search
main
0

Как родители могут помочь себе и своим детям в период экзаменов, рассказала психолог

Старшеклассники, как и их родители, испытывают тревогу из-за экзаменов и предстоящего перехода во взрослую жизнь. Как помочь подросткам в этот непростой период, рассказали в Московской службе психологической помощи.

Фото: pexels.com

Ближе к окончанию школы родители и дети волнуются о будущем, нередко вся семья переживает за сдачу ребенком экзаменов, выбор профессии и поступление в вуз или колледж.  О том, как справиться с тревогой и помочь подростку, в том числе в его самостоятельности и предстоящем отделении от родителей, рассказала порталу Госуслуг Ольга Акимова – психолог, заместитель заведующего филиалом «Северо-Западный» ГБУ Московская служба психологической помощи населению.

Как мотивировать ребенка на учебу и подготовку к экзаменам

Нередко подростки задаются вопросом, зачем им учиться и для чего вообще сдавать экзамены, как это им пригодится в жизни. Однако, возможно, когда старшеклассник отказывается готовиться к экзаменам, считая, что ему это не нужно, у него есть свои дельнейшие планы, которыми он не хочет делиться с родителями. Если обсуждать это с ребенком в доброжелательном ключе, есть шанс, что он поделится ими.

Ребенок также может снижать уровень своей мотивации, обесценивая процесс обучения и подготовки к экзаменам, чтобы ему самому было проще. Большой объем материала, непростые задачи – все это, как правило, пугает любого. Если разбить большие планы на маленькие задачи, будет проще готовиться к экзамену. Так что подросток может обесценивать аттестацию, чтобы ему было проще приступить к подготовке.

Фото: кадр из видео Госуслуги/ youtube.com

Проводились эксперименты, в ходе которых выяснилось, что при высоком уровне мотивации и сложной задаче человеку непросто ее решать, и, скорее всего, он не достигнет успеха. При сложной задаче и средней мотивации высока возможность с ней справиться (меньше напряжения, все ресурсы направлены на решение задачи). Даже если задача простая, при низком уровне мотивации она останется нерешенной, поскольку заниматься ей неинтересно. При простой задаче и высокой мотивации она будет решена успешно. Поэтому ребенку гораздо проще при решении сложной задачи обесценить ее – снизить мотивацию. Как бы странно это не звучало, но может привести к успеху. Поэтому не стоит накручивать подростка, стараясь повысить уровень мотивации. Так можно только навредить. Необходимо выдерживать баланс, чтобы ребенок мог относиться к своей мотивации так, как ему будет комфортнее. Тогда он успешнее сдаст экзамены.

Кроме того, когда школьник не хочет учиться и забивать голову информацией, стоит обратить внимание на его физическое состояние. Возможно, у него апатия и он не хочет учиться потому, что у него недостаточно сил. Тогда нужна консультация врача.

Как помочь выбрать профессию

Чтобы помочь ребенку в 9–11 классах определиться с выбором профессии, важно понимать, что именно он хочет сам. Если у школьника есть конкретное желание, даже если оно вам кажется неосуществимым, надо помочь ему понять, что нужно делать для осуществления его мечты. Поддерживать мечту важно, поскольку для ребенка главной мотивацией будет его собственное желание.

Если подросток не знает, кем хочет быть и ему нужна помощь, тогда можно с ним поговорить о том, какие предметы ему нравятся, что ему дается легче, а что – сложнее. Стоит идти по пути наименьшего сопротивления и выбирать предметы, которые легче будет сдавать. Затем следует посмотреть, какой дальнейший путь. Важно помнить, что учиться ребенку предстоит еще несколько лет. Поэтому необходимо в данный момент выбрать не профессию, а дальнейший маршрут образования, чтобы он чувствовал себя комфортно на занятиях, чтобы ему нравились и легко давались предметы.

Как расставить приоритеты

Важно соблюдать баланс между отдыхом и учебой, чтобы школьник получал удовольствие от жизни, которая идет своим чередом. При наличии синдрома дефицита внимания ребенку при подготовке к экзаменам нужна поддержка. Необходимо помочь ему организовать режим дня, распределить время между занятиями и отдыхом, между нагрузками. Дети с СДВГ могут очень увлекаться, долго не спать. Родителям важно отслеживать это: даже если кажется, что у ребенка еще есть силы и он вовлечен в подготовку к экзаменам, важно по расписанию делать перерывы, следить за тем, чтобы он вовремя ложился спать.

Что делать, если ребенок плохо запоминает информацию

Помочь ребенку запомнить то, что ему не интересно – довольно сложная задача. Стоит иметь в виду, что есть такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная. На каждый из них можно опираться в процессе запоминания. Кому-то легче запоминать на слух, таким школьникам можно прочитать информацию вслух несколько раз – тогда они ее запоминают. Другие дети лучше помнят, где и что именно написано – им легче запоминать зрительно. Есть также дети, которым информацию нужно воспринимать в движении: читать во время ходьбы, заучивать во время движения, лепки или рисования. При интересе к информации она запоминается легче, ведь ребенок в нее включен.

Фото: pixabay.com

Если интереса нет, то при заучивании можно опираться на картинки, ассоциации. Например, таблицу умножения можно запоминать в игре, она будет оставаться в памяти непроизвольно. Однако важно иметь в виду, что дети разные: кому-то проще таблицу просто выучить, а кому-то прийти к ней логическим путем, каждый раз делая расчеты. Это также допустимо.

Как родителям вести себя в случае неудачи ребенка

Важно всегда иметь план В. То есть должен быть не один вариант возможного развития событий после сдачи экзамена. Экзамен можно воспринимать как лотерею, если учитывать возможность неподходящего психологического состояния. Хорошо иметь несколько вариантов. План А – самый желаемый. Затем – планы, которые зависят от результатов экзаменов. Если школьник после экзамена не доволен своей работой, считает, что написал плохо, важно его поддержать. Когда есть несколько вариантов развития событий – всем спокойнее.

Родителям также важно иметь план, как поддержать себя в случае не самого желаемого результата экзамена. Ребенок опирается на состояние взрослых, не нужно заражать его своей тревогой. Подростку в случае негативного опыта важна поддержка родителей. Для этого взрослые сами должны быть в состоянии это сделать. Если есть необходимость – обратитесь к врачу за успокоительным.

Как справиться со страхом неизвестности после школы

Школа для ребенка привычна. Он знает, что и от кого ожидать. После школы у многих есть страх перед будущим и неизвестностью. Поэтому родителям необходимо с ребенком проговаривать варианты, как будет складываться его жизнь, какие есть варианты дальнейшего обучения, как добираться до нового учебного заведения, как можно будет проводить свободное время после учебы. Понимание того, как повседневная жизнь подростка будет складываться после окончания школы, будет давать ему психологическую опору.

Когда ребенок должен стать самостоятельным и как пережить сепарацию от родителей

Безболезненно сепарация обычно не проходит. Это всегда изменение, а на любое изменение мы реагируем, как минимум, удивлением. К сепарации ребенка нужно быть готовыми самим взрослым. Она начинается уже с кризиса трех лет, когда привычные вещи малыш начинает делать по-своему, делает их долго, но за себя он их выполнять никому не дает. Если родители к таким шагам привыкают и позволяют делать ребенку так, как он хочет, он осваивает свою свободу, учится принимать решения, справляться с ситуацией.

В подростковом возрасте ребенок осваивает свободу в более широком диапазоне, когда начинает сам делать уроки, гулять с друзьями, решает, как выстроить день. Важно, чтобы родители не отбивали желание делать что-то самостоятельно. Если он не хочет ужинать с семьей, а хочет приготовить что-то себе сам – это тоже шаг в сторону самостоятельности. Важно это позволить – несмотря на то, что он, например, не сразу станет убирать за собой посуду.

То, что он делает что-то для себя сам, с заботой о себе, делится с другими членами семьи, нужно поддерживать. Семье будет проще справляться с сепарацией, если родители будут готовы к тому, что ребенок взрослеет, отделяется, имеет свое мнение, закрывает свою дверь, говорит о личном пространстве, отвечает родителю отказом. Если родители к этому готовы, могут искать компромиссы и договариваться на другие правила, сепарацию будет легче пережить и отпустить ребенка во взрослую жизнь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте