search
main
0

Как прекрасен этот мир! Устный журнал “Среди растений”. Урок природоведения в 3-м классе

Цели:
Обучающие: 1) познакомить детей с необыкновенным разнообразием растительного мира (деревья, кустарники, травы, мхи), понятием “виды растений”;
2) научить детей различать органы растений, дать сведения об использовании их человеком.
Развивающие: 1) развивать умения наблюдать, логически мыслить;
2) формировать умения обобщать и сравнивать отдельные явления;
3) расширять детский кругозор.
Воспитывающие: 1) укреплять и развивать в детях доброту и экологическую ответственность по отношению к живому;
2) формировать эстетические чувства детей.
Оборудование: карточки и перфокарты, буклеты, гербарий, образцы мха, плоды (яблоки, шишки, желуди), клубень картофеля, морковь; таблицы: “Деревья, кустарники, травы”, “Культурные и дикорастущие растения”; фишки для игры, выставка книг “Это интересно”.
Ход урока
Учитель: Есть такое выражение “Растения – зеленая одежда земли”. Да, действительно на Земле растения есть повсюду. Они образуют леса, луга. Их мы встречаем и в парке, и в саду, и в поле. Зеленый наряд делает нашу планету необычайно красивой. Сегодня на страницах устного журнала “Как прекрасен этот мир!” вы встретитесь с загадочным и удивительным миром растений; познакомитесь с разнообразием растительного царства; изучите строение растений.

Повторение
Учитель: Подумайте, что необходимо растениям для жизни. (Дети отгадывают слово).
На доске: – – – – – .
Ученик: Почва.
Учитель: Правильно! Что вы о ней знаете?
Ученик: Почва – верхний плодородный слой земли.
Учитель: Какой состав имеет почва?
Ученик: В ее состав входят: вода, воздух, перегной, песок, глина и соли.
Учитель: Какое вещество повышает плодородие почвы?
Ученик: Перегной.
Ученики первого ряда делают вывод.

Первая страница журнала
Учитель: Молодцы! Открываем первую страницу устного журнала “Среди растений”.
Предлагаю поиграть в игру “Узнай меня по описанию”.
Ученик: О лечебной и пищевой ценности этого растения знали еще древние греки и римляне. Народное название этого растения – жигалка, стрекучка. Вонзаясь в тело, ее жгучие волоски, находящиеся на листьях и стеблях, вызывают жжение. (Крапива).
Ученик: А заросли этого растения встречаются на лесных опушках, в сосновых борах. В переводе с греческого языка его название означает “лилия долин, цветущая в мае”. Это растение считается символом чистоты, любви и нежности, радует нас своей красотой и благоуханием. (Ландыш).
Ученик: Это однолетнее травянистое растение с крупными цветками оранжевого или желтого цвета. Цветет с июня до глубокой осени. Его можно увидеть на клумбах в садах и даже около нашей школы. (Ноготки).
Учитель: Узнали вы эти растения? А что вы о них знаете?
Ученик: Все эти растения приносят людям пользу. Они используются в медицине.
Учитель: Перед вами растения трех видов. Название каждого вида растения состоит из двух слов: ландыш майский, крапива двудомная, ноготки лекарственные. Такие названия им дали ученые, мы же их называем одним словом: ландыш, крапива, ноготки. Прочитайте об этом в учебнике.
(Дети читают статью в учебнике).
Учитель: Сколько на рисунке показано растений каждого вида?
Ученик: 3 вида.
Учитель: А сколько всего растений показано?
Ученик: 6 растений.

Вторая страница журнала
Учитель: Следующая страница “Их строение”.
Каждое растение – это живой организм. И как каждый организм, растения имеют свои органы: корень, лист, стебель, цветок, плод с семенами.
Учитель: Рассмотрите растения на столах. Найдите их органы, пользуясь таблицей в учебнике, запомните их названия.
(Самостоятельная работа с гербарием).
Учитель: Посмотрим, как вы выполнили задание.
(Дети показывают и называют органы растения).
Учитель: Рассмотрите плоды на столах (яблоки, шишки, желуди). От каких они растений? Найдите семена.
(Ответы детей).
Учитель: Люди употребляют в пищу картофель, морковь. Каким органом растения является клубень картофеля? А корень моркови? Давайте их разрежем и посмотрим наличие семян.
Ученик: Семян нет, значит это не плод.
Учитель: Итак, каждому растению присущи корень, стебель, лист, плод с семенами, цветок.

Третья страница
Учитель: Откроем 3-ю страницу. “Зеленое царство”. Вы знаете, что растения бывают дикорастущие и культурные. Вспомните, какие растения называют дикорастущими?
Ученик: Если за растениями не ухаживает человек, то это дикорастущие растения.
Учитель: А какие же растения мы называем культурными?
Ученик: Это те растения, за которыми ухаживает человек, их выращивает.
Учитель: Рассмотрите таблицу. Назовите дикорастущие и культурные растения, приведите свои примеры.
(Ответы учеников).
Учитель: Культурные и дикорастущие растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники, травы. (Обращаю внимание детей на таблицу).
Учитель: Сравните строение органов деревьев, кустарников и трав. Что вы заметили?
Чем отличается кустарник от дерева?
Ученик: У кустарника много стволиков, а у дерева один ствол.
Учитель: А чем отличаются травянистые растения от деревьев и кустарников?
Ученик: У травянистых растений мягкий, сочный стебель.
Учитель: Итак, растения делятся на деревья, кустарники и травы. Отличаются они строением органов.
Учитель: Сравните растения. (Обращаю внимание детей на растения из гербария: липа, клен, кедровая сосна, пихта).
Какие группы растений можно выделить? А есть ли листья у хвойных растений?
Давайте прочитаем об этом по учебнику.
(Дети читают статью в учебнике).

Четвертая страница
Учитель: Наша следующая страничка “Знаете ли вы?” Известны ли вам такие растения, которые ниже травы?
Ученик: Да, это мхи.
Учитель: Верно, мхи – особая группа растений. Мхи – древние обитатели земли, которые появились около 300 миллионов лет назад. У них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебель и листья. Зимуют они под снегом зеленые. Рассмотрите образцы мха на столах.
(Дети рассматривают образцы мха).
Учитель: Все растения земли называются флорой, по имени древнегреческой богини цветов и плодородия. Флора земли очень богата. Ученые насчитывают около 500 тысяч видов растений, многие из которых еще не изучены. Наука о растениях называется ботаникой (от греческого слова “ботанэ” – трава), а ученые – ботаниками.
Давайте запишем в словарик новое слово ботаника.
(Ученики записывают слово в словарик).

Пятая страница
Учитель: Закрепим полученную информацию.
(Самостоятельная работа детей в парах. Помощь ребят друг другу).
Учитель: Итак, давайте прочитаем обо всем, что вы узнали по учебнику на стр.68. (Дети читают вывод в учебнике).
Учитель: Обо всем услышанном на уроке более подробно можно прочесть в книгах и журналах.
(Обращаю внимание на выставку книг).

Домашнее задание
Ответить письменно на вопросы в учебнике, после параграфа выполнить рисунок растения в тетради.
Благодарю всех за урок.

Ирина КИТАЕВА
ст. Ряжск,
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте