search
main
0

Как растить патриотов?

Коллегия Министерства образования России рассмотрела вопрос о реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Приглашая собравшихся к разговору, министр образования РФ Владимир Филиппов подчеркнул, что статус программы – не отраслевой, ведомственный, а государственный, Она касается всего общества. И цель обсуждения – выработать конкретные меры более активной ее реализации.

Образовательное ведомство, как отметил в докладе заместитель министра образования РФ Юрий Коврижных, является исполнителем и соисполнителем 69 пунктов госпрограммы из 101 запланированного на 2001 – 2003 гг., ответственным за выполнение 51 и соисполнителем 40 мероприятий. В 2001 – 2005 гг. на эти цели госпрограммой предусмотрено 46,11 млн. рублей. В 2001 – 2002 гг. финансирования из федерального бюджета не было. В основном, оно шло из средств министерства, а также федеральной целевой программы (ФЦП) «Молодежь России». В 2003 г. из госбюджета выделено 15,4 млн. рублей. В бюджете-2004 предусмотрено такое же финансирование.

В числе основных направлений реализации госпрограммы докладчик назвал задачи совершенствования работы органов управления образованием и молодежной политики, подготовки организаторов патриотического воспитания. Он также предложил отразить в решении коллегии задачу: в 2004 г. внести в проекты государственного образовательного стандарта темы, обеспечивающие гражданское и патриотическое воспитание молодежи.

Одна из важных проблем – подготовка молодежи к военной службе. По данным мониторинга, проведенного Департаментом Минобразования по молодежной политике, предпочли бы не служить в армии 37% опрошенных молодых людей. За военную службу по контракту высказались 38%, за альтернативную службу – 11%. Поддерживают службу по призыву 14%. В целом около 70% молодежи негативно относится к службе в армии в нынешнем ее виде. И лишь 9% – позитивно. Нужны меры, способные изменить ситуацию. Одно из важнейших звеньев этой работы – более 1350 военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений и клубов. Они охватывают свыше 500 тысяч подростков. И с каждым годом их количество увеличивается. Растет и число оборонно-спортивных лагерей. Эти организации испытывают серьезные материально-технические трудности. К сожалению, не реализуется норма постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г., предусматривающая передачу военно-патриотическим молодежным и детским объединениям неиспользуемой в войсках техники, предоставление им на безвозмездной основе учебно-материальной базы воинских частей.

Говоря о государственном влиянии на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации, докладчик отметил отсутствие достойного примера для подражания в современной литературе и отечественной видеокультуре. По рейтингу современных российских фильмов в молодежной среде первое место занимает сериал «Бригада», в котором романтизированы нравы преступного мира. Требуется четкая позиция государства, формирование в СМИ образа молодого героя, максимальное использование их потенциала для воспитания подрастающего поколения. В рамках госпрограммы для этого принят ряд мер.

Подводя итоги проделанной работы, замминистра обратил внимание на негативные тенденции. Так, программы и мероприятия патриотического воспитания в ряде регионов ориентированы только на молодежь, а не на все возрастные группы населения, как это определено госпрограммой. Неоправданно мало мероприятий проводится с сельской и рабочей молодежью. Нет четкой системы мер укрепления дружбы между народами, взаимодействия с традиционными религиозными конфессиями. Вызывают озабоченность состояние и чрезмерная коммерциализация материально-технической базы образовательных и культурных учреждений, клубов и объединений, недостаточное программно-методическое обеспечение патриотического воспитания, несовершенство координации деятельности занимающихся им министерств, ведомств и организаций.

Среди первоочередных мер совершенствования работы – повышение квалификации специалистов патриотического воспитания. Настало время в каждом регионе создать систему их подготовки и переподготовки. Необходимо продолжить создание и активизацию работы региональных центров и советов, координирующих патриотическое воспитание на местах, оказывать постоянную и всестороннюю поддержку молодежным организациям, развивать их шефство над воинскими частями, соединениями, кораблями, пограничными заставами.

В заключение докладчик отметил, что все подразделения Минобразования подготовили предложения по структуре и мероприятиям государственной программы патриотического воспитания граждан России на 2006 – 2010 гг.

Начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования Валентина Березина, выступая с содокладом, подчеркнула, что воспитание патриотов не сводится лишь к военно-патриотической составляющей. Его необходимо начинать с формирования любви к малой родине, своему народу, его традициям, культуре.

В общеобразовательных учреждениях вводится преподавание таких курсов, как «Фольклор и культура родного края», «Литературное краеведение». Уже несколько лет действует программа туристско-краеведческого движения «Отечество», объединяющая более 2 млн. человек.

В системе образования ныне около 5 тысяч паспортизированных школьных музеев, из них 1400 военно-исторических, более 2000 – исторических. Они играют важную роль в воспитании.

Разработана и апробируется целостная государственно-общественная система гражданского образования детей и молодежи, направленная на формирование готовности к служению Отечеству. Одна из наиболее продуктивных форм – Всероссийская акция «Я – гражданин России». Участвуя в ней, дети и взрослые конкретными делами проявляют патриотизм, гражданскую активность, создают социальные проекты и реализуют их.

Опорная база воспитания защитников Отечества, патриотов – юнармейское движение. В ряде регионов оно представляет собой стройную систему внеклассной, внешкольной работы. Минобразование России сделало традиционными такие всероссийские мероприятия, как финалы военно-спортивных игр «Победа», слеты юных патриотов, спартакиада школьников «Отчизны верные сыны» и другие. Эти формы работы на федеральном уровне – своего рода итог кропотливой работы в регионах.

Во многих городах России на протяжении 15-35 лет не угасает Вечный огонь, мальчишки и девчонки с гордостью продолжают нести Вахту Памяти на Посту № 1. Среди важнейших звеньев воспитания, подготовки к военной службе – военно-патриотические и военно-спортивные клубы и объединения. Потребность в них постоянно растет.

Активизировалось и движение учащихся «Школа безопасности». Совместно с МЧС создана Всероссийская ассоциация «Юный спасатель». В образовательных учреждениях создаются классы юных спасателей с профориентацией на службу в МЧС.

Развивается сеть профильных образовательных учреждений – военные лицеи, кадетские корпуса, школы-интернаты, классы.

Проведен Всероссийский творческий конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб», проводится Всероссийский конкурс авторских образовательных программ, проектов и методических материалов «Растим патриотов России». Начинается подготовка к конкурсу «Мой дом, мой город, моя страна».

Минобразование строит работу по патриотическому воспитанию в тесном сотрудничестве с заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными организациями.

Валентина Березина коснулась нерешенных проблем – материально-технического обеспечения военно-патриотических объединений, крайне недостаточной оснащенности библиотек образовательных учреждений учебно-методической, мемуарной, художественной и справочной литературой по истории Отечества, предложила включить в перечень мероприятий госпрограммы подготовку цикла телепередач о Великой Отечественной войне, провести конкурс на лучшую современную патриотическую песню.

Перавый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Виктор Бусловский, упомянув о том, что ведущая роль в реализации госпрограммы патриотического воспитания отводится министерствам обороны и образования, отметил, что целесообразно заключить соглашение между ними и разработать планы совместной деятельности. Это сделает ее более скоординированной, целенаправленной.

Важно разобраться с базой совместной работы во всех регионах, вычленить особые объекты (военно-патриотические музеи, классы и другие), требующие повышенного внимания Минобороны.

Нужны координация усилий в центре и в округах, на флотах, в управлениях образования регионов, методика совместной работы на местах. Это прежде всего формы, проверенные жизнью, – закрепление воинских частей за учебными заведениями, помощь в оборудовании музеев и классов по основам военной службы, в подборе военруков и преподавателей ОБЖ, проведении военно-спортивных игр, дней открытых дверей в военно-учебных заведениях, воинских частях и другие. Нужно ввести в систему проведение уроков мужества не только к 23 февраля и 9 Мая.

Сегодня лишь каждый пятый призывник гордится личной причастностью к святому делу защиты Родины, что свидетельствует о необходимости повысить эффективность военно-патриотического воспитания, подготовки молодежи к военной службе.

В войсках предостаточно возможностей для встреч учащихся с интересными людьми. Только в Москве в академиях учатся 6 Героев России и 20 награжденных орденом Мужества. В Санкт-Петербургском суворовском военном училище за последние годы установлено 5 бюстов Героев России, проявивших мужество и героизм в боях за территориальную целостность нашей страны. Командование училища выступило с инициативой навечно зачислить их в списки подразделений училища. Нужно активнее использовать эти и другие примеры для героико-патриотического воспитания подрастающего поколения. Большие возможности дают учебным заведениям и связи с воинскими частями, освобождавшими в годы Великой Отечественной войны города, где они расположены.

Генерал-лейтенант Бусловский отметил также, что военное ведомство готово раскрывать опыт героико-патриотического воспитания молодежи на страницах «Красной звезды», журналов «Воин России», «Ориентир», в передачах Центральной телерадиостудии Минобороны, высказался за то, чтобы «Красная звезда» и «Учительская газета» регулярно обменивались вкладышами, а руководители двух ведомств выступали на проводимых ими сборах и совещаниях. Он также пообещал внимательно разобраться с проблемой передачи техники воинских частей молодежным военно-патриотическим организациям и проинформировать об этом коллегию Минобразования.

Немаловажный для Вооруженных Сил вопрос связан со школами в закрытых военных городках и войсках за границей. Генерал-лейтенант Бусловский высказал просьбу оказывать им методическую помощь.

Он сообщил, что в марте 2004 г. состоится расширенное заседание коллегии Минобороны, на котором будут обсуждаться проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения, и пригласил руководство Минобразования принять в нем участие.

Директор Росвоенцентра при Правительстве РФ Юрий Квятковский рассказал о реализации пунктов госпрограммы, касающихся учреждения ведомственных премий для работников культуры, образования, органов по делам молодежи, призов Героев, выдающихся деятелей России для награждения коллективов учебных заведений, молодежных объединений, воинских коллективов и других. К сожалению, только в некоторых силовых структурах и нескольких регионах кое-что сделано в этом направлении.

Юрий Квятковский высказал предложения, связанные с участием Минобразования в проведении конкурсов, а также в работе межведомственной редакционной коллегии над проектом госпрограммы патриотического воспитания на 2006 – 2010 гг.

Заместитель начальника Управления Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Александр Гагаркин в числе конкретных мер реализации госпрограммы назвал Всероссийский конкурс на лучшее и систематическое освещение в средствах массовой информации патриотического воспитания, поддержку виде грантов электронных СМИ в создании социально значимых передач и интернет-проектов. За 3 года рассмотрено 900 заявок, 300 из них получили поддержку. В этом году реализован проект конкурса литературных произведений на молодежные темы «Алые паруса». Минпечати поддерживает также издание неконкурентоспособных, но очень важных для патриотического воспитания книг.

В рамках госпрограммы формируются опорные центры. Один из них создан на базе межрегионального фестиваля телевизионных и радиопрограмм военной тематики «Шит России» в Перми.

Проблемы взаимодействия общественных организаций с системой образования в патриотическом воспитании молодежи подняли президент фонда поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации Герой России Вячеслав Сивко и главный специалист Всероссийского комитета ветеранов войны и военной службы Виктор Горленко.

Председатель Комитета администрации Липецкой области по делам молодежи Алексей Грушихин рассказал об опыте работы в регионе, путях создания общественно-государственной системы патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан области. К наиболее острым проблемам он отнес разобщенность усилий органов государственной власти и общественных организаций, недостаточность и остаточный принцип финансирования программ, связанных с гражданским и духовно-нравственным воспитанием, подготовкой по основам военной службы, развитием авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, неразвитость материально-технической базы.

Подводя итоги обсуждения, министр образования Владимир Филиппов выделил в качестве основной задачи повсеместное создание системы, структур и механизмов патриотического воспитания. Он также отметил, что неверно понимать его только как военно-патриотическое воспитание. Патриотизм – более широкое понятие. Такой подход необходим при разработке госпрограммы на 2006 – 2010 гг.

Министр также коснулся вопросов, связанных с разработкой рекомендаций по различным аспектам патриотического воспитания в курсах истории и литературы, внесением в проекты государственных образовательных стандартов тем, обеспечивающих гражданское и патриотическое воспитание молодежи. Меры, нацеленные на решение этих и других проблем, активизацию патриотического воспитания, нашли отражение в решении коллегии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте