Как в детском саду осуществить постановку известной сказки и при этом не утратить интерес к уже знакомому сюжету? Это не так уж и сложно! Надо взять за основу произведение известного автора, немного изменить содержание, переложить прозу на стихи, ввести новых персонажей, добавить немного юмора, больше музыки, песен, танцев, а главное – охватить этой идеей всех детей и взрослых. И тогда успех вам обеспечен!
Дети-дошкольники очень любят принимать участие в театрализованных играх, в которых они воспроизводят знакомые литературные сюжеты. В этих играх и детских спектаклях активизируется мышление детей, тренируется память, развиваются воображение и фантазия, совершенствуется речь. Поэтому в нашем дошкольном учреждении мы постарались создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства и желания, не стесняясь слушателей и зрителей. Театрализованные игры, сценки, игры – драматизации присутствуют в повседневной жизни детей нашего дошкольного учреждения и на праздничных утренниках. Но нам захотелось создать настоящий спектакль, в котором примут участие и взрослые, и дети. Мы решили остановить наш выбор на известной и любимой всеми детьми сказке Шарля Перро «Красная Шапочка», но хотелось немного расширить и осовременить сюжет. Вспомнили мультфильм шестидесятых лет по сценарию В.Сутеева «Петя и Красная Шапочка», посмотрели фильм Р.Быкова «Про Красную Шапочку», сочинили стихотворный текст, придумали много новых персонажей, подобрали прекрасную классическую, современную и фольклорную музыку, и получился замечательный, на наш и зрительский взгляд, спектакль для детей и взрослых.Подготовка к спектаклю шла в течение двух месяцев. Мы знакомили маленьких артистов со сценарием спектакля, разучивали тексты ролей, песни, танцы. Детям очень понравился измененный сюжет сказки, и, конечно же, все девочки захотели исполнять роли Красной Шапочки и девочки Иришки, которая перевоспитала Волка, а вот на роль Волка желающих не оказалось. Как часто мы задумываемся над тем, какую роль хотят исполнять дети в нашем спектакле? Но ведь только сам ребенок может решать, хочет он быть тем или иным героем или нет, от его желания зависит успех исполнения данной роли. В детском спектакле не бывает положительных и отрицательных героев, дети просто играют роли. Кто же из детей согласится сыграть роль Волка, который хочет съесть Красную Шапочку и ее Бабушку? Дети понимают, что Волк злой, и не хотят исполнять эту роль. Вот тут-то и проявляется талант педагога-режиссера: суметь убедить ребенка в необходимости исполнения данной роли. Мы объясняем детям, что в начале спектакля Волк злой, но в ходе развития сюжета становится послушным и старательным. Он миролюбиво разговаривает с девочкой Иришкой, которая переодевается в Бабушку, когда та угощает его чаем с пирожками, выполняет все ее просьбы: копает грядки, носит воду из колодца и в результате приобщения к труду исправляется, перевоспитывается и становится хорошим. В последнем действии спектакля Волк даже вызывает симпатию у зрителей своим комичным поведением. Пришлось убедить детей, что эта роль очень сложная и ответственная, после чего многие, подняв руки, закричали: «Можно я буду Волком!» Чтобы создать более яркое представление о действующих лицах, принимающих участие в спектакле, мы попросили педагога изостудии нарисовать их и в рисунках постараться отобразить характер каждого персонажа. Это помогло детям лучше представить образы доброжелательной и непосредственной Красной Шапочки, смелой и находчивой Девочки из зрительного зала, трусливых и беззащитных Зайчат, вначале злого, а затем потешного Волка, смелых и отважных Охотников, добродушного Птицелова.