search
main
0

Как создать инклюзивный класс, в котором хочется учиться?

Реализация инклюзивной практики – одна из основных тенденций в современной системе образования. Сегодня многие столичные классы уже являются инклюзивными: обучение детей в школе ведется с учетом особенностей каждого ребенка при создании особых образовательных условий для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

С приходом особого ученика у учителя возникает масса вопросов: как создать детский коллектив, в котором все дети будут учиться с удовольствием? Как сделать пространство класса дружественным к потребностям каждого ребенка? Как помочь успешно адаптироваться ребенку в школьных условиях? Как организовать учебный процесс так, чтобы каждый из детей стал успешным? Вот несколько лайфхаков, которые помогут классному руководителю и учителю реализовать инклюзивную практику.

Один в поле не воин

При реализации инклюзивного подхода необходимо понимать, какие особые образовательные потребности есть у обучающегося и в какую образовательную модель будет эффективнее включить ребенка: в класс малой наполняемости, инклюзивный класс с поддержкой специалистов, учеба по индивидуальному учебному плану с поддержкой специалистов ресурсного класса. Адаптация особого ребенка к обучению в инклюзивной школе – это забота не только одного учителя, а целой команды специалистов с обязательным участием родителя ребенка.

Одной из форм взаимодействия учителей, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и представителей администрации является психолого-педагогический консилиум, на котором определяются пути сопровождения обучающихся. На основании полученных результатов диагностики специалистов, наблюдений учителя и с учетом мнения родителей для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Исходя из потребностей обучающегося, разрабатываются программа психолого-педагогического сопровождения, план включения в образовательное пространство школы, расписание деятельности обучающегося вне уроков.

Готовим класс, готовимся всем классом

Перед приходом ребенка с особенностями развития в класс необходима подготовка, и речь идет не только об оборудовании самого помещения. Важно создать атмосферу дружелюбия, психологически комфортную среду для каждого обучающегося, сформировать в детском коллективе позитивное отношение к особому ученику. Выстраивать принимающее пространство можно через практико-ориентированные занятия по формированию толерантных установок и игры, воссоздающие модели ситуаций, с которыми ежедневно сталкивается ребенок с ОВЗ.

Например, можно предложить детям принять участие в проекте Городского психолого-педагогического центра «Территория взаимодействия»: специальным образом организованная интерактивная среда предоставляет школьникам возможность почувствовать на себе влияние различных ограничений – в передвижении, зрительном и слуховом восприятии и др. Это создает условия для подлинного понимания и уважения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, а значит, формирования толерантного отношения. Подробнее с проектом можно ознакомиться по ссылке https://gppc.ru/work/project/interaction/.

Мы такие разные, но мы так похожи

Понимание, что разнообразие – это норма, необходимо сформировать не только у детей, но и у их родителей. Как это сделать? В процессе целенаправленной работы по изменению социальных установок и образа мышления по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Если взрослые не понимают особенностей одноклассника их ребенка, это может вызвать множество вопросов.

Для родителей можно провести тренинги, обсудить после совместного просмотра фильмы об инклюзивном обучении или о таких же особенностях здоровья, которые есть у нового ученика. Основная задача такой просветительской работы с родителями – повышение их компетентности, информирование и расширение их представлений об инклюзивном образовании.

Творчество как ресурс

Творческий подход при разработке урока – важный ресурс учителя. Перед учителем стоит задача не только адаптировать учебный и дидактический материал, но и продумать форму предъявления материала: использование технических средств обучения, предметно-практического материала или же визуальных опор (алгоритмы, схемы, карточки-памятки, иллюстрированные тексты). Многие ученики с особыми образовательными потребностями понимают то, что видят лучше, чем речь, направленную непосредственно к ним, и именно поэтому важную информацию лучше визуализировать.

Также следует учесть возможность адаптации формы ответа. Например, при ограничении устной речи обучающийся будет отвечать письменно или печатать свой ответ.

Такая индивидуализация обучения дает возможность каждому ребенку усваивать знания на своем уровне, что комфортно и эффективно для всех обучающихся.

Подробнее о том, что делать, если в класс пришел особый ребенок, можно узнать на официальном сайте Ассоциации инклюзивных школ https://aischools.ru/, а если остались вопросы, задать их, воспользовавшись интерактивным ресурсом Городского психолого-педагогического центра «Профессиональные консультации». Навигатор для специалистов https://gppc.ru/prof-advice/. В одиночку мы можем так мало, вместе мы можем свернуть горы!

Елена ЧЕРНЯВСКАЯ, учитель начальных классов школы №830;
Ольга ГОЛОВАНОВА, начальник отдела Городского психолого-педагогического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте