search
main
0

Как прошел прием в вузы?

​На этот вопрос на традиционном «Родительском собрании» в эфире радиостанции «Эхо Москвы» ответил проректор Высшей школы экономики Григорий КАНТОРОВИЧ.

В этом году по-прежнему продолжался демографический спад, количество выпускников уменьшилось в стране до 700 с небольшим тысяч. В лучшие годы оно доходило до миллиона четырехсот. Количество бюджетных мест снижается год от года, это решает государство, по-разному распределяя места по разным вузам. В ВШЭ количество абитуриентов в этом году заметно выросло, 10559 абитуриентов – примерно на 18% больше, чем в прошлом году. Думаю, у сильных вузов примерно такая же картина, отчасти в этом виновата кампания по сдаче ЕГЭ этого года. Баллы оказались значительно выше прошлого года, поэтому, ориентируясь на прошлые годы (а на что еще детям и родителям ориентироваться?), кажется, что абитуриенты поймали Бога за бороду и поступят во все топовые вузы. Но даже абитуриенты с высокими баллами, иногда более 95, могли и не поступить. У нас есть форум, где я регулярно отвечаю на вопросы о приемной кампании. Родители пишут: «Ну как же? У меня у девочки 290 баллов по трем экзаменам, золотая медаль, победы на городских олимпиадах, и она к вам может прийти учиться только на платной основе?» А поступить можно только на конкурсной основе, когда решающей (это записано во всех нормативных документах) будет либо победа на олимпиаде, либо льготы, либо сумма баллов. При этом кто-то остается за бортом. Есть удивительный феномен – ребята с высокими баллами предпочитают идти на платное обучение, но туда, куда их влечет сердце.Родители говорят: «Мне дочка заявляет: «Я хочу учиться только здесь и не хочу идти туда, куда прошла по баллам». У меня есть больная тема, я уже пять лет говорю об этом без успеха. Я считаю, что старый механизм контрольных цифр приема должен был остаться в плановой экономике. Он сегодня не работает, так как это попытка набрать ровно столько, ни на один больше, ни на один меньше, да еще управлять этим из центра. То есть сначала у нас идет бюджет, который определит деньги для Министерства образования и науки РФ, оно их раскидает по вузам и дальше ничего сделать не может. То есть мне казалось, что задача Минобрнауки РФ или шире – Правительства РФ – как раз выработать механизм, адекватный времени. У университета должно быть право из разумных соображений взять то или иное количество студентов.Что заставляет всех выпускников школы идти в вузы? Во-первых, опасение, что мальчиков призовут в армию, это опасение висит над высшим образованием. Второе опасение – отсутствие альтернативы. Что можно посоветовать выпускнику средней школы вместо поступления в вуз? У нас в стране нет высокой безработицы, нет юношеской безработицы, но куда сегодня идти выпускнику, ведь на производстве он никому не нужен?В вузах идет большой отсев на первом году обучения, потому что ребята не то выбрали, не готовы учиться. Это фактическое отсутствие профориентации выпускников школы в области гуманитарных наук. У выпускника школы есть какое-то представление о журналистике по жизни, есть тяга к слову «международный», он плохо знает, что такое философия, не очень представляет себе, что такое история, чувствует, что математика – это не для него, что он гуманитарий, а вот как дальше выбирать профессию, не знает, не представляет, на кого он идет учиться в области гуманитарных наук.Представление абитуриента и родителя о зарплате после окончания вуза, об интересности работы, по социологическим исследованиям, играет очень существенную роль. Например, есть устойчивый стереотип: раз ты инженер, значит, будешь сидеть на 12 тысячах рублей в месяц. Отношение к профессии надо разворачивать не через систему образования, не через количество мест в вузах, а через повышение социального статуса профессии. Правда, должен сказать, что в этом году самый большой рост числа заявлений в ВШЭ мы обнаружили именно на инженерных специальностях. Что этому причина, я пока не готов сказать, возможно, сказалось влияние бренда Вышки, возможно – изменение отношения в обществе к инженерным профессиям, возможно – в том числе и повышение зарплаты в среднем по инженерным профессиям, хотя я не уверен, что абитуриенты и родители отслеживают эту статистику, плюс, конечно, то, что сегодняшние компьютеры создают иллюзию, что ты почти технарь, а ты всего лишь продвинутый пользователь. С 1 сентября начинает работать новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», под него будут писать все нормативные документы, так, с ужасом мы обнаруживаем в этом законе какие-то моменты, которые, как мне кажется, очень сильно могут осложнить жизнь и потребуют переосмысления. Один самый простой: в Законе «Об образовании в РФ» сегодня сказано, что срок действия ЕГЭ 4 года. Как сопоставлять конкурсные результаты людей в разное время?Вы сдали ЕГЭ 4 года назад и все еще можете поступать по этим результатам? Это значит, что все 4 года надо выдерживать более или менее одинаковый уровень по всем предметам ЕГЭ, иначе как сравнивать будем? В этом году была утечка тестов (давайте это так назовем), массовая нечестность как учителей, так и абитуриентов привела к тому, что результаты этого года на 10-15 баллов выше. Если на будущий год наведем порядок, значит, все выпускники этого года будут иметь преимущество. Второе изменение: много говорили про инвалидов, детей-инвалидов, детей без родителей, у них сегодня есть социальная защита на уровне советского государства. То есть их принимают в вуз вне конкурса, лишь бы сдали по-старому на тройки. В наше время на стипендию можно было плохо, но прожить. Сегодня стипендия в две тысячи рублей не позволяет ребенку жить в Москве без родителей. На мой взгляд, это совсем не социальная защита.Нам надо идти к честному выпуску из среднего образования, например, вводить два документа: один должен быть просто о среднем образовании, а второй – позволяющий поступать в вузы. Мы ведь продолжаем принимать детей, не готовых к образованию, это их беда, а не вина. Но мы их принимаем, селим в общежитие, выплачиваем стипендию, а они, как правило, вылетают после первого курса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте