПУД» выступили организаторами физкультминуток в начальной школе нашей гимназии. 6. Активисты «ПУД» не замыкаются на работе только в гимназии. Среди них есть члены молодежного парламента города  Железнодорожного. Активисты принимали участие во многих акциях, направленных на работу с детьми и молодежью Железнодорожного. В рамках акции «Держи мою руку крепче» активисты «ПУД» вместе с подопечными из городского Центра для детей с ограниченными возможностями участвовали в субботниках по уборке территории центра. По инициативе пудовцев проводились мероприятия, направленные на работу с маленькими жителями нашего города: акция «Давай вместе» в рамках проекта «Подари улыбку детям», единый региональный урок «Правила дорожного движения» на базе нашей гимназии в сентябре 2011 года. Пудовцы активно взаимодействуют с Советом депутатов нашего города как члены Молодежного парламента Железнодорожного, поэтому руководство нашего города в курсе проблем нашей молодежи. Благодаря мэру нашего города Евгению Ивановичу Жиркову и уже бывшему губернатору Московской области Борису Всволодовичу Громову в декабре 20011 года в нашем городе был открыт спортивный центр «Орион», а пудовцы присутствовали на торжественной церемонии открытия центра.7.  Активисты «ПУД» выступили инициаторами издания газеты «Добрые сердца». 8. Активисты «ПУД» приняли участие в разработке проекта «Молодежное интернет-радио»: в рамках подготовки проекта прошли рабочие встречи в Московской областной Думе и администрации Железнодорожного.                  9. Члены клуба «ПУД» – активные участники театральных постановок в гимназии, городе, области. Также активисты «ПУД» готовят выступления младших гимназистов, например, ученики 11-го класса готовили выступление команды ЮИД 6-го класса. Команда ЮИД «Перспективные ребята» стала победителем муниципального конкурса и достойно выступила на областном конкурсе в 2011 году.Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основное «место жительства» класса, как правило,  учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учениками и классным руководителем. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно-нравственном насыщении жизненного пространства класса. Нам повезло, с 2005 года у нас был свой кабинет, сначала кабинет совета «Города добрых сердец», так как я совмещала в то время работу учителя английского языка и организатора детских дел в гимназии. С 2007 года у нас появился свой собственный кабинет. Мои дети с самого нашего первого дня знали: что бы ни произошло, им есть куда обратиться за помощью, я всегда на месте и никогда не оставлю их без помощи и совета.Наш кабинет мы очень любим и стараемся беречь. В кабинете есть интерактивная доска, двенадцать компьютеров, оснащенных выходом в Интернет. Кабинет небольшой, но места нам всегда хватает. Мои дети выросли. Они активные, яркие, умеют работать и отдыхать, им хорошо вместе.  Сегодня я могу сказать, что были ситуации, когда мне казалось: все, что я делаю, напрасно, я так и не смогу получить в результате настоящий коллектив, но всегда находились люди, которые помогали мне не сломаться, идти вперед. И главное – я всегда верила, что все у нас получится.P.S. Дополнительный материал к воспитательной системе опубликован на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/517 Вероника БУСЫГИНА, учитель английского языка гимназии №1 городского округа Железнодорожный Московской области, победитель VII конкурса «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте