Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Как принимать в школы тех, кто проявил выдающиеся способности?

УГ - Москва, №35-36 от 2 сентября 2014. Читать номер
Автор:

​Пока одни московские педагоги были на летнем отдыхе, другие их коллеги активно обсуждали проект приказа министра образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности и добившихся успехов в учебной и научной деятельности». Приказ необходим в соответствии с частью 5 статьи 77 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для лиц, проявивших выдающиеся способности и добившихся успехов в учебной и научной деятельности, должен регулировать организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования для обучающихся, проявивших выдающиеся способности в учебной и научной деятельности, и быть обязательным для специализированных структурных подразделений образовательных организаций и нетиповых образовательных организаций, включая индивидуальных предпринимателей. Формой получения общего образования в образовательных организациях должна быть очная форма обучения, при этом могут быть использованы дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. При этом большая свобода предоставляется образовательным организациям: они должны сами разрабатывать и утверждать общеобразовательные программы углубленного уровня и соответствующей направленности (профиля) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных, разрабатывать и создавать свою организационную структуру, включая учебные и вспомогательные подразделения, деятельность которых осуществляется на основании положений об этих подразделениях.Возникает логичный вопрос, кого могут и должны принимать такие ОО? В проекте Порядка об этом было сказано весьма определенно: «Комплектование образовательных организаций обучающимися производится на основе вступительных испытаний, порядок проведения которых устанавливается образовательной организацией самостоятельно, включая положение об оценивании вступительных испытаний и порядок проведения апелляций по результатам оценивания вступительных испытаний, с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях». Принципиально важно указание о том, что ОО могут создавать в своей структуре интернат, обеспеченный необходимыми условиями для содержания обучающихся. Интересно, что задолго до появления такого проекта приказа на одном из заседаний клуба директоров школ, добившихся значительных успехов в своей деятельности, обсудили то, как принимают детей с выдающимися способностями в столичные школы. О том, как такой прием идет в школу-интернат «Интеллектуал», изначально созданную для обучения таких детей,  коллегам рассказал ее директор Юрий Тихорский. В нашей школе учатся дети, приезжающие к нам практически из всех округов Москвы, поэтому у нас есть свое положение о приеме.В 2014 году мы принимали детей в 5-й класс, добирали в 6-й, 7-й, 8-й и 10-й классы. Сроки приемных экзаменов были разные: первый тур для пятого, шестого, седьмого и восьмого классов проходил в марте, второй тур – в конце апреля, третий тур – с 31 мая по 4 июня. Все ученики 4-го класса нашей начальной школы, желающие поступить в 5-й класс, сдавали вступительные экзамены на общих основаниях.На первый тур испытаний допускались ребята, прошедшие электронную регистрацию на сайте школы начиная с 13 января 2014 года.Абитуриентам мы заранее объявили, что английский язык – первый иностранный язык в нашей школе, что результат по английскому языку мы учитываем на третьем туре при прочих равных условиях.В нашей школе химию ученики начинают изучать с 7-го класса, а второй иностранный язык – с шестого, поэтому поступившие по итогам приемных испытаний в 8-й класс изучают химию в отдельной (с дополнительным часом в неделю) базовой группе по программе, позволяющей наиболее успешным ученикам такой группы перейти в 9-м классе в углубленную группу, а по второму иностранному языку для поступивших в 8-й класс мы формируем отдельную группу по второму иностранному языку.Первый тур для 5-8-х классов мы проводим в виде тестов по русскому языку, математике, а также даем два задания по выбору. Задания выбираем из математики, русского языка, истории и естествознания для 5-го класса и из математики, русского, истории, биологии и географии для 6-8-х классов. Каждый предмет оцениваем максимально в 20 баллов, все участники первого тура ранжируются по баллам, полученным в сумме за все задания. Результаты первого тура мы опубликовали до 5 апреля 2014 года.Решение о допуске на второй тур принимала приемная комиссия в составе директора, ответственного секретаря приемной комиссии, классных руководителей и линейных психологов. В 5-м классе на второй тур пригласили около 60, в 6-м классе – примерно 15, в 7-м классе – примерно 20, в 8-м классе – примерно 12 человек. Состав комиссий второго тура определялся заранее, но он мог быть скорректирован после того, как участники второго тура определились с предметной областью. Все комиссии равны по численности и состояли из преподавателей соответствующих кафедр и членов приемной комиссии с правом совещательного голоса. Форму проведения второго тура каждая кафедра выбирала сама, но условия были общими:- перед первым туром на сайте школы была вывешена подробная информация о втором туре; – не позднее чем за три недели до второго тура (до 5 апреля 2014 года) на сайте школы был вывешен список его участников;- все получившие приглашение на второй тур по результатам первого тура до 10 утра 12 апреля 2014 года должны были пройти новую регистрацию на сайте школы;- если кафедра считала необходимым согласовать темы второго тура, то она должна была это сделать до 8 апреля;- если комиссия предусматривала письменную работу, то она должна была быть присланной в приемную комиссию до 20 апреля 2014 года.В этом году на второй тур по географии абитуриенты должны были представить собственные полевые исследования, причем они могли придумать свою тему и согласовать ее с кафедрой географии до 8 апреля 2014 года. В работе должны были быть методика исследования и результаты. Например, можно было провести наблюдения за температурой в нескольких точках, где установлены термометры, в течение нескольких дней и проанализировать полученные измерения, сравнить их друг с другом и с информацией о температуре воздуха, доступной в Интернете, провести визуальные наблюдения за состоянием неба, облаками и атмосферными явлениями в течение нескольких дней и сравнить изменения облачности с изменениями погоды, составить как можно более подробную карту какой-либо территории, например микрорайона. По истории и обществознанию были предложены такие темы творческих заданий, как «Ложные друзья историка», «Человек и его вещи», «История в названиях», «Исторический герой, к которому нельзя относиться равнодушно». Для 8-го класса были предложены задачи. Например, такая: автобусные билеты имеют шестизначные номера от 000000 до 999999. Сколько всего различных номеров; сколько номеров, все цифры которых нечетны; сколько номеров, в которых любые две соседние цифры нечетны; сколько номеров, в которых любые две соседние цифры различны; сколько существует номеров, в которых все цифры различны и идут в возрастающем порядке; сколько существует шестизначных автобусных билетов, сумма цифр которых четна; сколько существует автобусных билетов, сумма цифр которых делится на 3; чего больше – счастливых автобусных билетов, у которых сумма первых трех цифр равна сумме трех последних, или автобусных билетов с суммой цифр 27?Каждая предметная секция выносила свое решение о том, кто из участников второго тура рекомендован на третий тур. Поименное голосование всех членов каждой из предметных секций происходило только «за» или «против» допуска на третий тур. Результаты поименного голосования были занесены в протокол и переданы руководителем секции ответственному секретарю приемной комиссии сразу после окончания работы секции. Протокол должны были подписать все члены предметной секции, в нем могло быть отражено особое мнение членов приемной комиссии с правом совещательного голоса. Квотирования рекомендованных на третий тур по комиссиям нет, всех участников второго тура ранжировали по количеству голосов, поданных «за». На третий тур прошли абитуриенты из верхней части списка, решение об этом принимала приемная комиссия по главе с директором.На третьем туре в 5-8-х классах проводили уроки по математике, русскому языку, литературе, истории, биологии, тестирование по английскому языку, для 7-8-х классов – уроки по второму иностранному языку (немецкому или французскому), для 8-го класса – собеседование по химии, а также групповые занятия с психологами и собеседования в малых (по 3-4 человека) группах с участием классных руководителей. На всех уроках могли присутствовать все члены приемной комиссии с правом совещательного голоса. Кроме того, на уроках математики могли присутствовать учителя физики, биологии и химии, на уроках биологии – учителя химии, физики, географии, на уроках истории и литературы – преподаватели МХК. Эти учителя обладали статусом наблюдателей. На итоговом заседании приемной комиссии правом голоса по каждому ребенку, поступавшему в 5-8-е классы, обладали:- директор школы;- ответственный секретарь приемной комиссии;- учителя, которые провели четыре урока в течение четырех дней, проверили домашние задания и самостоятельные работы, выполненные на уроках, и составили, таким образом, свое мнение о ребенке;- классные руководители при условии, что они были на собеседованиях психологов с ребенком и не менее чем на половине занятий третьего тура;- линейные психологи соответствующего класса, которые работали с детьми во время всего третьего тура;- учителя-наблюдатели, если они присутствовали не менее чем на половине уроков.Решение о рекомендации участников третьего тура к зачислению принимали голосованием приемной комиссии и оформляли специальным протоколом, в котором указаны результаты поименного голосования по каждому ребенку. Протокол подписывали все учителя, обладающие правом решающего голоса. В протокол могли быть внесены особые мнения членов приемной комиссии, присутствовавших хотя бы на одном из занятий, с правом совещательного голоса.Каждая из кафедр определяла сама, может ли успешное выполнение проектно-исследовательской работы с учащимися (с обязательным успешным выступлением на проектной сессии школы-интерната «Интеллектуал») быть зачтено как второй тур приемных испытаний в школу. В том случае, когда кафедра приняла такое решение, эти проекты оценивали на проектной сессии таким же образом, как второй тур приемных испытаний, информация об этом должна была появиться на сайте школы не позднее 1 декабря.Положение о приеме в нашу школу содержит специальный раздел о приеме в 10-й класс. Во время регистрации для участия в первом туре приемных испытаний абитуриенты должны выбрать профиль, на который они поступают. Электронная регистрация начиналась на сайте школы 13 января 2014 года и закончилась в 24.00 19 марта 2014 года.Первый тур для поступающих в 10-й класс состоялся 23 марта 2014 года, абитуриенты выполняли комплексный тест, позволяющий определить, соответствует ли уровень подготовки уровню базовых групп при школе-интернате «Интеллектуал» по предметам, изучаемым в 10-м классе. Приемная комиссия (руководители профилей, классные руководители, заведующие кафедрами) принимала решение о допуске на второй тур, который проходил в форме собеседования с классными руководителями, руководителями соответствующих профилей и психологами. Даты собеседований руководитель каждого профиля определял совместно с классными руководителями и объявлял на сайте школы до 5 апреля 2014 года. По результатам собеседований выносили вердикт – допускается ли абитуриент к третьему туру.Третий тур – приемные испытания не менее чем по двум профильным предметам и тестирование по английскому языку и второму иностранному языку, если абитуриент будет изучать его в 10-м классе.Решение о приеме в 10-й класс принимали на том же педагогическом совете, на котором подводили итоги выпускных экзаменов девятиклассников школы-интерната «Интеллектуал».Юрий ТИХОРСКИЙ, директор школы-интерната «Интеллектуал»

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту