Обстоятельства, которые многим новичкам в педагогике только мешают, – молодость и небольшой учительский стаж – Алексею Вериногову, преподавателю истории и обществознания МАОУ «СОШ №50 Калининграда», помогли стать победителем конкурса «Учитель года»-2018 своего региона. Один из секретов успеха Вериногова – его возрастная и ментальная близость к ученикам…
– Алексей Федорович, вопрос, который вы, наверное, часто слышите: что повлияло на ваш выбор профессии? Не так много молодых мужчин, к сожалению, идут работать в школу учителями. Может быть, подал пример кто-то из родственников, знакомых или учителей, которые были у вас в детстве?
– Есть такое понятие – «педагогическая династия». Это относится ко мне. У меня дедушка и бабушка по одной линии и прадедушка по другой семейной ветви были педагогами. Бабушка Евдокия Константиновна Федорова трудилась учителем математики в школе №5 Калининграда. Я присутствовал у нее на уроках, смотрел, как она работает, и мне это понравилось. А потом поступил в Балтийский федеральный университет имени Канта и выбрал учительскую стезю.
– Помните ли вы свою первую педагогическую практику? Укрепилось ли после нее желание работать в школе или, наоборот, появились сомнения?
– Практика мне понравилась. Правда, сразу выяснилось, что придется столкнуться с огромным количеством бумаг. Но радость общения с детьми это компенсировала. На практике мне дали класс, с которым я проводил уроки, мероприятия, классные часы. Было приятно, что после окончания практики дети очень просили меня вернуться именно к ним.
– Замечательно, а помните, какой это был класс?
– Я работал с шестиклассниками.
– Весьма трудный возраст! Как вам удавалось сохранять дисциплину? Вопрос, который является болезненным для многих начинающих педагогов…
– Я был перед детьми открытым. Они видели, что я один из самых молодых учителей. Так что и я волновался, и мои ученики волновались, при этом дети меня даже в какой-то мере поддерживали. Дисциплина на моих уроках сразу установилась хорошая. В дальнейшем, когда я уже стал работать в школе после вуза, не раз пришлось столкнуться со сложными в плане дисциплины классами. Мой основной принцип заключается в мотивации. Если дети мотивированы, то и дисциплина сложится почти автоматически.
– Расскажите об этом принципе подробнее, пожалуйста. Есть ли у вас секреты формирования дисциплины, которыми вы можете поделиться?
– Есть хорошая поговорка: «В чашу невозможно налить воду, если в ней нет дна». В данном случае «дно» и есть та самая дисциплина, которая дает возможность взаимопонимания с учениками. Без этого «дна» вливать в них знания можно бесконечно, а результата не будет. Что сделать, чтобы установить дисциплину? Я считаю, здесь существуют два ключевых момента. О первом я уже сказал: это мотивация. Необходимо показать ребятам, каким увлекательным может быть конкретный школьный предмет. Привести какие-то интересные факты из истории, связать их с сегодняшним днем. Второй важный момент – смена деятельности на уроке. Не однообразное чтение, а использование различных методик, игр, командных взаимодействий.
– Каким образом вы вырабатывали методику обучения, которую сразу столь успешно применяете? Пришли к этому сами или помогли ваши преподаватели в вузе?
– Методисты много помогали во время педагогической практики, подсказывали. К тому же я вернулся работать в свою родную школу, много беседовал на эту тему с опытными учителями. Коллеги очень помогли преодолевать сложности в самом начале, советовали разные интересные приемы. Но то, что смена деятельности – залог успеха как в отношении дисциплины, так и в целом в педагогике, я осознал еще на раннем этапе.
– Как вы считаете, почему именно вы победили в своем регионе в конкурсе «Учитель года»?
– Мне кажется, все коллеги, с которыми я принял участие в этом конкурсе, безусловно, очень талантливые педагоги. Видимо, есть в какой-то мере элемент удачи. Основополагающим фактором своей победы считаю опыт, в этом конкурсе я участвовал второй год, поэтому знал, что и как будет происходить. И еще, безусловно, у участника таких конкурсов должна быть идея, основополагающий путь, которого он придерживается. Тогда его идею увидят и другие.
– А в чем заключалась ваша идея?
– В достижении результата через мотивацию. Вроде бы ничего нового. Но для этого я использую интерактивные технологии, стараюсь применять современные гаджеты, различного рода платформы. Детям это интересно. Даже подготовка к экзаменам у нас не превращается в скучную теорию. Можно сделать приложения в качестве игровых платформ, где ребята, отвечая на экзаменационные вопросы, получают внутриигровые баллы.
– Да, это интересно! А на рядовых уроках вы также используете гаджеты?
– Конечно! Так дети учатся, изучают новый материал. Гаджеты – это союзник, а не враг. Если ты начинаешь использовать гаджет, то ребята тебя больше понимают, ты становишься к ним ближе. С помощью этого инструмента можно действительно многому научиться. Это практикуется не только у нас, но и по всему миру. Дети живут сейчас в мире технологий, и если мы будем их вырывать оттуда и учить по-другому, то им это будет просто неинтересно.
– То есть вы и самим детям позволяете использовать гаджеты на уроках?
– Да. Хотя многие могут сказать, что дети и так в них живут, но здесь важен конечный результат – дети получают знания. Различного рода проекты с использованием гаджетов также помогают в изучении материала.
– Какие проекты по преподаваемым вами предметам вы уже осуществили с детьми?
– Например, мы изучали проблему буллинга в современной школе. Буллинг, напомню, – это агрессивное преследование одного из членов коллектива другими участниками. Через платформу Google forms мы с ребятами проводили опрос среди учеников и учителей. Благодаря помощи администрации провели, таким образом, полезную практическую работу, которую в дальнейшем будем презентовать на федеральном уровне. Второй наш проект – изучение феномена мема в образовательной среде. Мем в широком понимании – единица значимой для культуры информации. Мемом могут служить идея, символ, манера или образ действия. Моих учеников заинтересовали узнаваемые картинки, которые находятся в Интернете. Двое учащихся десятого класса решили сделать проект, посвященный использованию мемов в образовании. У них была теория, они ее подтвердили и доказали, почему это сейчас является выгодным. Я точно знаю, что некоторые мои коллеги используют мемы в своих презентациях, на уроках.
– То есть вы и коллегам таким образом помогли…
– Возможно, они слышали об этом и раньше, но мы обобщили эту информацию. Будут еще проекты. Например, мы хотим использовать QR-коды для обозначения туристических объектов. QR-код – это штрихкод, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. То есть мы заносим информацию об объекте на сайт и шифруем ее с помощью QR-кода, который наносим на туристический объект или ставим рядом табличку. Это поможет туристам из разных стран без участия гида прочитать или прослушать информацию о том или ином памятнике. А интересных мест в нашем любимом Калининграде множество!
– Многие учителя истории утверждают, что школьная программа по истории сильно перегружена. Как вы считаете, стоит бороться с этой проблемой?
– Действительно, в рамках двух часов в неделю учить историю довольно сложно. Если ребята заинтересованы, они работают самостоятельно. Да, я, безусловно, согласен с тем, что программа перегружена! Информации очень много! Каков выход? Я считаю, что здесь необходима либо классификация, либо подход, связанный с объединением тем. Многие педагоги используют это в своей практике – совмещают несколько тем и пытаются таким образом донести большой объем информации до учеников. Например, у каждого региона есть своя история, которую как-то нужно вплести в историю нашей страны. Тут как раз помогают такие комбинированные уроки, где ребята изучают историю своей малой и большой Родины. Объединение можно применить и в случае, если мы говорим о событии, которое имеет межгосударственное значение, о процессах, которые происходили по всему миру. Их нужно рассматривать воедино. Я бы еще отметил в преподавании курса истории проблему освещения культуры. Ей, на мой взгляд, выделяется недостаточно места. В среднем на восемь параграфов по истории приходится два параграфа по культуре. Но появляются новые учебники, которые, мне кажется, действуют в правильном направлении, идут по линии повествования о культуре в истории.
– Есть ли у вас семья? Остается ли время для хобби?
– У меня подрастает сынишка Артем, ему скоро будет два года. Жена Юлия Сергеевна тоже педагог, культуролог, она активно занимается пением. Мое хобби – это плавание. Еще я веду Клуб дебатов, потому что одно из направлений моей деятельности – это гражданское воспитание. Собираемся в свободное внешкольное время, обсуждаем, дискутируем, устраиваем выездные заседания. Как всякий, наверное, историк, я люблю читать. Читаю, естественно, историческую литературу, а еще массу фантастики. Считаю, что каждый творческий человек должен читать фантастические книги. Фантастика – это огромное количество новых идей, возможность посмотреть на мир свежим взглядом.
– Вы вернулись другим человеком с федерального этапа конкурса «Учитель года»?
– Федеральный этап намного шире с позиции мировоззрения. Когда я вернулся с конкурса, у меня действительно очень многое поменялось. Самое сложное – выйти из конкурса, то есть выдохнуть, продолжить жить обычной жизнью после него. Об этом меня предупреждали многие коллеги. Конкурсу я благодарен как школе роста, как генератору новых идей, которые пришли в процессе участия в нем. Спасибо «Учительской газете» за его организацию! Я считаю этот конкурс не «про победу», а про конструктивное сотрудничество, обмен идеями. Это реальная возможность профессионального роста педагогов из всех регионов страны!
Комментарии