search
main
0

Как разгрызть гранит науки?

Призыв к молодежи «Грызть гранит науки!» нередко появляется на страницах газет, в радио- и телерепортажах 1 сентября, 25 мая, и, конечно, на выпускных вечерах почти всегда находится человек, который в микрофон желает выпускникам и дальше «грызть гранит науки» в солидных вузах. Но мало кто знает, откуда пошло это выражение.

Впервые оно прозвучало из уст известного революционера Льва  Троцкого в Москве на открытии V Всероссийского съезда Революционного коммунистического союза молодежи (комсомола) 11 октября 1922 года: «Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям молодого пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!» Как видим, в наши дни из крылатого выражения «выпали» молодые зубы, а ведь именно они и придавали этой фразе особый образный колорит. Ведь только молодыми зубами можно грызть гранит с хрустом! Именно так, с хрустом и азартом, грызут гранит науки в Московском гуманитарном педагогическом институте не только профессора, доценты и аспиранты, но и их молодая смена – студенты.Чтобы первокурсники острее почувствовали трудность и серьезность научных изысканий с самого первого дня своего пребывания в стенах института, им уже 1 сентября предлагают «попробовать» свои зубы на настоящем граните – это одна из самых первых и неприкосновенных традиций МГПИ. Со временем, набираясь опыта и умения в научной работе, студенты начинают понимать, что наука – это надежная основа их знаний и профессионализма, и чем труднее она дается на первых порах, тем более крепким фундаментом станет в будущем. Хорошо, когда под вашим домом могучая гранитная плита, которая незыблема уже не одно столетие. А ведь бывает и плохо заложенный фундамент: наверняка многие видели покосившиеся дома, трещины в стенах. В МГПИ фундамент прочный, и этот фундамент – научная деятельность. Не случайно в России говорят о фундаментальных, а значит, крепких, основательных, надежных знаниях, о фундаментальной науке. Именно они закладывают основу профессионализма будущих выпускников МГПИ – педагогов и не только.Из чего же состоит этот «фундамент»? Как  ни странно, его составляют всего десять, но очень крупных «камней». Во-первых, научная работа кафедр, на которых трудятся преподаватели. Их исследования посвящены самым актуальным проблемам современного высшего и общего образования – школьного и дошкольного. Важнейшей составляющей их работы стало научно-методическое обеспечение учебного процесса, которое требует постоянного совершенствования в современных условиях реформирования высшего образования, перехода на новые стандарты и учебные планы. Во-вторых, научно-исследовательские центры МГПИ. На сегодняшний день это четыре крупных научных подразделения, эффективно совмещающих исследовательскую работу с активным внедрением ее результатов в практику образовательных учреждений. Деятельность центров связана с самыми насущными проблемами московских школ, детских садов, интернатов и детских домов, а также учреждений дополнительного образования детей. Исследования осуществляются по адресному запросу конкретных образовательных учреждений, а затем апробируются и внедряются в их непосредственную практику. Третий камень – экспериментальная деятельность института, которая реализуется на его многочисленных экспериментальных площадках различных уровней и проблематики и которая стала еще одной составляющей «научного фундамента» МГПИ. Четвертый «камень» – 11 научных школ различной направленности. В их рамках ведется разработка монографий и учебников, подготовка учебных и методических пособий, а также диссертационные исследования  на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.Подготовка диссертаций осуществляется в основном в рамках аспирантуры – пятой составляющей «научного фундамента» МГПИ. Научные руководители аспирантов  – руководители научных школ, ведущие ученые России, академики, члены-корреспонденты РАО, лауреаты премии Правительства Российской Федерации, заслуженные деятели науки РФ. Защита диссертаций осуществляется в основном в собственном диссертационном совете.Большинство аспирантов МГПИ – его бывшие студенты. И это обусловлено прежде всего тем, что институт уделяет особое внимание развитию научно-исследовательской работы своих студентов. Ведь именно за ними  будущее нашей науки и нашего образования, которое  в значительной степени зависит от того, насколько эффективно вуз способен выявить талантливых в научном плане студентов, мотивировать их к научной деятельности, создать условия для их становления и развития как молодых ученых. Поэтому научная работа студентов по праву стала одной из самых важных основ научной деятельности института.Седьмой «камень» в этом «фундаменте» – грантовые исследования по заказу Министерства образования и науки РФ, Департамента образования, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы:  за последние 5 лет институт получил 38 грантов различного уровня. Институт не только выполняет исследования по заказу государственных структур, но и инициирует собственные научные проекты. Таким образом, восьмым элементом научной работы МГПИ стали комплексные прикладные образовательные проекты вуза «Педагогические мастерские», «Вуз здоровья», «Интерактивная образовательная информационная среда вуза», «Менеджмент качества педагогического образования», а также городской культурно-образовательный проект «Литературный венок России», разработкой и координацией которого занимается институт. Девятое важное направление научной работы МГПИ – презентация результатов исследований. Этим задачам служат многочисленные научные мероприятия института: конференции, семинары, «круглые столы» и, конечно, ежегодные Дни науки МГПИ, на которых все научные подразделения представляют результаты своей годовой работы и намечают будущие перспективы. Вуз также активно участвует в организации и проведении крупных городских научных событий. В 2009 и 2010 годах мероприятия института были включены в городскую программу Дней славянской культуры и письменности, а также в программу  III и IV  фестиваля науки в Москве (2008 и 2009 годы). Все факультеты представляют интерактивные программы на выставке фестиваля науки в Экспоцентре, а здание на Садовой-Самотечной улице стало одной из традиционных городских площадок фестиваля. По итогам 2009 года МГПИ вошел в десятку лучших вузов и принимает участие в фестивале 2010 года, который проходит  8-10 октября. Традиционными стали региональные и международные конференции МГПИ «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании», «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика», «Педагогические основы развития креативности детей и юношества», «Социально-педагогическая поддержка ребенка», «Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка», «Здоровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад – школа – вуз» и многие другие.С каждым годом растет количество научных изданий МГПИ, которые стали последним, десятым «камнем» в «фундаменте» вуза. За 10 лет преподаватели и научные сотрудники МГПИ опубликовали 83 монографии, 87 учебников и учебных пособий получили гриф Министерства образования и науки, УМО по высшему профессиональному образованию, РАО.   Особая гордость МГПИ – традиционный ежегодный сборник научных трудов ведущих преподавателей вуза «Ученые записки МГПИ», который в этом году выходит уже в восьмой раз.В МГПИ уверены, что по-настоящему эффективная научная деятельность возможна только в условиях тесного сотрудничества института с другими образовательными учреждениями высшего, среднего и дошкольного образования, а также с различными категориями населения. Одной из форм взаимодействия может стать реализация разработанного институтом инновационного проекта «Сетевое педагогическое партнерство – модель открытой учебно-познавательной информационной среды  взаимодействия образовательных учреждений и населения Москвы». Реализация проекта позволит объединить усилия научных, образовательных учреждений, муниципальных и общественных организаций в решении поставленных проблем и создать единую систему поддержки гуманитарного образования и социально-культурной коммуникации в регионе. МГПИ нацелен на тесное научное сотрудничество с самыми разными аудиториями: преподавателями и студентами вузов, учителями и учащимися школ (в том числе абитуриентами), родителями, выпускниками, аспирантами и соискателями, научными работниками, управленцами (сотрудниками Департамента образования и окружных методических центров, директорами и заведующими ДОУ), а также с представителями других категорий населения мегаполиса, заинтересованными в предлагаемых институтом возможностях (от дополнительного образования до участия в комплексных образовательных проектах).  Каждый обратившийся в институт получит всестороннюю поддержку и помощь в таком интересном и захватывающем занятии, как научные изыскания, откроет для себя новые интересы и новые возможности, найдет применение своим силам и способностям. Разгрызть гранит науки вместе с МГПИ – это не такая уж невыполнимая задача. Однако, как показал опрос, выражение «гранит науки» ассоциируется у сотрудников МГПИ не только с твердостью и надежностью, но и с рискованным стремлением вверх, к вершинам гранитных скал, с постоянным восхождением, а также с сосредоточенной умиротворенностью храма, с совершенством произведения искусства – архитектуры и скульптуры. К этим возвышенным пониманиям науки приходят, как правило, уже вполне состоявшиеся ученые, которых также немало в МГПИ и которые осознают, что наука требует постоянного роста, совершенствования и стремления к гармонии, свойственной истинным произведениям искусства.А знаете ли вы, что…Однокашник –  товарищ по воспитанию, учению, выросший вместе (собственно, товарищ по столу, по питанию), то есть тот, кто ест вместе с другими одну кашу. Поэтому каждый год 1 сентября первокурсники МГПИ не только пробуют на зуб «гранит науки», но и едят гречневую кашу из общего котла, чтобы ощутить себя настоящими однокашниками.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте