search
main
0

Как работать с одаренными?

​7 марта в Москве состоялся «круглый стол» «Как построить систему работы с одаренными школьниками».

Участники дискуссии обсудили два подхода к проблеме обучения талантливых детей в  Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему, которую уже представило и одобрило Министерство образования и науки РФ, и Колмогоровском проекте, разработанном педагогическим сообществом, но пока еще не рассмотренном официальными структурами. Интересы разработчиков концепции представлял ректор МИОО Алексей Семенов, разработчиков Колмогоровского проекта – первый проректор МГУ имени М.В.Ломоносова Алексей Хохлов. Различие двух проектов, как уже написал в своей статье, опубликованной на страницах «УГ-Москва», заместитель директора по научной работе лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи, заключается в  том, что авторы концепции считают необходимым поддерживать одаренных детей с помощью системы их учета и контроля работы с ними, а колмогоровцы – использовать и развивать  имеющийся опыт поиска и обучения этих детей, который в течение долгого времени наработан учебными заведениями Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов России.С самого начала разговор стал яростным спором: сторонники и противники двух документов (председатель совета выпускников СУНЦ Александр Абрамов,  учитель словесности лицея №1525 «Воробьевы горы» Евгения Абелюк, директор школы №1119 «Лига школы» Сергей Бебчук,  учитель словесности  Центра образования №57 Сергей Волков, заместитель директора лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи, учитель математики школы №2007 Павел Чулков, проректор МИОО Иван Ященко,  директор Центра образования №548 Ефим Рачевский) представляли свои точки зрения, настаивая на том, что именно их вариант будет наилучшим. Ситуация могла быть патовой, но в итоге было принято решение о  создании рабочей группы  из участников «круглого стола». Александр Ковальджи так рассказал  «УГ-М» об итогах «круглого стола»: «Участники согласились, что необходимо поддерживать всех детей, а не только вундеркиндов,  употреблять слова «одаренный», «талантливый» в смысле «способный и мотивированный». Для поддержки детей из глубинки нужны заочные конкурсы, массовые олимпиады на базе школ, успешно выступившим детям надо оплачивать проезд и проживание для участия в очных соревнованиях, конференциях, летних школах, а если такой ученик очно подтвердил свои успехи, то достаточно его заявки на участие. Это принципиально лучше, чем устанавливать статус «одаренный» и давать за это гранты.Участники «круглого стола» согласились и с тем, что талантливые дети не всегда могут развиваться в массовой школе, им нужна развивающая среда – коллектив таких же мотивированных детей и наставников, а также усиленная программа. В такой среде раскрывается талант учителя-наставника и формируется следующее поколение наставников. Есть учителя, успешно работающие с одаренными детьми, и в обычных школах их деятельность тоже создает развивающую среду. Что касается финансирования, то участники «круглого стола» согласились с тем, что финансировать надо прежде всего среду для развития детей, которую создают успешные учителя и школы. Соответственно надо поддерживать деятельность, инициируемую такими учителями и школами (учебные лагеря, конференции), оплачивать поездки команд и их учителей на официальные выездные школы и соревнования.Всем понятно, что необходимо сохранить возможности школ повышенного уровня (как бы они ни назывались: лицеи, гимназии, школы дополнительного образования), которые позволяют им иметь усиленную программу и дополнительные часы, деление на группы по профильным предметам, ассистентов, специализированные кабинеты и лаборатории. Статус такой школы надо периодически подтверждать общественно видимыми результатами. В резолюции отмечено, что нужно  выполнить решение Госсовета и поручение Президента РФ Пр.-1171 от 30.04.2010 о создании двух сетей лицеев: в федеральных округах (не интернаты) и при ведущих университетах (интернаты). Дальнейшая организация лицеев должна происходить по инициативе регионов исходя из их кадровых и других возможностей. Продвинутые школы важно объединить в сеть с координирующими центрами в регионах.Работа с одаренными детьми, с этим согласны все,  требует большой гибкости. Это плохо совместимо с жестким планированием обучения, существующей системой отчетности. Поэтому эффективная работа с одаренными детьми требует высокой степени доверия к ее педагогам и организаторам – тем большего, чем выше ее результаты. В регламентации такой работы нужны не жесткие нормы, а рамочные правила, не формальная проверка чиновниками, а обсуждаемый публичный отчет. Педагогов и организаторов работы с одаренными детьми нельзя срочно подготовить, нельзя быстро наладить такую работу там, где ее не было. Необходимо, опираясь на существующие центры успешной работы, медленно и упорно расширять ее ареал. Важнейший вопрос здесь – подъем педагогического образования в целом, повышение социального статуса учителя».Окончательным решением «круглого стола» стала  такая резолюция: следует сделать сводный вариант двух концепций (за эту работу в течение двух недель взялись А.Семенов, А.Хохлов, И.Ященко, С.Рукшин (Санкт-Петербург) и А.Ковальджи), а результат рассмотреть на общественных слушаниях в Общественной палате РФ 21 марта 2012 года, пригласив на заседание независимых экспертов. О том, как проходило обсуждение документа в Общественной палате,  где выступали московские педагоги и директора школ, мы расскажем в одном из номеров «УГ-Москва».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте