search
main
0

Как школа сад потеряла. Почему вместо совершенствования учебного процесса руководители вынуждены ходить по судам?

Село Медведь Шимского района Новгородской области находится в типичной глубинке. По последним данным, здесь проживают 1046 человек, 199 из них – дети. На территории села кроме частных жилых домов находятся Дом культуры, почта, сберкасса, ветеринарная лечебница, 8 магазинов, аптека и школа. Все дети села Медведь ходят в местную школу. С 1975 года директором здесь работает Виктор ИВАНОВ. Впервые с Виктором Николаевичем я встретилась 10 лет назад, когда на базе этого образовательного учреждения состоялся открытый урок для учителей Новгородской области по теме «Развивающее обучение». Педагогов, на практике реализующих систему Эльконина – Давыдова, тогда по всей стране было немного. И меня поразило, что эта небольшая сельская школа шла в фарватере передовых идей. Произвел исключительно положительное впечатление и ее директор: Виктор Николаевич из тех, кто сразу располагает к себе открытостью, простой манерой общения и в то же время обладает эрудированностью, широтой взглядов. Сегодня, спустя 10 лет, общаться пришлось на несколько иной волне. И дело не в том, что директору школы теперь 62 года – он по-прежнему молод душой, его ученики – призеры и победители районных и областных олимпиад… Иные проблемы тревожат Виктора Николаевича. О них его сегодняшний рассказ.

– Главная проблема всех директоров школ, возникшая в последние годы, состоит в том, что мы погрязли в бумагах, – говорит Виктор Иванов. – Выходит очень много нормативных документов. Я работаю в школе уже 40 лет. Когда-то у нас на весь Советский Союз было единое Положение о школе. Сейчас в каждом учебном заведении свой устав. Только один этот документ приходится постоянно переделывать. В ближайшее время это произойдет снова из-за принятия нового закона об образовании. Многократно меняются сами названия школ. Так ли это важно для реального учебного процесса? Из-за этого обилия бумажного потока нам некогда работать с детьми.Самое обидное, что основная масса требований исходит не от нашего непосредственного начальства, то есть не от системы образования. Над школой стоит множество федеральных служб, и все они за нами тщательно надзирают. Самый свежий пример: к нам в школу недавно приезжал проверяющий из отдела надзорной деятельности по Солецкому и Шимскому районам Главного управления МЧС России по Новгородской области. Проверка велась по трем направлениям. Первая – соблюдение обязательных требований пожарной безопасности. Этот вопрос для школы очень важен, я согласен. Но какие проблемы у нас возникают? Учебные корпуса многих сельских школ построены, как правило, очень давно. У нас в Медведе здание школы большое, трехэтажное, но, увы, оно 1957 года постройки. Тогда у пожарных были одни требования, теперь – совершенно другие. По новым правилам, например, нужно ликвидировать порог при входе в спортзал. Но как? Залить цементом с одной стороны? Пол ниже не опустить, по проекту это не положено.Или, например, недавно мы изготовили планы-схемы по путям эвакуации при пожаре. Заплатили за каждую из 10 схем примерно по 4 тысячи рублей. Приехавший инспектор нам говорит: «Эти схемы должны быть в люминесцентном исполнении». Денег на это в бюджете школы нет. И теперь из тех небольших средств, что выделяются на противопожарные меры, школа будет вынуждена тратить деньги на люминесцентные схемы, а, например, не на замену огнетушителя. Эти схемы в принципе формальные вещи. Исходя из моего большого опыта, могу сказать, что действительно полезным является более частое проведение учебных тревог. У нас такие учебные тревоги проводятся регулярно, в том числе и с участием пожарных. У Санэпиднадзора в то же время свои специфические требования. Вот последнее: в каждом начальном классе должен быть проведен водопровод. Что ж, в новых школьных зданиях, которые построены на 30-40 лет позже нашего, это предусмотрено, а как мы можем изменить наш типовой проект? Вклинимся водопроводом в стены? Для того чтобы это сделать, нужно, самое меньшее, остановить посреди года учебный процесс. Кроме того, необходимы баснословные средства. Откуда они у сельской школы?По другой надзорной бумажке поверяют гражданскую оборону. Я работаю на гражданскую оборону в школе 40-й год. И за это время хоть бы одна строчка в какой-то смете была предусмотрена на эти цели! Но проверять – пожалуйста. Недавние требования – школы должны быть огорожены специальным забором. Он у нас есть, хотя и скромный. А вот как удовлетворить без достаточного финансирования такое требование: территория школы должна быть освещена? Если огораживать и освещать пришкольную территорию необходимо в каждой школе страны, то и деньги на это, наверное, должны выделяться из федерального бюджета?Впервые в этом году приезжий инспектор стал проверять осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. И тут же обнаружил у нас нарушение. Я и педагог ОБЖ не успели пройти по этой теме специальные курсы повышения квалификации в Управлении МЧС России. Нас включили в график на 2012-2013 год, но на тот момент наша очередь еще не подошла. Если выпишут по этому поводу предписание, то надзорные органы подадут в суд. Тогда нас оштрафуют на 10 тысяч рублей.В последнее время для образовательных учреждений на федеральном уровне ввели налоги на имущество и землю. Налог на землю был установлен первым. Когда-то у нас при школе были огород, хороший сад и большая территория стадиона. От огорода и яблоневого сада мы вынуждены были отказаться. Платим сейчас за спортивную площадку. А сад передан в администрацию поселения.Налог на имущество школы ввели с прошлого года или чуть раньше. Это приличная сумма. Из районного бюджета эти расходы возмещают, но поздно, растут пени. Это в принципе общая проблема сельских муниципалитетов. Доходов у них мало, поэтому, например, не вовремя выплачиваются школам деньги за отопление. В результате директора образовательных учреждений ездят по арбитражным судам. Районные и областной комитеты образования стараются помогать директорам школ, детских садов. Но образовательные учреждения получают новые и новые штрафы от разных проверяющих инстанций. У нас в районе детские сады уже получили по 15 тысяч штрафов от органов Госпожнадзора. Уж лучше бы школы и сады занимались своим непосредственным делом – учебным и воспитательным процессом!У нас в Новгородской области, например, раньше большинства других регионов начат переход на новые образовательные стандарты. Начальные классы уже перешли на новые стандарты. Со следующего учебного года в порядке эксперимента 5-е классы многих образовательных учреждений области тоже начнут обучение согласно новым стандартам. Необходимо нарабатывать новые методики, новые критерии оценки. Школе нужно заниматься этим важным делом, на это необходимо тратить время администрациям учреждений образования.Новгородская областьФактСегодня в педагогическом коллективе школы села Медведь – 21 человек, среди которых 2 имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 3 имеют звание «Отличник народного просвещения», 4 – «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 6 человек награждены Почетной грамотой Министерства образования. Директор школы Виктор Иванов – заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, учитель математики высшей квалификационной категории.ЦифрыВ 2012-2013 учебном году учащиеся школы села Медведь заняли 1-е место на районной олимпиаде по обществознанию, два третьих места на олимпиаде по английскому языку, 1-е и 3-е места по ОБЖ, 3-е место по русскому языку, 2-е место по литературе. Также ученики школы завоевали 1-е место в районном историко-патриотическом конкурсе «Морская слава России: моряки на службе Отечеству». От автораСитуация, описанная Виктором Ивановым, действительно не единична. Штрафы, которые различные инстанции налагают на директоров образовательных учреждений, бывают порой самыми невероятными. В февральской статье нашего корреспондента Татьяны Масликовой «Директора оштрафовать!..» речь шла о том, как дорожная служба выписала директору одной из сельских школ штраф за то, что рядом со школой не была оборудована… автобусная остановка! При этом штраф директор должен был уплатить из своего кармана. Как бороться с абсурдными требованиями проверяющих? Лично я предложила бы такой вариант: установить порядок, согласно которому любая организация, в том числе МЧС, прежде чем прийти с проверкой в школу, должна запросить на это санкцию Министерства образования региона. Нужно, чтобы представитель министерства лично присутствовал при такой проверке. Необходимо также установить исключения в требованиях для школ, построенных десятки лет назад. Очевидно, что переделка зданий таких школ, проведение строительных работ, не запланированных в их проектах, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до обрушения ветхих стен. Решать такие вопросы для каждой школы в индивидуальном порядке мог бы представитель регионального Министерства образования, включенный в комиссию надзорных ведомств. Но самое главное – поток абсурдных требований, далеких от реальной жизни школ, нужно прекратить на самом верху.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте