search
main
Топ 10
С волонтерской деятельностью школьников познакомят на «Разговорах о важном» Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Нагрузка школьника: как избежать утомляемости, плаксивости и раздражения  Пятого декабря отмечают День волонтера Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Школьное имущество: кто заплатит за его порчу Роль учителя в формировании межкультурного диалога Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение
0

Как повысить конкурентоспособность российских вузов?

В Екатеринбурге завершилась проектная сессия, посвященная повышению конкурентоспособности российского высшего образования. Представители 16 университетов со всей России искали пути вхождения вузов в международные академические рейтинги. Встречу ведущих российских и международных экспертов в области образования организовал Уральский федеральный университет — признанный центр позитивных изменений в регионе – совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Ассоциацией ведущих университетов России и Высшей школой экономики.

Предложения для Минобрнауки России по созданию инструментов повышения конкурентоспособности российских университетов, выработанные рабочими группами, по словам замминистра Александра Повалко, будут обязательно приняты ведомством к рассмотрению. Возможно, они лягут в основу новых мер государственной поддержки образовательных учреждений. Тем более это актуально сейчас, когда Президент Владимир Путин поставил задачу вхождения 5 российских вузов в сотню лучших в мире к 2020 году. Необходимость качественных изменений в российском образовании диктуют, в том числе, тенденции, сложившиеся сегодня в мире. Например, согласно данным ОЕСD за 2012 год, за 8 лет доля США как наиболее популярной страны для обучения упала с 26 % до 19 %. Обретение ведущими научными школами Уральского федерального университета высокого статуса международных исследовательских центров — одна из целей, которую ставит перед собой УрФУ. Об этом говорил ректор УрФУ Виктор Кокшаров, завершая первый день работы сессии. Сегодня в Уральском федеральном уже разработана дорожная карта, в которой прописаны реальные шаги для попадания УрФУ сначала в топ-200, а потом и в топ-100 к 2020 году. Вот пока не очень утешительная статистика: в китайских университетах в 2000 году обучались 52 тысячи иностранных студентов, а в 2009 – уже 240 тысяч. И это, в том числе, студенты из России. Наши вузы в 2011 году «потеряли» 68626 студентов, которые поехали учиться за границу. Поэтому сейчас очень важно не только повышать престиж отечественных вузов, но и их узнаваемость в мире. Для этого, по мнению участников сессии, необходимо учиться управлять репутацией, особое внимание уделять интернационализации и открытости коммуникации. Во второй день сессии представители ведущих университетов страны, после работы в экспертных группах, рассказали о своих наиболее успешных академических практиках. Выяснилось, что все университеты при движении по ступеням рейтинга используют похожие алгоритмы и наработки, отличаются лишь усилия, которые прилагают вузы по тем или иным направлениям. Одни более сильны в интернализации (наблюдается постоянный рост количества иностранных студентов и преподавателей) и, как следствие, разрабатываются собственные уникальные программы на иностранных языках. У других выше академическая репутация – к ним охотней приезжают видные ученые России и мира, притягивая за собой востребованные знания. Большую работу проводят вузы в сегменте публикационной активности и цитируемости – чем выше эти показатели, тем авторитетней не только ученый (чью работу цитируют), но и то учебное заведение, где работает данный специалист. Некоторые университеты уже давно ввели поощрение за публикации в цитируемых изданиях. Так, в УрФУ ученый может получать 40000 рублей в квартал за каждую публикацию. Картина получилась пестрая, но цельная. Отсюда и общий вывод: рейтинги – это не самоцель, а индикатор качества вуза, рейтинги – для того, чтобы об университетах знали и узнавали, для того, чтобы двигаться вперед. А двигаться вперед вне бренда города, региона бессмысленно. И в то же время продвигать нужно не «местечковость», а следовать мировым трендам. Выводами проделанной работы стали совместно выработанные рекомендации по изменению действующей в области высшего образования ситуации в адрес Минобрнауки РФ. Ценным руководство УрФУ считает участие в работе проектной сессии авторитетных мировых специалистов — руководителя подразделения QS Intelligence Unit Бена Саутера, вице-президента Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG Вальдемара Сивински, директора по маркетингу в Центральной и Восточной Европе компании QS Зои Зайцевой и первого проректора Казахского национального университета имени Аль-Фараби Мухамбеткали Буркитбаева. Есть мнение! Александр Повалко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации: — Российские университеты должны стать заметными игроками на международном образовательном рынке. Как и за счет чего привлекаются талантливые люди – студенты, преподаватели и исследователи? Это очень важный вопрос, который сегодня стоит перед министерством и образовательными учреждениями. Мы обязательно будем продолжать встречи такого рода на площадках университетов и в министерстве. Ирина Карелина, директор программы развития Высшей школы экономики: — Рейтинги все ругают, но все их ждут. Интересно, что за последние несколько лет российские университеты пересмотрели отношение к рейтингам, ведь вхождение в них сродни попаданию в элитарный клуб авторитетных мировых университетов. Опыт других стран показывает, что российским университетам требуются согласованные действия на пути вхождения в международные рейтинги для повышения их конкурентоспособности. Поэтому дискуссия, которая объединила специалистов ведущих университетов России и международных экспертов, крайне важна. Бен Саутер, руководитель QS Intelligence Unit, выпускник Ноттингемского университета (Великобритания): — Чтобы приблизиться к цели, которую перед российскими университетами поставил президент — войти в число ста лучших мировых учебных заведений, необходимы серьезные институциональные изменения. При этом важно учитывать, что каждый университет уникален: многие настолько концентрируются на том, что им нужно делать, чтобы попасть в тот или иной рейтинг, что забывают о том, что они обычно делают лучше других.

Фото с ресурса – http://admin.dni.ru/society/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте