search
main
0

Как создать лингвистические облака. Бескрайние виртуальные просторы делают изучение языка фантастически интересным

Калмыцкая степь, калмыцкий чай, калмыцкие шахматы… Эти словосочетания неизменно всплывают в голове, когда заходит речь о самой солнечной российской республике – Калмыкии. Они стали, можно сказать, брендами региона, широко известными за его пределами. А вот калмыцкий учитель – кто слышал про него, какой он?..«Самый лучший!» – скажут хором ребята из школы №12 Элисты. И они имеют на это полное право. Светлана Тюлюмджиева блестяще выступила в финале конкурса «Учитель года России-2012» и получила от судейской коллегии очень лестную характеристику. «В одном из самых сложных заданий «Разговор с учащимися», когда они сами выбирают тему для дискуссии, педагог из Калмыкии смогла заинтересовать ребят проблемой, дала им возможность высказать свое мнение, сумела организовать дискуссию. Ребята не стеснялись высказывать свое мнение, делали обобщающие выводы. Тюлюмджиева продемонстрировала профессиональную эрудицию, методическую культуру, высокую степень владения педагогической и методологической терминологией» – так жюри оценило выступление Светланы. Ей, безусловно, было очень приятно слышать такие слова, но она сразу подчеркнула: на достигнутом останавливаться она не собирается.

– Я влюблена в свою Родину, семью, детей и в свой предмет! Ради этого я живу и тружусь! – говорит калмыцкая учительница. – На участие в «Учителе года» меня подтолкнуло мое желание учиться и приобретать опыт, я не мыслю себя вне педагогической деятельности! Самообразования в нашей деятельности недостаточно. Поэтому я всегда ориентируюсь на программы курсовой переподготовки, мастер-классы и другие мероприятия, где могу встретиться и пообщаться со своими коллегами. Напитавшись от них, я продолжаю оттачивать на практике методические навыки. А ведь за плечами Светланы 15 лет стажа! Казалось бы, и опыта уже достаточно, и методика отточена, но работать по накатанной ей неинтересно. Во-первых, единообразие ее утомляет. А если будет скучно учителю, если он будет без особой охоты и искры готовиться к занятию, как он сможет зажечь детей? Во-первых, жизнь не стоит на месте. И те примеры, которые приводились на уроках раньше, те герои, которые обсуждались, устаревают, становятся, как говорят сами дети, немодными. В подростковом возрасте это аргумент серьезный и весомый, способный серьезно разочаровать в школьном предмете. Тюлюмджиева тщательно отбирает материал к каждому уроку, учитывая вкусы и предпочтения своих учеников. Поэтому на уроки английского ребята 12-й школы всегда идут с удовольствием и нескрываемым любопытством в глазах – что же на этот раз придумает учительница? Порой Светлане какая-то идея приходит прямо во время занятия, и она гармонично вплетает ее в общую тему. А ведь когда-то импровизация была главным ее страхом!- Я с самого раннего детства знала, что буду учительницей, – делится Светлана. – Моя мама – педагог. Она преподает калмыцкий язык и литературу. Сначала в профессии меня привлекала внешняя сторона. Это был такой красивый образ – мама стоит у доски, пишет на ней мелом, рассказывает что-то, а 30 человек внимательно ее слушают. А еще ребята всегда бежали к ней, когда видели во внеучебное время на улице. Вот и мне хотелось такого же. В теории все было понятно, красиво и хорошо. А вот когда началась педагогическая практика, скажу честно, был момент, когда я усомнилась: а смогу ли?.. Мне было сложно работать с документацией, а решение педагогических ситуаций на уроке меня просто ставило в тупик. Но все решила одна фраза мамы Светланы: «Чтобы стать настоящим учителем, надо просто любить детей!» Мудрая женщина объясняла: любовь дается свыше, научиться ей нельзя. А вот профессионализм складывается из методов преподавания, знаний и способов их передачи ученикам. И все это вполне приобретаемые качества. Этот урок Светлана усвоила прочно. Сложности и какие-то ошибки в работе перестали ее пугать. Теперь они, наоборот, стали ее стимулами к дальнейшему самосовершенствованию.- Нельзя уметь все и сразу! – убеждена Светлана. – Особенно в современном мире, когда постоянно появляются технические новинки. Я не вижу ничего зазорного в том, что в начале освоения тех или иных информационно-коммуникационных, интерактивных или проектных технологий мне приходится пользоваться базовыми школьными учебниками, сидеть за тем же компьютером, что и мои ребята, а иногда даже обращаться к ним за помощью. Когда я сама буду учиться, развиваться, идти вперед, тогда я смогу вести за собой своих учеников. Ребята тянутся к Светлане Викторовне еще и потому, что она в них видит равноправных партнеров, у которых просто еще меньше знаний и меньше жизненного опыта. Ее искренне интересуют их проблемы и вопросы, она слушает их рассуждения, не считая их глупыми, скучными или незначительными. Чувствуя это, школьники начинают требовательнее относиться к себе. «Ко мне относятся как к взрослому, и вести я себя должен соответственно», – начинают рассуждать они. Ценят Тюлюмджиеву и ее коллеги как из 12-й школы, так и из других школ Элисты – Светлана Викторовна регулярно проводит открытые уроки в различных образовательных учреждениях города. – Светлана – вдумчивый, грамотный, творчески работающий педагог, – говорит о ней руководитель методического объединения элистинской школы №12, учитель английского языка Татьяна Запариванная. – Для нее характерен практический подход к освоению материала. То есть изучение языка начинается не с абстрактных правил, а с конкретных навыков говорения. Ее уроки интенсивно насыщены разнообразной предметно-речевой деятельностью  учащихся. При этом Тюлюмджиева всегда выдерживает соотношение словесных, наглядных и практических методов. Но не действует по принципу: «Всего поровну». Она подбирает оптимальное соотношение этих компонентов урока, чтобы, с одной стороны, обеспечить качественное освоение знаний и умений, предусмотренных школьной программой, а с другой – оптимально высокий темп обучения.  А еще Светлана Викторовна активно и грамотно использует на занятиях новые технологии. В ее арсенале – компьютерные уроки и уроки компьютерной поддержки. Зачем банально зубрить новые слова по учебнику, если можно по предложению педагога воспользоваться интересным и оригинальным сервисом «Wordle»? Он позволяет самостоятельно создать десятки «лингвистических облаков». Их размер, форму, цвет и шрифт текста  каждый школьник выбирает сам. Творческий процесс так поглощает детей, что они не задумываются: «Мне нужно запомнить это слово, оно переводится так-то». Кажется, что информация сама оседает в памяти, без каких-то особых усилий со стороны школьника. Есть у «лингвооблачков» несомненное преимущество – они в отличие от обычных тучек не убегут по небу и не рассеются! Они останутся в руках у школьников, и ребята смогут их использовать в качестве шпаргалок при пересказе текста. Или «облако» можно распечатать, сделать из него открытку и подарить кому-то из близких. На таких занятиях решается сразу несколько важных задач: дети самостоятельно добывают новую информацию, хорошо усваивают ее, чувствуя при этом индивидуальную ответственность. Не забывает Светлана Викторовна, что ребята должны уметь работать вместе, чувствовать еще и коллективную ответственность.- Тюлюмджиева использует на занятиях диалогические и монологические формы работы, создает различные учебные ситуации, – добавляет Татьяна Запариванная. – Учебная деятельность проводится ею в таких формах, как урок-путешествие, урок-соревнование, урок взаимного обучения, аукцион знаний. Также она проводит ролевые и интеллектуальные игры, викторины. Светлане удается добиться того, чтобы школьники реализовывали свои возможности, опираясь на изученный языковый материал.Но мало дать ребятам знания. Миссия учителя заключается еще и в том, чтобы научить их быть достойными людьми, настоящими гражданами своей большой, многонациональной страны. – Тюлюмджиева на своих уроках знакомит школьников с культурой страны изучаемого языка, но при этом путем сравнения она оттеняет особенности национальной культуры, чтобы ознакомить детей с общечеловеческими ценностями, воспитать ребят в контексте диалога культур, – отмечает Татьяна Запариванная. И ученики прислушиваются к Тюлюмджиевой. Она всегда подбирает именно те слова, которые достигают их сердец, оседают в них зернышком и прорастают в их душах цветком доброты. Наверное, педагогу из Калмыкии так просто находить общий язык с детьми, потому что она пронесла через всю жизнь и сохранила умение верить в чудеса. Учительница поделилась: если когда-нибудь случится чудо и в ее руках окажется золотая рыбка, она загадает, чтобы не было войны, чтобы изобрели таблетку от всех болезней и чтобы дети были счастливы. А пока рыбка еще не приплыла, Светлана Викторовна делает все, что в ее силах, чтобы глаза ее учеников светились от счастья!   Элиста

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте