search
main
0

Как сделать свой предмет любимым.

Личностно-ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к учащимся. В частности, такой подход осуществляется через дифференцированное обучение, технология которого хорошо известна в методике географии.

1. Технология уровневой дифференциации

Дифференцированное обучение позволяет мне решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить их углубление и систематизацию; способствовать развитию самостоятельности школьников; содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.

На моих уроках ученики делятся на условные группы, которые работают с заданиями различной степени сложности в зависимости от уровня своих знаний и способностей. Менее подготовленные учащиеся получают задания, требующие, главным образом, воспроизведения учебного материала (понятий, определений и т.д.). Учащиеся с более высоким уровнем знаний и подготовки – задания, требующие более глубокого понимания (прогнозирование ситуации, выяснение причин явления, перенос на более сложную ситуацию и т.д.).

К примеру, при изучении темы «Внутренние воды Африки» в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.

Река Нил – одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?

Группы учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связный рассказ о причинах этого явления:

I гр.

Где Нил берет начало?

От слияния каких двух рек он образуется?

II гр.

В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?

В каких из них находятся истоки?

III гр.

Каковы источники питания притоков Нила?

Когда уровень воды в них максимален и почему?

Подобный пример по теме «Природные зоны Южной Америки»:

Пустыня Атакама расположена на побережье океана, но является одной из самых засушливых на Земле. Каковы причины?

Вспомните, какие факторы могут оказывать влияние на климат местности.

Определите местоположение Атакамы и из перечисленных факторов укажите те, которые влияют на ее климат.

Объясните влияние каждого из названных факторов на формирование климата пустыни Атакама.

Подобные упражнения позволяют каждой группе работать на своем уровне обученности, а более слабым учащимся дают возможность принимать активное участие в уроке и лучше понимать изучаемый материал.

Дифференцированное обучение приемлемо на всех этапах обучения, но чаще я применяю его при контроле и оценке знаний.

Формы такого контроля могут быть разными. Например, цветные дидактические карточки с разноуровневыми заданиями. В курсе «Социальная и экономическая география России» использую так называемые триколоры, по аналогии с цветами государственного флага. Карточки по теме «Северо-Кавказский экономический район»:

– белая карточка означает некоторые пробелы в знаниях, невысокий уровень обученности;

1. Какие республики входят в состав Северного Кавказа?

2. Какая из республик Северного Кавказа является анклавом?

– синяя карточка означает прочные знания, достаточно хорошее понимание изучаемой темы;

Как изменилось ЭГП Северного Кавказа и России в целом после распада СССР?

– красная карточка – знак отличия, предполагает наиболее высокий уровень понимания материала.

Объясните, почему Кавказ образует самостоятельную целостность на карте мира.

Красная карточка дает возможность учащемуся получить оценку «отлично», синяя – «хорошо», белая – «удовлетворительно». Каждый учащийся выбирает «достойную» себя карточку, но она не гарантирует ему указанной оценки. Получить ее можно лишь в том случае, если задание выполнено совершенно правильно и полностью.

Поначалу учащиеся стремятся получить только красную карточку. Но не каждому удается справиться с данным в ней заданием, поэтому вскоре ребята начинают выбирать карточки того цвета, задания в которых им по силам.

Однако, чтобы у ребенка не сложился комплекс «вечного троечника», нередко отступаю от указанного правила. Ученик должен стремиться к более высокому уровню. Если ребенок постоянно выполняет задания «белой» карточки и делает это правильно, то поощряю его, выставляя более высокую оценку, или предлагаю карточку другого цвета.

Часто использую при проверке знаний разноуровневые тестовые задания, например:

Контрольный тест по теме «США»

I уровень – требуется только указать номера правильных вариантов ответов. Выполняющим задания II уровня кроме правильного варианта необходимо дать пояснения либо уточнить ответ.

Подобные тесты разработаны для большинства тем курса «Социальная и экономическая география мира» (10-й кл.).

Дифференциация при контроле знаний позволяет мне учитывать достижения каждого ученика. Сильным ученикам наряду с базовым уровнем предоставляется возможность повышенной подготовки, а у слабых пробуждается стремление не отставать от более подготовленных.

2. Элементы технологии опорных сигналов

География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление. И вот здесь на помощь приходят используемые мною элементы технологии листов опорных сигналов (ЛОС).

Изучаемый объект заменяется символическим изображением (опорным сигналом) – наиболее понятным графическим обозначением. Основной учебный материал преподносится в виде схем. О роли логических схем в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что «схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогают ученику усваивать урок».

Схемы связей и отдельные опорные символы я использую на уроках в 9-м классе, в курсе экономической географии. Именно при изучении этого курса наблюдается наибольший спад интереса к предмету. Школьникам приходится изучать довольно «скучные» вещи, к тому же недоступные прямому восприятию. Опорные символы в значительной мере компенсируют эту недоступность и пробуждают любопытство учеников.

Использовать такие схемы и отдельные символы можно в большинстве изучаемых тем. Например, при объяснении темы «Агропромышленный комплекс» обычная, расчерченная на доске схема «Состав сельского хозяйства» выглядит следующим образом:

Очень просто и скучно. А эта же схема, но с использованием заранее изготовленных и легко узнаваемых опорных символов, будет выглядеть уже вот так:

Логические схемы могут быть и более сложными. Это схемы производственных связей, стадий производства и др. Например, логическая схема «Стадии металлургического производства», используемая в теме «Черная металлургия»:

Назначение опорных сигналов:

– наглядное представление учебного материала;

– понимание структуры изучаемого материала;

– выделение главного в изучаемом материале.

Эффект от использования опорных сигналов усиливается, если в их создании участвуют сами школьники. Мы с учениками разработали множество таких символов. Учащиеся предложили наиболее понятные им следующие обозначения отраслей промышленности:

Использование подобных обозначений нравится ученикам. Проверяя тетради, обнаружил у некоторых учащихся символы, которые они применяют индивидуально. Например, в перечне крупнейших предприятий г. Абакана (при изучении экономики Хакасии):

Конечно, с одной стороны, символическое обозначение объекта остается абстрактным, но с другой – подключает зрительную память ученика, делает объект образным, а значит, более наглядным. А если использование таких символов становится систематическим, то впоследствии сокращается время подачи материала и ученики успевают сами давать краткую характеристику объекта. Кроме того, это игра, а игровые моменты, безусловно, активизируют интерес учащихся.

3. Игровые технологии

Игровые технологии – важный элемент обучения географии. Ведь дети есть дети, и они всегда предпочтут обычному уроку хорошую игру. Игра интереснее. Важно то, что ребенок может выбирать степень и форму участия в игре. Учебный материал в игре усваивается гораздо эффективнее, причем происходит это непринужденно, как бы само собой, и не по требованию учителя, а по запросам игровой ситуации. «Игра – это свобода личности в воображении, иллюзорная реализация интересов» (А. Н. Леонтьев).

География, пожалуй, как никакой другой предмет дает простор для проведения всевозможных игр (познавательных, ролевых, деловых и др.) Приведу в качестве примеров несколько разработанных и проведенных в разных классах игр:

Игровые эпизоды

Обычно игровое занятие рассчитано на весь урок, либо проводится как внеклассное мероприятие. Но иногда небольшие игры являются лишь фрагментами урока продолжительностью 5-10 мин. Они вносят разнообразие и одновременно позволяют проконтролировать усвоение материала.

Пример 1. «Почтальон», для учащихся 7-х кл.

На доске укрепляется 6 карманов – «почтовых ящиков» с названиями всех материков (Африка, Евразия, Австралия и т. д.).

Учащимся раздается равное количество карточек (каждому отдельно или группе). Эти карточки с изображением объектов, относящихся к тому или иному материку (морей, заливов, рек, озер и др.), «почтальоны» должны положить в карман и не ошибиться адресом.

Пример 2. «Разорванная карта», для учащихся 10-х кл.

Разрезанные на несколько кусочков неправильной формы контуры различных государств (в зависимости от изучаемого региона) раздаются играющим. Им необходимо как можно быстрее восстановить правильные очертания и назвать государство.

Пример 3. «Шифрограмма», для учащихся 10-х кл.

На доске в два столбика выписываются названия государств и относящаяся к ним лексика. К примеру:

Играющий должен с помощью стрелок указать соответствие и пояснить предложенные понятия.

Особенно необходимы элементы игры при изучении тех тем, которые вызывают наибольшее затруднение. Такова, например, тема «Географические координаты» в курсе начальной географии 6-го класса. Урок я начинаю со слов:

«Сегодня мы поиграем в «Морской бой». Все знают правила игры? Но играть мы будем не на листе бумаги, а на настоящей карте. Объясняю план действий…»

Далее вычерчиваю на доске нечто среднее между игровым полем «Морского боя» и градусной сеткой и постепенно перехожу к объяснению темы.

Данные анкетирования, проведенного в разных параллелях, свидетельствуют о том, что ученики высоко оценивают игровые формы обучения. Вот некоторые из высказываний учащихся:

«Так учиться интереснее и легче».

Аня Сергеева (6-й кл.)

«На таком уроке мне не скучно!»

Костя Якутович (7-й кл.)

«Играя, я лучше запоминаю материал».

Женя Буболев (9-й кл.)

«Я помню все уроки, на которых мы играли.

Значит, такие уроки лучше!»

Денис Саражаков (8-й кл.)

А учащиеся старших классов на вопрос о том, помнят ли они уроки географии, например, за 6-й или 7-й класс, называют именно те, которые были проведены в игровой форме.

Разработать игру не трудно, так как за основу можно взять любые широко известные игры (к примеру, такие как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» и т. д.).

Географ Н. Н. Баранский считал, что «ни один из предметов в такой степени не нуждается в занимательности, как география. Занимательность может найти себе место во всех методах преподавания – в учительском рассказе, в проверке знаний, устной и письменной, в заданиях на дом… во внеклассных формах работы».

Действительно, занимательность – один из способов активизации познавательного интереса учащихся. Поэтому на своих уроках стараюсь по мере возможности использовать различные формы занимательного материала: географические кроссворды, ребусы, загадки и т. д.

Упор стараюсь делать на курс физической (8-й кл.) и экономической (9-й кл.) географии России, акцентируя внимание на краеведческом материале. Привлекаю к работе и учащихся. Когда изучаем природу и хозяйство Республики Хакасия, предлагаю такие задания:

– Составить кроссворд «Населенные пункты Хакасии».

Пример:

– Составить ребусы на тему «Административные центры районов».

Примеры:

– Составить стихи-загадки на тему «Природные объекты Хакасии».

Среди заснеженных Саян

Берет начало…

(Абакан)

В жаркий день в разгар июля

Искупайтесь на …

(Ханкуле)

Жизнь на курорте

Идет «на ура».

С радостью летом поеду

В…

(Шира)

Возвращает к жизни вкус

Летний отдых на озере…

(Тус)

Я всегда бываю рад

Посетить село…

(Боград)

А тайгу во всей красе

Ты увидишь в…

(Абазе)

Взметнулись в небо великаны

Вершины снежные -…

(Саяны)

Между гор и средь степей

Течет могучий…

(Енисей)

Эти задания развивают воображение, помогают запомнить географическую номенклатуру и расположение объектов на карте.

Разнообразят урок также игровые моменты, связанные с образной педагогикой. Особенно эффективно применение элементов образной педагогики в среднем звене. Ребенок уже знаком с большинством изученных в курсе начальной географии объектов (например, река, облако, гора и т. д.) на собственном жизненном опыте. А для более глубокого изучения необходимо предоставить ему возможность самостоятельно выполнить задания, направленные на самораскрытие, самореализацию, самовоспитание.

К примеру, задание на отождествление себя с Уральскими горами, сопоставление особенностей этого природного объекта с человеческими качествами и описание его от собственного имени. Ученик получает карточку-инструкцию с вопросами и указанием источника информации:

Образец ответа на данное задание:

«Я Уральская горная система. Располагаюсь на материке Евразия. Я разделяю данный материк на две части – Европу и Азию, поэтому меня иногда называют Каменным поясом. Мои хребты тянутся с севера на юг от холодной тундры через дремучую тайгу до сухих степей. Две моих соседки – крупные равнины. Их называют Западно-Сибирской и Русской равнинами. Они обе низкие и ровные.

Я не очень высокая горная система, средний рост моих вершин ниже 1500 метров, а моя главная вершина – гора Народная – имеет в высоту 1895 метров. Мои хребты невысоки, потому что я очень древняя горная система. Ведь горы тоже стареют, разрушаясь от дождей, ветров, перепадов температур. Но еще быстрее я старею и становлюсь некрасивой оттого, что люди делают мне больно. Они пробивают в моем теле тоннели, рассекают его, прокладывая дороги, взрывают мои склоны, чтобы вынуть из моих недр полезные ископаемые. Но ведь я живая и хочу, чтобы люди бережнее относились ко мне».

Вживаясь в образ природного объекта, ребенок испытывает к нему неподдельный интерес, глубже понимает его сущность, сопереживает.

Более сложные – задания на определение причинно-следственных связей. Вот пример такого задания к теме «Природный комплекс нашей местности» (6-й класс):

Составьте рассказ «Как я превратилась из лесостепи в бесплодную пустыню» (на примере урочища Сорокоозерка Бейского района).

Образец ответа:

Много лет назад я была цветущей лесостепью. Здесь росли разные травы и цветы, было много веселых кузнечиков и других насекомых, пели птицы. Кое-где встречались рощицы деревьев и кустарников.

Потом пришли люди и срубили все деревья. Приехали тракторы и всю меня распахали. Мои земли были плодородными, и я давала людям хорошие урожаи пшеницы.

Но время шло. Пыльные бури сдували, а дожди смывали куда-то частицы моей почвы. Вскоре ее почти не осталось, и люди перестали садить пшеницу. Мне стало еще хуже, потому что нечем было защищаться от ветра и дождя. Под почвой оказались пески, которые раздувало ветром все сильнее и сильнее.

Так я стала бесплодной пустыней под названием «Пески Бюрек».

Местный материал более доступен, а задание с использованием элементов образной педагогики делает его привлекательным.

Сочетание учебной и игровой деятельности помогает раскрыть творческие способности ребят и заинтересовать их географией.

Дмитрий Тодышев

I II I II

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте