search
main
0

Как школу назовешь, так она и «поплывет»?

Вроде бы давно пора привыкнуть, но я все продолжаю настороженно приближаться к образовательным заведениям с магическими для мамаш и бабушек малышей обещаниями. Например, такими, как распространенные школа Монтессори или школа по вальдорфской методике.

М​ожет быть, потому, что не понаслышке, а от лучших представителей педагогической науки нашей страны знаю, как трудно и долго надо осваивать, изучать и тестировать все эти методики, как тщательно и долго надо отбирать и растить педагогические коллективы, чтобы эти западные методики работали правильно и эффективно. Знаю уже не одно десятилетие подряд, с тех самых пор, когда новомодные тогда эти названия только стали появляться в пределах нашего педагогического пространства и были редкостью, не перестаю интересоваться воплощением этих методик и сейчас, когда имя Монтессори, например, написано на любых афишах и объявлениях на дверях и стенах подвалов и помещений первых этажей жилых домов, где арендуют места новоиспеченные «частные» педагоги.Насколько хорошо изучили они теорию и практику, разработанную итальянкой Марией Монтессори, начавшей работать с лечившимися в клинике детьми с ограниченными умственными возможностями, а потом и просто с любыми малышами, сказать не возьмется никто – в каждой такой новообразованной школе вам объяснят ее смысл своими словами в меру способностей организаторов.То же самое можно сказать и о еще более сложной вальдорфской педагогике, основатель которой австриец Рудольф Штайнер впервые опробовал идеи своей педагогической теории в начале прошлого века в новой школе для детей сотрудников табачной фабрики «Вальдорф-Астория».Сказать, что фабричным детям крупно повезло, – это как вообще ничего не сказать, потому как провозглашенные этой педагогикой принципы могут стать мечтой любого воспитуемого и обучаемого, всех его родителей и родственников в придачу.Вот как звучат основные идеи этого педагогического волшебства, даже если кратко и без комментариев: система основана на уважении к детству и учете индивидуальных потребностей каждого ученика. Программы этих школ нацелены в большей степени на развитие природных способностей ребенка, чем просто на передачу знаний. Они предполагают такой способ познания мира, который развивает в ученике чувство сопричастности ко всему, формируя активную позицию ребенка. Одна из отличительных способностей вальдорфской системы – широта подхода и междисциплинарность. Такой метод позволяет сформировать представление о мире в целом, а имея такое представление, ученику не только легче осваивать отдельные области знаний, но и самостоятельно установить связь между явлениями, понять причины их возникновения и предугадать их развитие. Методика предполагает, что, кроме глубоких и прочных знаний, которые надо давать ребенку, необходимо развивать в нем и его личные природные способности, которые, может быть, еще никак не проявились к тем годам, когда в обычной школе от него уже требуют результатов. Вальдорфская система не отрицает влияние наследственности и внешнего воздействия в развитии и воспитании маленького человека, но главную роль отводит именно человеческой индивидуальности и духовной сущности человека, которая признана центром человеческой свободы и творчества. Человечность – вот краеугольный камень этой системы. А еще непреложность постулата о том, что неповторимость каждой личности и каждой культуры – великое богатство человечества! Одна из важных целей Вальдорфской системы – обучение взаимодействию с другими культурами, воспитание уважения к ним и понимания. Человек, воспитанный в уважении к другим мировоззрениям, одинаково уверенно чувствует себя в любом социальном окружении и, общаясь с людьми, не акцентируется на цвете кожи или социальной принадлежности, а воспринимает действительную внутреннюю сущность человека.А теперь также кратко без тех же комментариев простой вопрос: «Это какими же педагогами надо быть, какими личностными и профессиональными качествами надо обладать, чтобы всю эту великолепную задумку, это педагогическое волшебство не просто освоить и пропустить через свои сердце и душу, но и суметь воплотить на практике?»И если в центрах, работающих под вывеской методики Монтессори освоить внешний рисунок урока, необходимые аксессуары, приемы и способы ведения занятий с малышами людям с желанием и способностями, может, и удается с той или иной долей успеха, то с идеями основоположника антропософии Штайнера работать куда как посложнее.Между тем школ таких по миру – сотни в самых разных уголках планеты, а сама вальдорфская педагогика интернациональна. По внутренней сути она воспитывает открытость к миру и может принимать самые разные формы в зависимости от окружающей культурной среды. Эта система образования достаточно широко распространена во всем мире, хотя и продолжает оставаться реформаторской. При этом некоторые страны мира берут на себя полное финансирование этих школ, а педагогические разработки и методики внедряют в общеобразовательные школы.Есть известный опыт такой педагогики и в нашей стране. Тем более интересно было сравнить, как же справляются со сложнейшей педагогической методикой в странах, где и обычная-то система образования работает на уровне «неуда».Поэтому, как только представилась возможность, что называется, из первых рук получить сведения о том, как работает вальдорфская школа в Америке, я попросила подробно описать жизнь школы нашу соотечественницу, которая, переехав в Америку, устроилась преподавать русский язык именно в такой школе.Первый ужас от здешней невнятицы и полной бездарности в школьном образовании Маргарита Блокк, работавшая в столице нашей страны в престижной спецшколе, пережила, отправив туда старших детей. Для младшего поклялась найти что-то более человечное и с задачей справилась – узнала о существовании вальдорфской школы на противоположном от дома конце города в штате Алабама, где живет теперь семья, и вот уже много лет возит туда себя и сына – учить и учиться.Она легко соглашается с моими сомнительно-скептическими интонациями в отношении уровня освоения вальдорфской методики местными педагогами, но выдвигает главный и неоспоримый аргумент: «Зато есть что-то человеческое и нет тотальной тупости, свойственной их обычным школам тут».Возможно, эта причина, а может, какая-то другая заставляет родителей всех стран присматриваться к альтернативам в системе образования, но в любом случае чем больше они, да и сами педагоги обычных школ, будут знать, как работают педагоги в разных городах, а то и странах, тем легче будет сравнивать, выбирать, принимать решения.И я решительно и подробно записываю ее рассказ.«В нашей вальдорфской школе главный упор делается на то, что образование следует за природой ребенка. Развитие человека идет циклами. Первый цикл до 6-7 лет, до начала смены зубов. По их теории, до этого времени – никаких абстракций, интеллект спит, все через мир сказок, искусство и природа – главные основы обучения. Дети учат много стихов, рисуют, поют, играют на флейте, делают много замысловатых движений. Читать их практически не учат. Очень медленно им дают алфавит, причем каждая буква подается как рисунок. Например, буква М подается как такой холм, горка и связывается со словом «mountain» – гора. Дети рисуют гору в форме М, сочиняют о ней сказку. И дальше в таком духе. То есть то, что если и делается в других школах, то с детьми 3 лет. В результате читать они начинают во 2-м классе, если их никто дома не учит по-другому. Мы своего сына, конечно, читать научили давным-давно, и многие другие дети тоже умеют. Ведь для нас тут главное – не торопить ребенка, а уж если он сам берет от родителей или старших сестер-братьев в семье больше, чем требуют в школе – ну и прекрасно! То же самое происходит и с математикой, когда все страшно замедленно и конкретизировано. Конечно, детям нравится и они счастливы, но более развитым детям быстро становится скучно на уроке. Нашему сыну и подавно. Муж, профессор математики в университете, вначале был в шоке от таких нулевых темпов этой методики, но потом, убедившись, что здешние студенты из обычных школ все равно знают порой не больше, чем пятиклассники в наших хороших столичных школах, успокоился. Потому что знания мы сыну дома дадим, а вот атмосфера школы – это главное, что ни изменить, ни создать мы не сможем.Поэтому сразу первое же предупреждение – решайте сразу, сможете ли вы заниматься с ребенком, давать ему нужные по возрасту знания или готовы положиться на волю педагогов и плыть в расслабленной атмосфере школы просто со всеми удобствами, без собственных усилий – это уж каждый родитель в наших условиях далеко не московского выбора школ должен решать для себя сам.Сейчас у нас в 1-м классе работает женщина из Европы, журналист, документалист. Очень интересная женщина, заброшенная судьбой (замужеством) сюда из Лондона. Так она своих первоклашек уже таблице умножения учит, они читают, пишут – все вразрез с декларированной теорией, но она не выдержала этой тягомотины.Хотя все единодушно согласны, что плюсы по сравнению с обычной школой большие. Во-первых, внимание к художественному развитию. Они поют на несколько голосов очень красиво, учат много стихов, нет засилья всяких религиозных штучек, нет «всеобщей компьютеризации», когда детей даже в школе учит компьютер, а не учитель. Детям много читают интересной и качественной литературы, они много гуляют, двигаются. Мы пытаемся бороться с засильем массовой культуры – требуем ограничить дома телевизор, игры на компьютерах. Многие семьи прислушиваются, наши детишки не говорят только о видеоиграх, мультиках, сериалах, покемонах и прочих телеуродцах. Фантазия у них не ограничена этим коммерческим миром, они все время что-то придумывают сами, играют в свои истории, а не вдолбленные в голову телевизором. В этом как бы идея ограничения медиа – развитие фантазии самого ребенка.Еще мне нравится внимание к физиологической стороне развития ребенка. Мы просим не приносить на завтрак и ланч junk food – гамбургеры, сладости, кока-колу. Сердце радуется от вида их ланчей – салаты, овощи-фрукты, всякие «полезные» бутерброды. У нас практически нет закормленных толстых детей, которые уже давно стали большой проблемой для американских педиатров.Отдельный разговор о кругозоре детишек. Они в отличие от массовой школы учат не только и не столько американскую историю, как это принято до бесконечности во всех классах обычных школ, а историю и культуру мировую, человечества в целом. Например, Индия, Древний Рим и Греция – нашим детям все это хорошо знакомо и давно изучено. Притом что в обычных школах даже старшеклассники порой не знают, какие океаны и с какой стороны окружают их страну, какие еще континенты существуют в мире кроме их собственного. Да порой и о континентах заикаться не стоит – не поймут, у обычного школьника нет ничего в голове, кроме смутного представления о том, что есть другие страны в общей куче где-то далеко, и там все плохо в отличие от Америки, которая давно и прочно знает, как надо жить и как научить этому других.В нашей вальдорфской школе среди пятиклассников ежегодно проводят «олимпийские игры», когда съезжаются делегации из нескольких вальдорфских школ из других штатов примерно на три дня. И соревнуются дети на природе в метании копья, беге, прыжкам в туниках и с прочими «греческими» традициями, рассказами, историями о развитии страны, о ее соседях, о мире вокруг – тогда и сейчас.Поскольку в вальдорфской теории считается, что этапы развития ребенка повторяют этапы развития человечества, то каждый год имеет свою тематику. Например, 3-й класс – период, когда дети взрослеют, становятся более независимы и критичны, даже категоричны в суждениях, поэтому детей знакомят с историей разных религий, учат отходить от определения всего в этой области как черное-белое. Дети даже учат что-то из оригиналов на том или другом языке, поют песни, празднуют праздники, читают истории из Ветхого Завета, ставят спектакли. А в 4-м классе, когда у них развивается умение критично, но с юмором относиться к окружающему миру, они знакомятся с северными мифами, читают их, рисуют много сцен оттуда, ставят спектакли.В 5-м классе – это не только Греция, но и Индия, буддизм. 8-й класс, когда у них половое созревание и они начинают бунтовать и конфликтовать, влюбляться, они все в эпохе Ренессанса. Не уверена, что все это глубоко и что это должно быть так прямолинейно, но узнают они гораздо больше, чем в обычной школе.Ну и конечно, два иностранных языка на серьезном уровне, а не только счет и названия животных, два раза в неделю (а во многих школах в других штатах и три раза в неделю), с 1-го до 12-го класса. Тут уже не надо объяснять преимуществ!Скажу честно, будь я в Москве, ни за что не отдала бы ребенка в вальдорфскую школу. Может быть, даже в Нью-Йорке нашла бы что-то другое. Но здесь, в таком штате, как Алабама (а подобного уровня штатов в Америке куда как много), это один из лучших вариантов.Мне нравится атмосфера в школе. Учеников уважают, не унижают. Даже форма запрета чего-либо положительна – говорят бегущему ученику – «ты можешь просто идти», а не «не бегай», или «вы можете говорить тихо», а не «не кричите». Если ученики ссорятся, то им предлагают поговорить с обидчиком, объяснить свои чувства, а не наказывают сразу. Ябедничество не поощряется, как в обычных американских школах, предлагают разрешить конфликт самостоятельно. Идея – научить детей общаться, а не использовать авторитет и силу учителя.Еще один важный момент – в школе нет оценок, то есть продвигается идея, что дети учатся из интереса, а не за оценку. Тут, конечно, уже могут быть разные мнения.Вообще система классов ближе к той, что принята в наших российских школах. Ученики остаются в одном классе все время учебы в школе, классы не перегруппировываются из года в год, как принято в американской системе. Причем делается это в американской педагогике очень осознанно – постоянно тасовать классы, перемещать детей, не давать им сдружиться, не дать сложиться коллективу, потому как это якобы плохо скажется на будущей индивидуальности, личности, которая должна уметь быть сама за себя, ни на кого не рассчитывать, пробиваться всюду своими силами. Отсюда и ябедничество, и поощрение тех, кто умеет идти по головам.В нашей школе учитель движется с классом иногда от 1-го до 8-го, иногда лишь с 1-го по 4-й, а потом уже с 5-го по 8-й. Нет деления на начальную и среднюю школу территориально – все в одном здании. Старшие много работают с младшими: читают им, помогают на уроках труда, физкультуры. Такая большая семья, довольно дружная и веселая.В этой системе большое значение придают постоянству ритма учебного дня. Каждый день начинается с opening verse – это не молитва и не клятва, как в обычных школах, но какое-то заряжающее на весь день стихотворение. Потом они делают разные физические упражнения, но не просто обычную зарядку, а что-то специальное для развития определенных двигательных функций, формирующихся в этом возрасте. Часто туда включается и что-нибудь обучающее, элементы математики, языка, музыкальные упражнения.Потом начинается главный урок – где-то на час с небольшим (зависит от возраста). Это блоки: 2-3 недели математика, потом столько же язык, история или ботаника.После этого урока завтрак на 30 минут (они или едят на улице и потом бегают, или едят в классе и потом гуляют). С 11 часов дня – разные предметы: иностранные языки, труд, физкультура, рисование, музыка и период практических работ (отрабатывают то, что делали на главном уроке), или просто чтение книг. С 12.30 до 13.15 (45 минут!) ланч, во время которого они опять гуляют. Школа работает до трех часов дня.Так что, как видно из расписания, гуляют они много, а серьезно работают не слишком долго. В 1-3-х классах это еще ничего, но для детей постарше этого недостаточно. Можно было бы голову задействовать побольше. У меня такое впечатление, что у них развивается этакая ленность мысли, расслабленность. Вдобавок к этому у них и домашних заданий нет до 4-го класса, а начиная с четвертого задания крохотные, легкие.Как результат они страшно боятся самостоятельной работы. Когда я им даю задание по русскому языку, большинство делает его очень плохо, многие приходят и ноют – слишком трудно, не поняли. Когда же то же самое задание они делают сами, но в моем присутствии, все понятно. Мне кажется, виной этому отсутствие привычки работать самостоятельно, без страховки, без подталкивания.Вот такие издержки и изъяны, и тут уж каждый родитель должен сам решать, сможет ли он эти издержки ликвидировать собственным воспитанием, близки ли ему по духу положительные стороны этой школы.Кстати, такая школа – единственная в нашем штате. Родилась она 20 лет назад благодаря удивительной женщине Шейле Рубин, которая первоначально организовала для своих дочерей и детей друзей детский садик у себя на дому. До этого училась танцам в Индии, потом жила и училась в Калифорнии, ознакомилась там с вальдорфской системой, которая ей очень понравилась. Долгое время это был только садик для детей от 2 до 6 лет, Шейла набрала единомышленников, которые получали мизерные зарплаты, но влюбились в вальдорфский подход к детям.Мне тоже детсад в этой системе кажется лучшим. Главные идеи для дошкольного воспитания – назад к природе. Сам садик – имитация дома. Учитель не надсмоторщик, а «мама». Он на глазах у детей готовит еду, печет хлеб, а дети по естественному любопытству и энтузиазму сначала наблюдают, потом помогают. Главное занятие детей – игра, причем не организованная учителем, а стихийная. Роль учителя – незаметно подправлять конфликтные ситуации, убирать опасные элементы игры, но все это незаметно. При этом дети играют не пластмассовыми конкретными игрушками, а деревянными природными материалами – кубиками, палочками, натуральными шелковыми тряпочками, посудой, стульями. У них есть игрушки типа пирамидок, деревянных машинок, зверюшек, которые учителя сами делают из шерсти или шьют из фланели. Вальдорфские куклы очень специфические – без подробно прорисованного лица. Суть этого – развитие детской фантазии, воображения. Чего они только не строят, не придумывают!Еще они много работают с настоящими инструментами – пилят деревяшки, забивают гвозди, вяжут на пяльцах, вышивают настоящими иголками. Очень много времени дети проводят на улице в любую погоду. Часто что-то сажают, копают, возятся с глиной, песком, водой.У них каждый день есть определенный ритм. В определенное время их собирают в круг. Учитель рассказывает сказку, историю. Причем очень важно, что не читает, а рассказывает, при этом он привносит частичку своей личности, своих эмоций. Потом они вместе поют, учат стихи с движениями. Все это не дольше 30 минут. Остальное – игра, еда, прогулка.И конечно, еще и еще раз о еде – она всегда по возможности органическая, минимум сладкого, максимум овощей и фруктов, все натуральное, здоровое. Многое стараются готовить с детьми прямо на месте, например, суп (дети режут овощи, если хотят, никого не заставляют), лепят хлеб, делают салат. Все это производит очень симпатичное впечатление, домашнее, расслабленное, счастливое.Я всегда ненавидела ходить в садик, убегала оттуда, а здесь дети счастливые, нет казенной атмосферы. Другое дело, как все эти прелести детсада развить и вписать потом в более сложные школьные программы – это вот уж как в какой школе удается.Хорошо понимаю, что сын наш уже совсем приближается к возрасту, когда пора выходить «из убежища» и искать ему что-то более серьезное, как бы страшно всем нам ни было. Но в любом случае за годы покоя и радости мы всегда будем благодарны этой школе».Наверное, есть и другой опыт работы школ, подобных той, о которой рассказала учитель Маргарита Блокк, или школ, просто удачно включивших элементы вальдорфской педагогики в свои программы. Без сомнения, те, кому это профессионально, не на примитивном уровне удалось, просто гении педагогики. Тем более с учетом того, что такие школы есть по всему миру – опыт их работы всегда будет интересен.А пока я продолжаю с недоверием присматриваться к новомодным вывескам и объявлениям об открытии школ по прогрессивным методикам. Хотя и согласна, что лучше уж больше всего пусть будет вокруг, чтобы был выбор, который позволит делиться опытом, сравнивать и то ли радоваться, как продвинуто все у нас по сравнению с коллегами, то ли огорчаться, что у других все так здорово, надо догонять и начать немедленно действовать самим. Это уж как у кого получится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте