Нередко школьники в период предэкзаменационного стресса стараются отвлечься, оттягивают момент, чтобы усадить себя за учебники. Такое поведение бывает и в течение учебного года, но непосредственно перед аттестацией усугубляется. О том, как победить так называемую прокрастинацию, рассказала преподаватель-консультант.
О том, как помочь старшекласснику войти в рабочий ритм, рассказала Лилия Рыжкова, коуч, преподаватель-консультант, мама двоих школьников. Сервис Deti.mail.ru сообщает, что эксперт напомнила: сила действия равна силе противодействия – так что чем больше тяготит ребенка подготовка к экзаменам, тем активнее он ей старается сопротивляться. Любой человек время от времени старается откладывать неприятные дела – то есть занимается прокрастинацией. Навсегда избавиться от прокрастинации невозможно, однако родители вполне могут помочь детям свести ее к минимуму.
Нужно понять ребенка и помочь ему понять самого себя
Для этого, важно понять и принять. Откладывание тягостного дела – это не лень или безответственность, речь идет о неуверенности и страхе. Риск неудачи может пугать человека так. что ему даже начинать дело не хочется. Экзаменационный период – это время стресса, подчиненности, ограничений. Все это вызывает у школьника естественное сопротивление.
Так что не стоит обращаться к ребенку с объяснимым «Сколько можно бездельничать!?», лучше уделить 10 минут, чтобы обсудить, что именно пугает ребенка в экзаменах больше всего и чего он действительно хочет. Может оказаться, он боится не столько низкого балла на Едином госэкзамене, сколько реакции на него родителей. Ребенок найдет в себе силы, если его успокоить и разъяснить, что именно с ним происходит. Следует рассказать, что он откроет учебники – и у него появится желание увильнуть. Это нормальная реакция, однако можно действовать даже тогда, когда не хочется. Предложите подумать, какую проблему можно совместно решить, чтобы ребенок мог сосредоточиться на подготовке к экзамену.
Стоит создать комфортную обстановку
Для этого важно отказаться от агрессивных методов. Прокрастинатор всегда осознает, что поступает неправильно, поэтому его мучает чувство вины, которое он может и не показывать. Так что наказывать, ругать или взывать к совести бесполезно. Старшеклассника запугивают экзаменами учителя, а родители, напротив, должны создать обстановку психологической стабильности, покоя, чтобы помочь восстановить ребенку силы – в частности, силу воли.
Следует находить плюсы. Если вы не хотите окончательно деморализовать своего «лентяя», обратите внимание на его плюсы: «Хорошо, что у тебя есть необходимые записи в тетрадях», «здорово, что ты понимаешь эту тему», «молодец, что выучил семь билетов» (неважно, сколько еще осталось). Перед тем, как указать на недочеты, нужно сначала отметить достижения. В разговоре о достижениях и промахах старайтесь не использовать союзы «а» и «но» – только союз «и».
Необходимо учитывать особенности ребенка. Каждый отличается своим темпом занятий, своими ритуалами, которые помогают запустить рабочий процесс. Кто-то для раскачки бубнит что-то под нос или ругает школу, кому-то нужна полная тишина. Не стоит противостоять таким «капризам», пусть их последовательность остается привычной.
Дайте ребенку инструменты для обучения
Полезно искать смысл и интерес. Зачастую затягиваются именно те дела, которые считаются неинтересными и навевающими скуку. Если у ребенка экзамены вызывают именно такие эмоции, стоит вместе поискать причины. С подростками бывает эффективной идея вызова, «челленджа» – возможность сразиться с самим собой. Это иногда вдохновляет лучше, чем высший балл на Едином госэкзамене. Другим вариантом может стать попытка пробудить интерес к занятиям благодаря предложению новых способов работы. В частности, можно составлять интеллект-карты: основное содержание темы изображать рисунками. Это помогает легче запоминать информацию.
Съесть слона по частям. Так называют деление решения сложной задачи на этапы, чтобы она перестала пугать. Этапов должно быть не более семи. Стоит распределять силы и продвигаться небольшими шагами. Хорошо заранее обдумать и написать план действий на бумаге – так вырастет шанс сделать работу вовремя. Когда до экзамена остается мало времени, надо начинать готовить те разделы, которые ребенок знает хуже.
О слонах, лягушках и помидорах как методиках эффективной организации времени ранее сообщало Сетевое издание «Учительская газета».
Метод лягушки
Утро стоит начинать с поедания «лягушки». Это рекомендовал известный канадский предприниматель, писатель и коуч Брайан Трейси, который стал автором более 60 книг и свыше 300 курсов о тайм-менеджменте. По его мнению, наиболее сложные и неприятные дела стоит выполнять в начале дня. Именно в это время мозг активен, нет перегруженности другой информацией. Чем труднее кажется действие, тем дольше его откладывают – только задача остается все такой же актуальной, так что лучше не нарушать сроки.
При этом стоит иметь в виду, что не нужно съедать всех лягушек разом: хорошо их распределить по 1-2 на каждый день. После выполнения неприятного задания чувствуется прилив энергии и гордости. Это стимулирует решение второстепенных задач. Получение гормонов радости и удовольствия с утра – весьма полезная зависимость.
Метод помидора
Итальянский предприниматель, наставник и инструктор Франческо Чирилло рекомендует технику «Pomodoro»: время нужно разделить на равные получасовые промежутки: 25 минут для работы и 5 минут для отдыха. Каждые 4 повтора нужно разбавлять полноценным 30-минутным перерывом. Так вы будете управлять временем, выработаете силу воли и избавитесь от выгорания. По мнению автора методики, такая техника станет мощным средством борьбы с прокрастинацией и действенным методом концентрации на сложных вопросах.
Комментарии