search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Как рефлекс: июль, Москва, кинофестиваль

ХХI Московский международный кинофестиваль – совершенно уникальное явление. Ни на одном киносмотре класса “А”, в котором мы буквально чудом удержались, не показывают в течение десяти дней столько фильмов. Ни Канны, ни Венеция с Берлином с нами уже и не пытаются тягаться. Увидеть все практически было невозможно – показали свыше 200 картин.

Все звезды в гости…

Среди самых почетных и именитых гостей – премьер-министр России Сергей Степашин. После речей и приветствий публика посмотрела новую картину выдающегося итальянского кинорежиссера Марко Беллоккио “Кормилица”. А потом синьору Беллоккио был вручен специальный приз фестиваля “За выдающийся вклад в мировое кино”. Награда поспела очень вовремя – режиссеру вот-вот исполнится 60 лет.

В один из первых дней фестиваля можно было ненароком встретить на московских улицах бывших супругов – страстного итальянца Франко Неро и величественную англичанку Ванессу Редгрейв. И Майкл Йорк прибыл не один. В Малом зале Манежа, где находились самые важные службы фестиваля, работала выставка фотографий супруги известного англо-американского актера – Пат Йорк. Многие знаменитые люди планеты запечатлены на ее снимках обнаженными, что придает ее работам некую эпатажность.

Пьер Ришар с упоением вспоминал запавшие в душу уголки Москвы. Иан МакКеллан, любимчик английской королевы, посвятившей его в рыцари, долго в Москве не задержался – представил свою последнюю картину “Боги и монстры”, получившую “Оскара” за сценарий.

В “Художественном”, а также по ночам в кинотеатре ХХI века “Стрела” показывали фильмы программы “Латиноамериканские страсти”. Экзотический цветок ее – аргентинский фантастический фильм “Сомнамбула”. Героиню – женщину-врача сыграла неизвестная пока нам актриса Соня Вырубофф. Красавица лично представляла свой фильм.

Словно буря промчался по фестивалю Дарио Ардженто – король итальянского киноужаса. Из-за ерундового недоразумения он опоздал на премьеру своей картины “Призрак оперы”. Однако это не сказалось на восхищении мэтра нашей столицей. И он даже решил продлить свой визит.

А Джордж Лукас на свои “Звездные войны”, которые показали на закрытии фестиваля, не приехал. Он, как всякий гений, не любит разгуливать по миру, предпочитая разные компьютерные эксперименты на своей студии спецэффектов.

Какое кино показывали

В отборочную комиссию вошли известный культуролог и искусствовед Кирилл Разлогов (председатель), член жюри ФИПРЕССИ крупнейших международных фестивалей Евгения Тирдатова, человек энциклопедических знаний в области кино Владимир Дмитриев и автор телепрограммы “Кинескоп” Петр Шепотинник. В поисках фильмов для фестиваля они побывали в 46 странах мира и присмотрели свыше ста лент. В конкурсную программу вошли 17 из них. Впервые в их число попали вьетнамская и филиппинская ленты. Что касается внеконкурсной программы, то здесь комиссия ставила перед собой цель помочь зрителям освоить новые территории кино, предложить направления и кинематографии, малоизвестные и критикам, и кинофанатам.

Впервые в истории Московского МКФ внеконкурсная программа была определенным образом структурирована – все картины распределены по циклам. “Латиноамериканские страсти” дали представление зрителям о кинематографе крупнейших стран континента, известного нам в основном по телесериалам. “Новые, новые волны” – это опыты молодых режиссеров в обновлении тематики и языка экрана. “Восемь с половиной” – так назвал свою персональную программу Петр Шепотинник, куда включил новые фильмы Питера Гринуэя, Миклоша Янчо, Ягучи Шинобу, Бернардо Бертолуччи. Эта программа была, пожалуй, самой интересной. Не случайно ей присудила один из своих призов Гильдия киноведов и кинокритиков России. “На перекрестках Азии” представила широкую панораму фильмов самого плодовитого киноконтинента мира. “Война и мир на Балканах” собрала наиболее яркие картины, созданные в раздираемом конфликтами регионе.

Кроме того, в рамках фестиваля прошло несколько ретроспектив. Пьер Ришар, которого у нас очень любят, привез семь своих фильмов, которые в России никогда не шли. В них он предстал не только как комик, но и как трагический актер. Программа “Мифология российской провинции”, подготовленная Госфильмофондом, представила сокровища крупнейшего кинохранилища мира. И, конечно же, была ретроспектива картин Василия Шукшина, связанная с его 70-летием. Оказывается, на Западе Василия Макаровича плохо знают как актера и режиссера, там он известен преимущественно как писатель. На форуме молодых состоялись мастер-классы выдающихся современных режиссеров Александра Митты и Никиты Михалкова.

И “клубничку” посмотрели

Киногурманы увидели фильмы, вокруг которых постоянно циркулировали разные слухи. Это последняя лента француженки Катрин Брэйа “Романс”, представленная в программе “Спецпоказ”. Про эту ленту председатель отборочной комиссии Кирилл Разлогов сказал, что “она скандальная не столько в массовой аудитории, сколько в фестивальной среде”. Фильм – своеобразный киноманифест женщин о сексуальной неудовлетворенности и о том, что виноваты в этом исключительно мужчины. Фильм очень откровенный. Вообще-то он даже считается вторым после японской “Империи чувств” фильмом с порносценами, допущенным к широкому прокату ввиду имеющихся в нем выдающихся художественных достоинств.

Самое пикантное, что в картине снимался актер Рокко Сиффреди – знаменитая гетеросексуальная порнозвезда. Это его “первый выход” в легальное кино. Однако исполнительница главной роли Каролин Дюсе оказалась девушкой смелой. И спокойно проделывала все, что от нее требовалось, и даже согласилась рожать на крупном плане собственного ребенка.

Второй хит внеконкурсной программы – американское “Счастье”, каким его видит культовый режиссер нового поколения Тодд Солондц. Сам 39-летний гений прибыл в Москву. Персонажи его фильма всю дорогу занимаются своими разными комплексами. Но с любовью у них ничего не получается. Общее впечатление такое: вокруг все плохо, понимания найти нельзя.

А самой непристойной оказалась лента Даниэле Чипри и Франко Мареско “Тото, который жил дважды”. Их фильм населяют свиньи, крысы и мужчины-дебилы, которые все время оскверняют могилы, коллективно мастурбируют и совокупляются то с овцой, то друг с другом. В Италии вокруг картины разгорелся скандал. Зачем ее показали нам – остается полной загадкой.

История про Фару

Фильм конкурсной программы “Фара” Абая Карпыкова вполне можно считать тоже нашим, поскольку производством его занимались студия “Эй-Би-Эй” продюсера Бориса Айрапетяна, который, кстати, выступил в картине еще в качестве соавтора сценария и композитора, Госкино России и Национальный продюсерский центр кинематографии Республики Казахстан. С большим успехом, несмотря на уже довольно сложную ситуацию с отечественным прокатом, прошел по экранам СНГ последний фильм Абая “Тот, кто нежнее”, который по жанру можно отнести к истерну. Там состоялся дебют колоритного непрофессионального актера Фархада Абдраимова, сыгравшего самого толстого злодея. Сотрудничество Абая и Фархада продолжилось в ленте “Фара”. Это история умного, порой простодушного, не вписывающегося в окружающую действительность 40-летнего Фархада, которого все зовут просто Фара. За массивной внешностью его таится тонкая и нежная душа. Когда ему было 10 лет и он был серьезно болен, Фарика буквально поставил на ноги его верный друг Боб. И заплатил за это собственной жизнью. Через всю жизнь Фара пронес чувство любви и признательности к этому человеку.

Фархад Абдраимов, который сейчас много снимается в Гонконге, блестяще справился со своей ролью. Под стать ему оказалась и Кристина Орбакайте, проявившая в роли Незнакомки новые грани таланта.

Поздравления принимали…

В день закрытия ХХI Московского международного кинофестиваля обмороков и падений, как на открытии, не было. Публика, занявшая самые удобные места еще в полдень, радостными криками и аплодисментами приветствовала своих любимых актеров-соотечественников. Радость народа достигла апогея при появлении Алена Делона, Клауса-Мария Брандауэра, специально явившегося к закрытию фестиваля, американца Мартина Ландау…

Закрытие, как и открытие, вели Олег Меньшиков и Ингеборга Дапкунайте. Председатель жюри аргентинский режиссер Фернандо Соланас лично вручал статуэтки “Святой Георгий”. Настоящим триумфатором стал выдающийся японский режиссер Кането Синдо. Его блестящая картина “Жажда жизни”, рассказывающая о старом человеке, сохраняющем, несмотря ни на что, оптимизм, была отмечена трижды – Гран-при фестиваля “Золотой Георгий”, призом ФИПРЕССИ и наградой от Гильдии киноведов и кинокритиков России. 87-летний патриарх повторил свой успех, который испытал 40 лет назад, когда в Москве лауреатом стал его знаменитый “Голый остров”. Сам Синдо приехать в Москву не смог, поскольку сейчас занят съемками фильма, приуроченного к грядущему 50-летию независимости Японии. Вместо него статуэтку получил его сын, а заодно и продюсер картины Йиро Синдо. Лучшим актером признан Фархад Абдраимов, сыгравший героя картины Абая Карпыкова “Фара”. Полной неожиданностью для французской делегации стало признание лучшей актрисой Катрин Фро. Она покорила жюри в фильме Паскаля Тома “Дилетантка”. Сама Катрин в зале отсутствовала, поскольку у нее заболела дочь. Приз и золотое колье от Тиффани приняли Паскаль Тома и его продюсер Даниэль Тоскан дю Плантье. “Серебряного Георгия” присудили также испанскому фильму “Час храбрецов”, поднимающему антифашистскую тему. Приз за режиссуру достался Агусту Гудмундссену за фильм “Танец”. А потом на сцену поднялась вице-премьер России Валентина Матвиенко. Она торжественно передала президенту фестиваля Никите Михалкову подписанное Сергеем Степашиным распоряжение о том, что отныне подобные кинофорумы будут проводить в столице каждый год.

И апофеозом церемонии стало явление народу Алена Делона. Знаменитый французский актер был невероятно элегантен, красив и остроумен. Он сказал, что приз Московского кинофестиваля за выдающийся вклад в мировой кинематограф ему невероятно дорог, поскольку это всего лишь вторая после берлинского “Золотого медведя” награда, оценивающая его творчество в целом. Здесь, в Москве, у него много друзей, и он надеется еще не раз приехать в наш город. На этой оптимистичной ноте фестиваль завершился. А на десерт публика получила новый фильм Джорджа Лукаса “Звездные войны – эпизод 1”. Картина очень красивая и потрясает невероятными спецэффектами. С августа лента, закупленная компанией “Гемини фильм интернейшнл”, выходит в прокат в 32 регионах России.

Марьяна СИДОРЕНКО

Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙr

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте