Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В России будет разработана методика анализа проведения ЕГЭ с учетом оценки работы администрации школ
В Москве пройдут переговоры о предстоящих авиарейсах в Турцию – что ждет российских туристов
ЕГЭ в 2021 году школьники будут сдавать по единому для всей страны расписанию
Полет в бессмертие: 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу в космос
Космический концерт, посвященный покорителям Вселенной, стартует на Байконуре 12 апреля
Утвержден порядок выдачи итоговых аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году
Больше 40% родителей одиннадцатиклассников рассказали, что их дети занимаются с репетитором
Ростуризм рассказал, что делать купившим туры в Турцию и Танзанию
Конференция «Российское ПО – драйвер развития цифровой образовательной среды» пройдет 20 апреля
Регионы получили рекомендации по организации летнего отдыха для детей
В России будет разработана методика анализа проведения ЕГЭ с учетом оценки работы администрации школ В Москве пройдут переговоры о предстоящих авиарейсах в Турцию – что ждет российских туристов ЕГЭ в 2021 году школьники будут сдавать по единому для всей страны расписанию Полет в бессмертие: 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу в космос Космический концерт, посвященный покорителям Вселенной, стартует на Байконуре 12 апреля Утвержден порядок выдачи итоговых аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году Больше 40% родителей одиннадцатиклассников рассказали, что их дети занимаются с репетитором Ростуризм рассказал, что делать купившим туры в Турцию и Танзанию Конференция «Российское ПО – драйвер развития цифровой образовательной среды» пройдет 20 апреля Регионы получили рекомендации по организации летнего отдыха для детей
Опыт

Как стать гуру информатики: советы столичных педагогов

УГ - Москва, №14 от 6 апреля 2021. Читать номер
Автор:

Уроки информатики по праву можно считать уникальными в школьной деятельности. Именно на них происходит ознакомление учащихся не с прошлыми достижениями, а с цифровыми технологиями настоящего и будущего. А чтобы проводить занятия интересно и наглядно, необходимо выстроить структуру подготовки к ним. Учителя информатики московских школ поделились своими секретами, как сделать урок идеальным.

Владислав КОНДРАШКИН, победитель олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», учитель информатики школы №1454:

Идите в ногу со временем

Современные тенденции развития мировых информационных технологий демонстрируют нам ускорение жизненных процессов и общественных взаимодействий. Поэтому сегодня так важно опережать технологии. Во время уроков необходимо адаптировать учебный материал так, чтобы донести его до учеников, учитывая особенности поколения Z, которое является, по сути, первым цифровым поколением.

Современные школьники интересуются наукой и технологиями, например, предполагают, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой. А то, что мы в прошлом гордо называли новыми технологиями или технологиями будущего, для современных детей уже их настоящее и повседневное.

Будьте готовы к переменам

Главными чертами школьного курса информатики являются его динамичность и постоянное совершенствование. Замечу, что изменение формата ЕГЭ по информатике является отличным тому подтверждением. Школьный курс должен постоянно расширять свое содержание за счет включения в него изучения инновационных технологий. В таком случае будет вполне закономерно, если через несколько лет в ОГЭ и ЕГЭ по информатике начнут появляться задания, касающиеся вопросов развития и внедрения искусственного интеллекта. Все это говорит о том, как постоянна и непрерывна наша предметная область.

Выходите за рамки своей образовательной организации

Важной компетенцией для учителя информатики является регулярное общение, взаимодействие и обмен опытом с коллегами из других школ города и области. Это можно делать и в рамках комплекса, и в рамках района, чем шире круг общения, тем лучше.

Безусловно, в современной эпидемиологической обстановке, когда нам приходится вести повседневную и рабочую деятельность, соблюдая определенные ограничения, трудно организовать личное взаимодействие в привычном нам офлайн-формате. Возможно, стоит обратиться к тем проектам, которые не первый год успешно существуют в городе и объединяют учителей информатики на виртуальных платформах.

Один из таких – проект Московского центра технологической модернизации образования под названием «Дискуссионный клуб учителей информатики «IT-решения в образовании». Идея создания клуба учителей информатики появилась не случайно: он является площадкой, на которой есть уникальная возможность профессионального взаимодействия, повышения своей профессиональной компетентности и расширения личных навыков и умений.

На заседания клуба приглашаются ведущие IT-компании мира, интереснейшие спикеры, которые обсуждают возможности изменения предмета информатики, соответствующего времени и тенденциям.

