Передача «Родительское собрание», проходившая на радиостанции «Эхо Москвы» 5 сентября, не оставила меня равнодушным и дала импульс к нелегким и в какой-то степени мучительным размышлениям.
Лично я не вижу принципиальной разницы между формулировками «великие победы российского народа» и «великие победы россиян», которую усиленно пытался подчеркнуть один из участников передачи, ибо победы народа были бы невозможны без вклада, внесенного в них его сыновьями и дочерьми. Не удивила меня и сама формулировка, уж каких только уроков не приходилось проводить за 36 лет моей педагогической деятельности, даже по «Малой земле» и «Возрождению». Согласитесь, было бы весьма странно начинать учебный год с урока «Крупнейшие поражения российского народа». Вообще же главное, по моему мнению, заключается не в формулировке темы, которую раскрывает учитель, а в том, как он это делает. И в этом смысле сами методические рекомендации, размещенные на сайте Московского института открытого образования, а в еще большей степени собственные разум и совесть учителя позволяли подвести учащихся к осознанию того, насколько непростым и тернистым был путь к победам, которых по большому счету было меньше, чем поражений, но именно эти горькие и обидные поражения определили возможность достижения победы.Не вызывает сомнения значимость профессионализма педагога не только как знатока и исследователя, но и как наставника, воспитателя, чувствующего свою ответственность за состояние души питомцев, их настоящее и будущее. Отдавая должное убежденности и искренности учителя истории Игоря Долуцкого, я тем не менее считаю некоторые положения, сформулированные им в ходе передачи, совершенно неприемлемыми. Особенно меня укололи прозвучавшие дважды слова: «Наша история – «история деградации и позора». Безусловно, в отечественной книге прошлого слишком много страниц, которые лучше всего было бы вырвать, если бы это было возможно. Ничего другого, кроме чувства глубокой горечи и жгучего стыда, они вызвать не могут, по крайней мере у людей порядочных и неравнодушных. В то же время было бы неверно и несправедливо пропускать другие страницы, повествующие о судьбах людей, наших соотечественников, – талантливых, стойких, самоотверженных, озаривших немеркнущим светом мировую историю и явившихся для нас неким нравственным ориентиром, указывающим и одновременно возвращающим живущих в двадцать первом компьютерно-тротиловом веке к таким элементарным понятиям, как честь, верность, достоинство, благородство. Можно, конечно, как заявил И.Долуцкий, утверждать, что в 37-м все были, извините, «в дерьме, ни одного нет, два-три застрелились, один убежал из-под этого пресса, а все сдались, все руки сложили». На самом же деле, и это хорошо известно Долуцкому, все было гораздо сложнее и трагичнее. Но вспомнить можно и нужно не одного Шаламова. Нашим учащимся нелишне будет знать и про открытое письмо Сталину видного дипломата Федора Раскольникова, отлично знавшего, чем он рискует, и про выступление Абрама Сольца, подвергшего резкой критике деятельность генерального прокурора А.Вышинского, и про выдвижение выдающимся ученым академиком Д.Прянишниковым кандидатуры уже арестованного Николая Вавилова на соискание Сталинской премии. И это только фрагмент не вполне известного нам списка несдавшихся, непромолчавших, неотступивших – тех, кто, по моему мнению, гораздо более достоин быть образцом мужества и сопротивления, чем названные И.Долуцким современные деятели.Если вести речь о цинизме, то, как мне представляется, мы как раз и сформируем циников, если подрастающее поколение, на которое и так обрушился груз весьма сомнительных ценностей и соблазнов, будет воспринимать историю человечества сквозь призму отходов его жизнедеятельности. По моему мнению, глубоко прав был литовский писатель А.Венцлова, утверждая: «Если за грехи страны ты согласен отвечать, как за свои собственные, значит, это и есть твоя Родина!» В этой связи я не согласен с утверждением: «Мы должны ребенку сказать: хочешь уезжать – уезжай, хочешь здесь работать – работай». Мне кажется, во-первых, перед таким нелегким выбором уместнее ставить не ребенка, а взрослого человека, а во-вторых, с моей точки зрения, следует сказать другое: это наша с тобой страна. Да, многое в теперешней жизни, как и в прошлой, не устроено, недостойно, отвратительно, не соответствует нашим ожиданиям и надеждам, но если мы откажемся от стремления сделать ее лучше, кто должен сделать это за нас? В конце концов это твоя Родина: она, как мать, которую не выбирают, и посмотри внимательнее, в ней немало удивительного и прекрасного, что невозможно не любить и нельзя не беречь. Многое было горько слышать в ходе передачи. Успокаивает одно: надежда на то, что страстные слова Игоря Долуцкого рождены не презрением и кликушеством, а искренним протестом против воссозданной горе-реформаторами чиновничье-бюрократической системы примитивного лицемерия и откровенного вранья, чаадаевским отчаянием и чеховской болью за то, как плохо и недостойно мы живем, отказавшись «по капле выдавливать из себя раба», не желая слышать за плотно прикрытой дверью своей квартиры или коттеджа настойчивый стук «человека с молоточком».Говоря о первоочередной цели, ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов выдвинул в качестве важнейшей воссоздание России как научно-технологической державы. Мне же представляется, что в современном мире безудержной компьютеризации, начиненном огромными запасами смертоносного оружия, еще более важна задача возвращения к бесценным нравственным началам гуманности и милосердия. К пониманию этой, казалось бы, очевидной истины мы должны подвести наших питомцев, что, по моему мнению, вполне реально.«В моей семье умеют любить, – писала в своем эссе ученица нашей школы Юля Гиль. – Уметь любить – редкий талант. Я родилась в море любви. Да, в жизни у меня будет всякое, но, как бы мне тяжело ни было, я выстою, ведь в детстве я получила большую дозу любви… Я верю, что существуют радиоволны, идущие из глубин времени. Это волны благородной человеческой памяти идут от поколения к поколению, живут на Земле и во Вселенной».Другая ученица, Маша Шкантова, писала в школьной дипломной работе, размышляя о судьбе своей героини: «Когда-то девочка Майя верила в коммунизм, Ленина и Сталина. Моя мама верила в Ленина и коммунизм. Я уже не верю не только в Сталина, но и в Ленина, и в коммунизм. Но я верю в людей и считаю, что мы должны объединить самые простые и важные понятия: доброта, порядочность, справедливость. Мне близки слова, сказанные в эпилоге фильма «Президент и его женщина» девочкой Катей: «Человек приходит в этот мир, чтобы любить и быть счастливым. Это, только это мы должны друг другу, самим себе и жизни».Именно учитель во многом определяет нравственные ценности и духовные ориентиры своих питомцев. Уверен, блестящими специалистами и достойными гражданами Отечества вырастут ученики безвременно ушедшего на днях замечательного директора московской школы «Интеллектуал» Евгения Маркелова. Но, к сожалению, есть и другие ученики и, с позволения сказать, учителя. Меня потрясло известие, прозвучавшее в передаче «Родительское собрание» 11 июля 2010 года: дипломником одного из авторов нашумевшего университетского пособия «История России. 1917-2009» профессора Вдовина был арестованный по обвинению в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой Никита Тихонов…Так как слово наше отзовется?Григорий ПЛОТКИН, учитель истории школы №888, заслуженный учитель школы РФ
Комментарии