Прекрасные картины и величественные здания, мраморные скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства, старинные книги – все эти памятники культуры, хранящие в себе наследие прошлых эпох, подчас не вызывают восторга и преклонения у современных подростков. Почему? Ведь кажется очевидным, что это шедевры, хранящие традиции и всего человечества, и своего народа.
Но это понимание требует определенного уровня культуры у смотрящего. А этот уровень культуры не передается сам по себе от предков, как цвет глаз или рост. Его нужно достичь, прилагая много усилий, работая над самим собой. Я всегда с удовольствием участвовал в олимпиадах по МХК и истории, конкурсах сочинений по литературе, ездил на экскурсии по древним городам России со страшим братом и его одноклассниками, посещал музеи и выставки в Москве.
Я видел, как тяжело многим моим сверстникам долго слушать экскурсовода или читать толстую книгу, пусть даже написанную живо и увлекательно. Им проще читать небольшие тексты, смотреть короткие видео, сосредоточиться на каком-то одном необычном факте, а потом, быть может, заинтересовавшись чем-то, искать информацию, чтобы углубиться в какую-нибудь проблему. А могут и не искать дальше, но общее представление об увиденном у них уже останется. Так мне стало ясно, что нужно искать новые пути приобщения моих сверстников к многообразному и богатому культурному наследию России.
Один из таких путей я нашел, когда стал готовиться к участию в олимпиаде «История и культура храмов Москвы и городов России». Участникам олимпиады было предложено снять видеоролик, который бы рассказывал об истории, культурных особенностях конкретного храма или группы храмов. Время, которое можно было использовать, было ограничено 5 минутами. Задумавшись над сценарием, я понял, что такой формат будет самым востребованным среди подростков и молодежи: коротко, наглядно и занимательно рассказать о культурном наследии нашей столицы.
Участвуя в олимпиадах, я часто встречал вопросы, связанные с распознанием архитектурных особенностей зданий и сооружений разных эпох. Часто архитектурные стили рассматривались на примере храмовой архитектуры. Это не случайно, храмы часто сохранялись в веках лучше, чем гражданская архитектура. Так появилась задумка проследить на примере православных храмов Москвы эволюцию архитектурных стилей от эпохи Средневековья до начала XX века.
Для моих одноклассников было бы интересно и полезно узнать о тех сооружениях, которые они могут видеть каждый день на тех улицах, где живут. Это и определило выбор мной тех сооружений, о которых я потом сделал видеоэкскурсию. Среди них оказались и храмы моего района Хамовники (храм Святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, церковь Дмитрия Прилуцкого на Девичьем поле), и те храмы, которые были неизвестны до этой работы ни мне, ни моим одноклассникам – первым зрителям и критикам моего видеоролика (например, церковь Покрова Богородицы в Рубцове).
Сама съемка и монтаж видеоролика были для меня новым и непривычным делом. Можно сказать, что благодаря участию в культурологической олимпиаде улучшились мои технические и информационные навыки, я узнал много нового о профессиях, связанных с производством современного развлекательного и образовательного контента, востребованного в сети Интернет.
Уже первая версия моей видеоэкскурсии вызвала живой интерес у всех, кто присутствовал на предзащите проекта. Я был приятно удивлен тем, как мои одноклассники внимательно смотрели фильм, радовались, узнавая храмы нашего района, делали ценные замечания и задавали уточняющие вопросы о фактах, изложенных в ролике, после просмотра. Небольшое время рассказа и динамичность изложения позволили охватить большой отрезок времени и не утомили слушателей.
Благодаря этой предзащите я смог значительно улучшить свою работу, в том числе ориентируясь на рекомендации сверстников, как сделать изложение еще интереснее. Этот интерес и внимание к результатам моего проекта придали мне уверенности.
В дальнейшем мой ролик был размещен на школьном сайте, я принял участие в олимпиаде «История и культура храмов столицы и городов России», где стал призером, и в конференции «Россия – мое Отечество». Сейчас я использую этот опыт при подготовке новых образовательных роликов, посвященных Москве и ее истории.
Мне кажется, что именно привлечение подростков и молодежи к съемкам образовательных роликов позволит вернуть интерес к нашему культурному наследию. Пусть они будут несовершенны, пусть сопоставляют то, что раньше казалось несопоставимым.
Парадоксальный новый взгляд на окружающую действительность, личное отношение к памятникам культуры, обсуждение новых фактов с друзьями позволят подросткам больше узнать о традициях, истории и культуре того места, где они живут и учатся. А конкурсные мероприятия – это дополнительный стимул сделать качественный проект, который внесет свой вклад в сохранение культурного наследия нашей Родины.
Семен КОРОВКИН, ученик 10‑го класса школы №171
Комментарии