Готовимся к экзаменам

Экзамен по информатике как в средней, так и в старшей школе проходит в компьютерной форме, ведь в современном выпускнике в большей степени ценятся практические навыки работы с информацией и информационными процессами.

Поэтому при изучении любой темы в школьном курсе информатики не стоит натаскивать учеников на решение каких-либо определенных задач, постарайтесь показать им разные способы с применением ресурсов вычислительной техники. Тем самым ученик получит выбор, как ему решать конкретную задачу – аналитически или с использованием ресурсов ПК. А новая форма единого государственного экзамена по информатике позволяет это реализовать.

Повышайте собственный профессиональный уровень развития

Программа непрерывного образования касается не только школьников и студентов, но и учителей. Важно на регулярной основе повышать уровень своих профессиональных компетенций, навыков и умений. Значимую роль в этом играют не только курсы повышения квалификации, но и участие в педагогических конкурсах.

Одним из них является олимпиада «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка». Участие позволит вам расширить свой профессиональный кругозор, увидеть или придумать новые подходы к преподаванию современной информатики, а также вы сможете окунуться в полноценную площадку обмена опытом на соревновательной основе.

Ержан СУЛЕЙМЕНОВ, победитель олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», учитель информатики школы №904:

Больше самостоятельности

Учитель может тысячу раз повторить и объяснить у доски теорию, но ученику необходимо применить полученные знания на практике. Пусть учащиеся самостоятельно используют новые компетенции в своей деятельности. Задача учителя на этом этапе – обеспечить класс дифференцируемыми занимательными заданиями.

Создавайте новое

Мой опыт показывает, что наибольший интерес у ребят вызывают мини-проекты по информатике. После изучения темы учащимся предлагается создать совместную мини-инициативу, например программу для игры. Подобное приложение может носить формат как «Своей игры», так и квеста-головоломки.

Для этого класс делится на несколько команд, каждая из которых выполняет определенную часть проекта: одна работает с блоком кода для авторизации, другая – с кодом для расчетов, третья отвечает за вывод или статистику. Далее разработки команд объединяются, и получается проект-программа, в защите которого участвует представитель коллектива.

После защиты можно увидеть, насколько успешно ребята выполнили задание и как удалось применить полученные знания и навыки. У школьников, с одной стороны, появляется возможность проявить себя, а с другой – такая работа способствует формированию умения взаимодействовать в команде. Деятельность по созданию мини-проекта приближает к реальной работе команды программистов, а учитель в данном случае становится руководителем проектов. Даже тому ученику, кто всегда скучал на уроках, становится интересно, ведь он «создатель кнопки», а проделанная им работа способствует успешной реализации разработки приложения.

Заинтересуйте учеников

Хочу отметить, что конкретный предмет ученикам может быть интересен потому, что им импонирует сам учитель. Ребята обычно оценивают и внешний вид, и эрудированность, и умение удерживать внимание класса. Волевой, разносторонний и умный человек заслуживает внимания сам по себе. Поэтому педагогу так важно вск время расти самому и постоянно учиться новому. Для этого, например, можно принять участие в олимпиадах для учителей информатики, которые регулярно проводит ТемоЦентр.

Я считаю, что рецепт идеального урока каждый учитель подбирает для себя сам методом проб и ошибок, ежедневно преодолевая рутину и одновременно вдохновляясь творческими возможностями учительского труда.

Ольга СТАРУНОВА, победитель олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», учитель информатики Школы имени маршала В.И.Чуйкова:

– Люди бывают двух типов. Те, кто считает, что программирование доступно лишь сверхинтеллектуалам с четырехзначным IQ, и те, кто правильно начал изучать программирование. А чтобы успешно начать кодить, побеждать в олимпиадах и хакатонах, проходить летние стажировки и иметь к концу школы убедительное IT-резюме, нужно всего два условия. Первое – комфортная среда для программирования в самом начале: должно быть не слишком страшно, не слишком сложно и не слишком однообразно. Второе – процесс должен приносить эстетическое удовольствие. Ибо в программировании все должно быть прекрасно – и язык, и среда, и задачи, и мысли. Сегодня я поделюсь с вами своим топ-6 ресурсов, которые позволят даже новичку комфортно и с большим удовольствием освоить языки программирования.

Питонтьютор (https://pythontutor.ru/)

Прекрасный способ овладеть основами языка Python – самого востребованного на данный момент и одного из самых дружественных к пишущему на нем. Курс подойдет школьнику, если он владеет математикой на уровне 7‑го класса, не боится пробовать и ошибаться, а времени на изучение не так уж и много. Курс состоит из 11 тем, в каждой краткая теория и набор из 10‑15 задач. Для его прохождения большинству будет достаточно месяца ежедневных занятий.

Плюсы: бесплатное обучение, компактность, быстрый старт, ничего не нужно устанавливать, темы и задачи доступны для решения в любом порядке, автопроверка задач.

Минусы: многие задачи требуют знаний математики и неочевидны, отрабатываются только основы языка без особого углубления в детали.

«Поколение Python»: курс для начинающих (https://stepik.org/course/58852/syllabus)

Это тоже курс по «питону» для новичков – победитель конкурса Stepik Awards-2020 в номинации «Лучший бесплатный онлайн-курс, размещенный на платформе Stepik». Он гораздо основательнее, объемнее «Питонтьютора», содержит больше простых и сложных задач. Его единственный минус – скорость прохождения: пока не прошел тему, следующая не откроется. Подходит тем, кто располагает временем и готов погрузиться в питон основательно.

Плюсы: бесплатное обучение, основательность, возможность начать с нуля, дружественность к новичкам, автопроверка задач.

Минусы: большой объем курса, следующая тема открывается только при прохождении предыдущей, сложные типы и структуры данных не затронуты.

Replit (https://repl.it/)

Чрезвычайно удобная платформа, которая позволяет легко учиться программированию прямо в браузере практически на любом современном языке, ничего не устанавливая на компьютер. Над одной программой могут работать сразу несколько пользователей, причем одновременно. Платформа содержит для каждого языка примеры для быстрого старта и позволяет писать практически все, что может захотеть новичок: олимпиадные задачки, чат-боты, 3D-сцены и многое другое. Портал стремительно набирает популярность, уже более миллиона человек пользуются платформой ежемесячно.

Плюсы: бесплатное обучение, удивительное удобство, универсальность, возможность совместной работы над проектом, разнообразие поддерживаемых языков (более 40), примеры, позволяющие начать новичку с нуля.

Минусы: русскоязычной версии нет, только англоязычная. Не поддерживает Pascal, с которого во многих российских школах традиционно начинается курс программирования. Зато поддерживает QBasic.

Codeforces (https://codeforces.com/)

Международная платформа, посвященная спортивно-олимпиадному программированию. На ней для всех желающих несколько раз в неделю проходят соревнования по решению олимпиадных задач по информатике, доступны тренировки, а также пилотный курс по спортивному программированию от ITMO Academy. Каждый пользователь имеет рейтинг. Вдохновляет смотреть, как рос рейтинг легендарных гроссмейстеров – самых опытных и сильных участников. Видно, что каждый из них начинал с того же, что и все новички. Для тех, кто увлечется по-настоящему, есть возможность составлять свои задачи и проводить собственные соревнования.

Плюсы: бесплатное обучение, много материалов, большое количество задач с автопроверкой, поддерживающее сообщество.

Минусы: те же, что у любого профессионального спорта.

Информатикс (https://informatics.mccme.ru/)

Самое полное собрание теории и задач по олимпиадному программированию на русском языке. Множество авторских курсов и задач с занятий кружков, со сборов и олимпиад разного уровня по всей России. Все очень структурированно и понятно. Незаменимый инструмент для подготовки к олимпиадам.

Плюсы: бесплатное обучение, четкая структура, много теоретических материалов разной сложности на любой вкус, большое количество задач с автопроверкой.

Минусы: не самая удобная навигация, несколько подавляющий объем материалов разной сложности и доступности, новичку может потребоваться куратор.

JetBrains Academy (https://www.jetbrains.com/academy/)

Обучающие курсы по Java, Python, Kotlin и веб-разработке. Построены как набор вопросов, задач и обучающих проектов по выбранной тематике. Первый месяц при условии завершения хотя бы одного проекта курс бесплатный, затем становится платным, но к этому времени уже вполне можно понять, что это за инструмент. Курс целиком на английском языке, но в каком-то смысле это является не минусом, а плюсом: заодно есть возможность попрактиковаться и подтянуть свои знания по иностранному языку.

Плюсы: хорошо продуманные задачи, ориентация на промышленное программирование, интересные проекты, современный подход к обучению.

Минусы: платное обучение по истечении пробного периода, отсутствие русскоязычной версии, трудозатратность.

P.S. Мы надеемся, что эти инструменты вдохновят вас на действие и уже через несколько месяцев или лет мы сможем дополнить эту статью описанием ресурса, разработчиком которого являетесь вы! Sapere aude! (С латыни – «Дерзай знать!».)


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt