search
main
0

Как сохранить лейтенантов?

В 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия, когда Советская Армия была еще одной из сильнейших в мире, а «младший комсостав» составлял основу этой Армии, в середине 90-х годов стал огромный некомплект офицерского состава на должностях звена «взвод-рота» – основы боеготовности и боеспособности подразделений и частей любого вида Вооруженных Сил. Сейчас во многих частях нередко более половины должностей категории «лейтенант» и «старший лейтенант» вакантны.

Почему так случилось?

Причины, по которым молодые офицеры начали увольняться из Вооруженных Сил в перестроечные времена, всем хорошо известны, и это уже история. Нас больше волнует другой вопрос: почему сегодня значительная часть лейтенантов не хочет служить и уходит сразу после выпуска из военных вузов (около 30%), а около половины оставшихся увольняются с военной службы в течение 5 лет после получения диплома?

Как это ни странно, но опрос самих младших офицеров показал, что несмотря на определенную стабильность с выплатой денежного довольствия и «завершение первого этапа военной реформы», за прошедшие 15 лет эти причины практически не изменились.

Основными из них являются: невысокий престиж военной службы, необеспеченность жильем, низкий уровень денежного довольствия, высокая загруженность вследствие исполнения большого количества дополнительных обязанностей, не связанных с исполняемой должностью.

В настоящее время предпринимаемые попытки руководства страны и Министерства обороны поднять престиж военной службы как одного из видов государственной службы особыми успехами не увенчались. Одной из причин этого является, на мой взгляд, отсутствие единой программы действий в данном направлении (недостаточное использование СМИ для популяризации службы в Вооруженных Силах и т.д.). С другой стороны, «сколько ни говори «сахар», во рту слаще не станет». Для того чтобы военная служба была престижна, а люди, выбравшие ее, уважаемы, необходимо, чтобы общество видело значимость этой службы, а также заботу государства о людях, которые защищают его интересы с оружием в руках.

Что касается жилищной проблемы, то служебный жилой фонд Министерства обороны на данный момент практически не существует, а если где-то что-то и сохранилось, то получить служебное жилье лейтенанту, когда тысячи старших офицеров десятилетиями стоят в очереди, просто невозможно. Что же касается вводимой ипотечной системы, то ее эффективность уже сейчас вызывает большие сомнения.

Низкий уровень денежного довольствия офицеров, а офицеров младшего звена в особенности, является одной из основных причин, по которым они увольняются с военной службы. Причем в центральных СМИ с завидной регулярностью появляются сообщения об «очередном значительном повышении денежного довольствия военнослужащих», что помимо всего прочего не только является, мягко говоря, неправдой, но и настраивает против офицеров остальную часть населения, имеющего уровень доходов ниже среднего (которых, в общем-то, большинство).

Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. Алексей К., выпускник высшего танкового училища 2006 года, 22 года, женат, имеет полугодовалого сына. Службу проходит на должности командира танкового взвода в одной из частей, дислоцирующихся в центральной части России. Квартиры не имеет, вместе с семьей проживает с родителями жены (2 человека) в двухкомнатной квартире. Жена находится в декретном отпуске по уходу за ребенком.

Ежемесячный доход семьи складывается из денежного довольствия Алексея и пособия, получаемого на ребенка.

Денежное довольствие командира танкового взвода (воинское звание – лейтенант):

оклад по должности – 2042,40 руб.;

оклад по званию – 868,02 руб.;

надбавка за выслугу лет (25%) – 727,60 руб.;

ежемесячное денежное поощрение – 2042,40 руб.;

надбавка за сложность и напряженность (95%) – 1940,28 руб.;

надбавка за особые условия службы (10%) – 204,24 руб.;

надбавка за руководство подразделением – 300,00 руб.;

Всего: 8124,94 руб.

Из этой суммы вычитается налог на доходы физических лиц (13%) – 1056,00, остается 7068,94. Затем прибавим денежную компенсацию взамен продовольственного пайка (620,00) и получим конечную сумму денежного довольствия в 7688 руб. 94 коп. Если к ней добавить пособие на ребенка (700,00), то получается около 8400 рублей, или 2800 рублей на человека. Прямо скажем, не густо.

Примерный перечень расходов семьи варьирует в зависимости от времени года и т.д., но основными ее статьями в настоящий момент являются:

частичная оплата коммунальных платежей – около 1000 руб.;

питание и средства гигиены ребенка (смеси, памперсы и т.д.) – около 2000 руб.;

лечебный массаж ребенку – 500 руб.;

проезд офицера к месту службы и обратно (с одной пересадкой, стоимость билета – 10 руб.) – 900-950 руб.;

питание офицера в обеденное время (обычно – 30-40 руб.) – около 900 руб.

Оставшиеся 3100 руб., как правило, уходят исключительно на питание и предметы первой необходимости, покупка одежды либо предметов домашнего хозяйства (стиральной машины, например) уже является проблемой. Дополнительные выплаты к денежному довольствию Алексея (квартальные премии и т.д.) в корне ситуации не меняют, поэтому периодически приходится подрабатывать частным извозом, используя для этого старенькую «шестерку» тестя. Помогает и дачный участок размером 6 соток (опять же родителей)… Дальше продолжать не хочется. Возникает только вопрос – стоит ли учиться 4 года в военном вузе, чтобы получать заработную плату на уровне чернорабочего или грузчика? Этот же вопрос задают себе и выпускники.

Что касается большой загруженности молодых офицеров, то это было всегда, и, по большому счету, это правильно. Первые 2-3 года службы офицера – это его становление. Именно в это время он формируется как личность в воинском коллективе, именно в это время он, как губка, впитывает в себя тот опыт, который передают ему старшие товарищи и который впоследствии станет основой его дальнейшей успешной службы.

Другое дело, когда помимо обязанностей согласно исполняемой должности молодому офицеру приходится заниматься… Да чем только не приходится заниматься – начиная от обязанностей нештатного электрика, химика, ответственного за антитеррористическую деятельность, и т.д. и заканчивая обязанностями старшего за работу кочегарки или резервного источника питания (дизеля). При этом, как правило, это не вина командира части, а его беда и результат необдуманного сокращения штатных должностей в ущерб боевой готовности и качества боевой подготовки линейных частей и подразделений.

Чем это чревато?

Первый результат массового «исхода» молодых офицеров проявился уже в середине 90-х, когда появился острый недостаток кадров в звене «взвод-рота». На должности командиров рот назначались выпускники училищ, не имеющие опыта руководства взводом. Через некоторое время подобная ситуация сложилась уже на уровне батальонного звена и далее по восходящей.

Все это привело к тому, что на должностях уровня командира батальона, командира полка (и им равных) оказались офицеры, не имеющие достаточного опыта руководства основными подразделениями. А как может командир мотострелкового батальона научить ротного организовывать и проводить ротные тактические учения с боевой стрельбой, если сам в них не участвовал? Опять же, виноваты ли офицеры в том, что их назначали на вышестоящие должности не в результате конкурсного отбора, а с целью залатать очередную кадровую брешь? Наверное, нет.

С другой стороны, сегодня молодые лейтенанты не особо рвутся командовать взводами и ротами – взвесив все «за» и «против», вчерашние выпускники часто делают выбор в пользу своего гражданского будущего. И это понятно, уж больно хлопотное это занятие – Родину защищать, да и к тому же не очень благодарное. Остаются только настоящие патриоты – своеобразные «фанаты» военной службы, а их не так много, и лет через 5-7 Вооруженные Силы могут столкнуться с глобальной проблемой недостатка подготовленных офицерских кадров.

В настоящее время ситуация несколько улучшилась, однако не потому, что военная служба стала более привлекательной: за прошедшие 10-15 лет, вследствие организационно-штатных мероприятий, количество должностей младших офицеров уменьшилось, что привело к повышению степени укомплектованности подразделений в процентном отношении.

Что касается сохраняющегося относительно стабильного конкурса на поступление в военные вузы, который некоторыми высокопоставленными военными выдается за «возрождение популярности военной службы», то не стоит обольщаться – практика показывает, что часть абитуриентов сдает вступительные экзамены, имея конкретную цель: избежать военной службы по призыву и получить за счет государства диплом о высшем образовании. Кроме того, полное государственное обеспечение и неплохая стипендия (по сравнению с гражданскими вузами) являются достаточно серьезными аргументами для принятия подобного решения.

Как выйти из сложившейся ситуации?

Прежде всего нужно понять, армия не может быть дешевой по определению и должна быть укомплектована профессионально подготовленными кадрами, иметь на вооружении новейшее оружие, боевую технику и экипировку. Без соблюдения данных условий армия не может считаться современной и боеготовой.

Чтобы привлечь на службу в Вооруженные Силы наиболее грамотную и подготовленную часть молодых людей, им нужно создать условия, при которых они и их семьи будут чувствовать себя комфортно, а уровень материального обеспечения позволит качественно выполнять обязанности согласно занимаемой должности, не отвлекаясь на бытовые и семейные проблемы.

Другими словами, из того, что выше было перечислено в качестве основных причин увольнения с военной службы молодых офицеров, вытекают пути решения этой проблемы – немедленное принятие мер по восстановлению престижа военной службы, заключающееся в создании нормальных цивилизованных условий для обеспечения качественного выполнения офицерским составом своих функциональных обязанностей, а также разработка системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей, действительно подчеркивающих исключительный характер военной службы как одного из видов государственной службы.

На самом деле в этих выводах нет ничего нового. Только попытки руководства Министерства обороны по решению накопившихся проблем по сравнению с другими силовыми структурами выглядят достаточно неубедительно. Согласитесь, что если командир полка в звании «полковник», имеющий в подчинении более 1500 солдат и офицеров и 300 единиц различной техники, получает денежное довольствие меньше, чем лейтенант ФСБ или пограничных войск, – здесь что-то неправильно. Конечно, задачи, которые выполняют эти силовые структуры, тоже очень важны, однако не стоит забывать старую, но проверенную историей мудрость о том, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.

А пока ситуация остается такой, какая она есть, вместо шумной ватаги молодых лейтенантов на перронах отдаленных гарнизонов еще долго можно будет видеть одинокую фигуру офицера с чемоданом в руке, во взгляде которого видна лишь растерянность и неуверенность в завтрашнем дне…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте