search
main
0

Как разговаривать с родителями?. Мудрый совет. Выпуск 31

Общение с родителями – постоянная тема бесед и семинаров, особенно с молодыми педгогами, еще не имеющими ни стажа педагогической работы, ни собственного родительского опыта.

Мы часто говорим, что дети стали другими. Однако и родители тоже не те, какими были раньше. Одно из существенных различий – возраст. Есть такая современная шутка:  «Сорок лет – прекрасный возраст для женщины, одна становится бабушкой, другая рожает». Работающая первый год в школе выпускница педагогического вуза делится своими впечатлениями: «Одной маме второклассника 25 лет, другой 50. А в выпускном классе кому 35, кому 60». Разница в 10-15-20 лет между братьями и сестрами не удивляет. Можно понять, как теряется поначалу молодая учительница, которой еще нет 25 лет, выступая на родительском собрании перед умудренными жизнью взрослыми, многие из которых могут быть старше ее собственных родителей! Учитывая количество разводов, стоит помнить, что многие дети растут в семье с одним родителем, либо в новой семье с отчимом или мачехой, со сводными братьями и сестрами. Кого-то воспитывают бабушка и дедушка, других – тетя с дядей, или еще кто-то из родных и близких. У меня в классах бывали сироты, чьим опекуном выступали старший брат или сестра, едва достигшие восемнадцати лет. Или на родительское собрание приходил кто-то из четырех родителей – мама или отчим, папа или мачеха. Наконец, есть родители, которые по разным причинам просто никогда не приходят на собрания, не реагируют на вызов в школу.

Для начала полезно заняться аутотренингом. Когда вы стоите у классной доски, вы знаете, как дать какую тему. Именно вы, а не кто-то другой, представляете себе, что такое 45 минут, сколько материала можно вложить в урок. Вы составляете учебный план и график контрольных работ, вы знаете свой предмет. Вы владеете профессиональным языком, знаете, что такое цели и задачи, навыки и умения, наглядность и закрепление темы. Вы отвечаете за порядок в классе, за жизнь и здоровье детей. Неважно, сколько лет вам и в каком возрасте пришедшие на родительское собрание взрослые. Кто-то из них проводит рабочий день у зубоврачебного кресла, кто-то трудится у станка, кто-то в научной лаборатории, кто-то в столовой или в магазине. Ни один из них не может занять ваше место у доски и объяснить новую тему по-английски.

Шаг первый. Изучите классный журнал, поговорите с классным руководителем, постарайтесь представить себе, с кем вам придется иметь дело, прежде чем идти на первую встречу с родителями.

Шаг второй. Наблюдайте за детьми, внимательно слушайте их вопросы и комментарии. «Где взять такую добрую маму, как вы?» – спросили меня сестры-близнецы в девятом классе. «Ну как там мои дурочки, хоть что-то могут?» – осведомилась их мама при первом знакомстве. «Ты, значит, скажи мне, если что не так, я ее тут же головой об стену!» – решительно заявил папа девушки в выпускном классе. Примеры, как говорится, можно множить. Сформулирую свою позицию: услышав и увидев любую негативную реакцию родителей на информацию о ребенке, я всегда стараюсь убедить ретивых взрослых в том, что их дитя вполне способно усвоить школьную программу и совсем не обязательно его наказывать.

Шаг третий. Постарайтесь найти хотя бы одного родителя, неважно, маму или папу, кто явно проявляет интерес к жизни ребенка и практически всегда присутствует на собраниях, мероприятиях. «У нас в семье никто не знает английского, но вы говорите, чем можно помочь, мы всегда готовы», – заверила меня одна мама во втором классе. Так мы с ней и дошли до одиннадцатого класса и выпускного бала. «Я всегда помогу с любой экскурсией, поездкой в театр, с олимпиадой», – поделился папа. Ежегодно с наступлением зимы он помогал организовать автобус, благодаря чему мы не только побывали на всех олимпиадах и конференциях, но и прекрасно изучили репертуар Театра оперы и балета. С кем-то мы ездили на завод смотреть, как производят прохладительные напитки; с кем-то учились накладывать грим и шить костюмы для школьного фестиваля… Когда дети закончили учебу, мы остались друзьями, думаю, еще и потому, что нас связывал общий труд на благо детей.

Все родители, с которыми нам приходится иметь дело, когда-то были детьми, ходили в школу. Все дети со временем вырастут; не все станут родителями, но все станут взрослыми. Посмотрите внимательно на любой свой класс, и вы наверняка увидите, что в нем представлены самые разные социальные типы. Кто-то ровно и хорошо учится, нормально себя ведет, не прогуливает уроки и выполняет домашнюю работу. Другой словно лишен чувства ответственности, опаздывает, «забывает» тетрадь с домашним заданием, дисциплина, посещаемость и мотивация явно не на высоте. Чаще всего, но не всегда, дети действительно являются зеркалом своих родителей. Отличаются они именно тем, что пока еще не стали взрослыми, то есть определенный тип поведения, отношения к жизни и окружающим людям в них не закреплен. Взрослого папу-хама или маму, не интересующуюся жизнью ребенка, нам вряд ли удастся изменить. С детьми можно и нужно работать. Психологи, социологи давно пишут о том, что один-единственный взрослый может оказать положительное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Как быть, если вы сделали доброе дело и не только не получили благодарности от родителей ваших учеников, но и столкнулись с непониманием, грубостью, равнодушием? Не держите пережитое в себе, поделитесь с другом, собственными родителями, коллегой. И продолжайте сеять разумное, доброе, вечное!

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте