Итатская средняя школа Томского района небольшая. Здесь учатся всего 225 детей. До перестройки село Томское было военным городком с несколькими школами, в каждой из которых училось в два раза больше детей. Геннадий ДУБОК стал директором в переломный момент – в 1990 году, когда почти полностью обновился педагогический коллектив. Но не потому что новая метла по-новому метет, а потому что военную часть закрыли. Танкисты и ракетчики разъехались вместе с детьми. Остались педагоги, которые вопреки обстоятельствам решили спасать село. О том, как им это удалось, рассказывает Геннадий Аркадьевич.
Успешность среди разрухиНа место военных постепенно стали приезжать новые люди. Было немало тех, кто потерял в городе не только жилье, но и себя. Сейчас среди наших родителей лишь 15% безработных, а тогда такими было большинство. Мамы и папы почти не видят детей: отправляются с утра в город на работу, возвращаются ночью. Когда приходят тридцать первоклассников и половина из них не выговаривает 32 буквы из 33, наверное, должно становиться смешно, а мне хочется плакать – с ними просто никто не разговаривает.Понятно, что жизнь ребят теперь сосредоточена в школе. И обучением, и воспитанием занимаемся мы. И не только детей, но и взрослых. Весь учебный год ведем работу с родителями, пытаемся дать им психолого-педагогические знания через собрания, лектории, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию, о профилактике суицида, употребления психоактивных веществ, правонарушений, о сохранении и укреплении здоровья. Мы даже создали социально-психологическую службу «Школа доброго родителя».Наверное, тогда, в 90-х, можно было махнуть рукой на проблемы и жить как живется. Но мы решили бороться. А кому же еще? Нас, оставшихся педагогов – практически всех сельских жителей с высшим образованием, – было всего пятеро. Но мы понимали, что держится село только на школе, и решили работать так, чтобы не отставать по качеству образования от крупных городских школ. Только вот беда – дети не хотели учиться, и родителям – кому некогда, кому просто не хотелось следить за ними, а уж тем более помогать. Тогда мы поняли, что детей надо заинтересовать и помочь стать успешными. Пусть эти успехи будут сначала крошечными, но они дадут веру в себя и стимул двигаться дальше. Наших детей нужно было научить думать, учитывая индивидуальные особенности каждого, при этом уделяя серьезное внимание внутреннему миру. Первой ласточкой в инновациях стала развивающая система обучения Л.В.Занкова в 1993-1994 годах. Педагоги прошли обучение на курсах по занковской системе в Москве. Систему апробировали, адаптировали и успешно реализуем по сей день. Развитие познавательной активности учащихся – одно из приоритетных направлений школы, ведь они приходят не просто получать готовые знания. Гораздо важнее, если они будут уметь добывать информацию, анализировать ее. Уже в начальных классах дети занимаются на специальных курсах, цель которых – подготовка к конференциям и олимпиадам. Более 10 лет у нас существует научное общество учащихся «Эрудит». Еще в конце 90-х годов стали проводиться конференции исследовательских работ школьников в Томском политехническом и Томском государственном университетах. Исследовательская работа – хорошая школа умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой. Это необходимый компонент предпрофильной и профильной подготовки учащихся, которая у нас представлена различными элективными курсами. Ребята обучаются здесь в мобильных группах. Нам очень важно, чтобы они быстрее определились в жизни, получили достойные профессии. Кроме того, в школе работают классы на базе Школьного университета Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Да, наши выпускники пока стремятся уехать из родного села. Но то, что они умеют мечтать, стремятся получить образование, – серьезная заслуга школы.Дело педагогической техникиПонятно, что такую работу должны вести профессионалы. У нас в школе работают замечательные педагоги, среди них два отличника народного просвещения, три почетных работника общего образования РФ. Все в основном с первой и высшей категорией. В этом году приняли пять новых педагогов, из них два молодых специалиста. Небольшая часть коллектива осталась с прежних времен, но остальных надо было как-то привлечь. Собственно, так же, как и детей, – заинтересовав. Но чтобы увлечь взрослых, нужна не только интересная работа, но и «интересная» зарплата. Мы одними из первых перешли на новую систему оплаты труда, разработав критерии стимулирующих надбавок. Их доля в фонде зарплаты составляет 40%. Большая часть (30%) предназначена педагогам, 10% – техническому персоналу. У нас нетипичные для сельской школы классы – по 22-25 человек в 20 классах-комплектах. Можно было бы сделать больше классов-комплектов, но тогда потребовалось бы больше педагогов. А так экономятся деньги, и педагог получает за полтора-два класса-комплекта. Минимальная зарплата в школе – 16000 рублей. Молодые специалисты благодаря своей увлеченности делом, стараниям зарабатывают у нас около 30 тысяч. Самая большая зарплата в школе – 60 тысяч. Получаю ее не я, а один из педагогов – много работающий, занимающийся инновациями. Конечно, если в классе больше 14 детей, как предполагается в сельской школе, работать труднее. Но, судя по высоким результатам ЕГЭ, по участию детей в олимпиадном, конкурсном движении, которым охвачены практически 100% учащихся, у нас получается. Это вопрос техники – в основном педагогической, которой, впрочем, очень помогает компьютерная. Компьютеризация позволяет значительно облегчить труд педагога.«Цифровая школа» – один из главных проектов нашего учебного заведения. У нас 40 компьютеров, 12 принтеров, три сканера, 10 мультимедийных проекторов, 10 интерактивных досок, три спутниковые антенны. Конечно, нам очень помогли федеральные и региональные программы информатизации, комплексный проект модернизации, в который область вошла одной из первых в стране. Но, думаю, лишь отчасти, потому что мы задумались над этой проблемой раньше. Владение компьютерными технологиями, разработка уроков с использованием современной техники – один из основных критериев для оплаты труда. В каждом классе – интерактивная доска, с которой наши учителя умеют управляться так, что обучают этому педагогов соседних школ.Уже в ближайшее время мы будем выходить на программу «1 компьютер – 1 ученик». А пока компьютеров на всех не хватает, используем возможности сотовых телефонов. Теперь телефоны на уроках не только не мешают, а, наоборот, помогают получать информацию. Пожалуй, наша школа единственная сельская в области, где в полной мере используется Интернет. Это решение обходится нам недешево – 14 тысяч ежемесячно, но я считаю, что главное в школе – знания. Интернет помогает учиться и педагогам. Этот процесс у нас не прекращается и, кстати, также является одним из важных стимулов для оплаты труда. Начали внедрять электронный дневник. Решаем с его помощью по крайней мере две проблемы. Во-первых, надеемся освободить школу от лишней бумаги. Во-вторых, привлекаем родителей к участию в жизни своих детей. Сегодня взрослые могут в любое время посмотреть отметки, пропуски занятий, увидеть замечания учителя, задать вопрос классному руководителю, пообщаться с другими мамами-папами. Для нашего поселка это особенно актуально, учитывая занятость родителей.К сожалению, пока педагогам приходится делать двойную работу, заполняя и бумажный, и электронный журнал. Но Томское районное управление образования старается утрясти вопрос с органами надзора, чтобы полностью перейти на электронный документооборот, и, судя по всему, это, видимо, вскоре случится.Дети вернутсяПроблем, конечно, еще много, но нас они уже не пугают. Поселок меняется – создается комбинат по глубокой переработке древесины. Когда решался вопрос о его создании, одним из серьезных преимуществ села областные власти посчитали именно школу.Сегодня дети едут учиться к нам уже по собственному выбору, а не только из соседних населенных пунктов, где нет школ. Едут, потому что у нас можно заниматься в НОУ, в театральной и изобразительной студиях, спортивных секциях, готовить интересные внеклассные мероприятия. Также мы развиваем здоровьесберегающие технологии. Сумели даже поставить небольшой фонтанчик в холле, причем вода в нем почти как родниковая благодаря многоступенчатой системе очистки.Но количество детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. И это проблема не только нашего села. Вместе с районной психолого-медико-педагогической комиссией мы проводим у себя диагностику, ведем коррекцию, разрабатываем программы. Но специалистов не хватает.Сейчас, когда учебно-воспитательный процесс налажен, пора облагородить и здание. Мы, конечно, находим спонсоров и делаем это, но пока только латаем дыры, а нужен капитальный ремонт. Очень надеемся на помощь района и области. Я уверен, у нас все получится. И, может быть, если не наши выпускники, то хотя бы их дети вернутся в обновленное село.Томская область
Комментарии