Мы объяснили детям, что в спектакле всего одна роль Красной Шапочки, один Волк, два Зайчика. На эти роли пробовали несколько детей, которые более ярко изображали характер данного персонажа. А как же быть с детьми, которые тоже хотят участвовать в спектакле? Чтобы дать возможность проявить свои таланты и способности в других видах театрально-музыкального искусства, в спектакль были введены новые персонажи: Мальчики-Ложкари, Девочки-Водоноски, с которыми встречается Волк у колодца, когда выполняет поручения, Охотники, Бабочки. Мы выполняем непреложный принцип детской театральной педагогики – в детском спектакле роли должны быть у всех детей.В спектакле мы постарались использовать способности каждого ребенка. К примеру, роли Бабочек, танцующих на полянке весенний танец, были введены в спектакль в связи с тем, что группу посещала девочка, которая занималась спортивной гимнастикой. Как только после очередного музыкального занятия Алина показала свои гимнастические способности, педагоги сразу же решили включить это выступление в спектакль – так был придуман танец на музыку М.Леграна для девочек, исполняющих роли Бабочек. Для Сережи, обладающего звонким голосом, была придумана роль Птицелова, в которой ребенок читал текст, пел песенку и был водящим в игре. А Мальчики-Ложкари продемонстрировали в спектакле свое искусство игры на ложках под фонограмму русской народной мелодии «Коробочка».Большое место в спектакле отведено исполнению ролей взрослыми. Детям очень нравится, когда педагоги вместе с ними показывают спектакль, как настоящие артисты. Взрослые, так же как и дети, очень полюбили своих героев: это Рассказчик, Волчица, Охотник-Дровосек, Мама, Бабушка.Вместе с коллективом дошкольного учреждения в подготовке спектакля принимали участие родители наших воспитанников. Если раньше между ними чувствовалась разобщенность по некоторым вопросам, то во время подготовки к спектаклю все с удовольствием помогали друг другу. Стоило только спросить у детей: «Нет ли у вас дома клетки для птиц, которая нужна Птицелову?», как через день родители приносили в сад новую клетку, независимо от того, чей ребенок играет эту роль. Мамы шили костюмы для своих детей-артистов, рисовали декорации, папы привозили с дачи пеньки от деревьев, монтировали искусственные елки для оформления декораций леса, из фанеры выпиливали топорики Охотникам-Дровосекам, печатали программки к спектаклю, в целом всех объединила идея создания спектакля для детей и взрослых.Но были и трудные моменты объяснения с родителями, которые требовали для своего ребенка исполнения определенной роли или им не нравился традиционный костюм Бабушки, в котором нужно было выходить на сцену. Приходилось разъяснять родителям, что костюм помогает ребенку правильно войти в образ и успешно исполнить роль. Некоторые родители очень хотели, чтобы их дети, которые недостаточно чисто интонируют и правильно передают мелодию, при исполнении песен были солистами. Но после беседы и разъяснения того, что их ребенок чувствует себя увереннее при исполнении музыкально-ритмических движений и успешнее проявляет себя в танце, после приглашения родителей на занятие, когда они сами видели, что ребенок действительно больше с удовольствием танцует, чем поет, все разрешалось в интересах ребенка.Подготовка к спектаклю осуществлялась не только на музыкальных занятиях, например, на занятиях по изобразительной деятельности дети своими руками приготовили реквизит: вылепили из пластилина угощения для бабушки, которые стояли на столике, пирожки, баранки, всевозможные фрукты. Дети орнаментами разрисовали контуры объемных бабочек, которые были элементами декораций, каждый старался быть неповторимым в своем творчестве.Работа над спектаклем сплотила не только детский коллектив, но и взрослых – педагогов и родителей, дала возможность всем проявить творчество, приобщила к театральному искусству. Через участие детей в театрализованной постановке мы постарались сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Театр дает возможность каждому ребенку раскрыть грани своего таланта в музыкальном, песенном, танцевальном и игровом творчестве. Детское театральное творчество – наиболее точная форма выражения самоценной радости детства.Наталия ЩЕРБАКОВА, музыкальный руководитель детского сада №184 (ЗАО)
Комментарии