search
main
0

Как повысить конкурентоспособность российских вузов?

В Екатеринбурге завершилась проектная сессия, посвященная повышению конкурентоспособности российского высшего образования. Представители 16 университетов со всей России искали пути вхождения вузов в международные академические рейтинги. Встречу ведущих российских и международных экспертов в области образования организовал Уральский федеральный университет — признанный центр позитивных изменений в регионе – совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Ассоциацией ведущих университетов России и Высшей школой экономики.

Предложения для Минобрнауки России по созданию инструментов повышения конкурентоспособности российских университетов, выработанные рабочими группами, по словам замминистра Александра Повалко, будут обязательно приняты ведомством к рассмотрению. Возможно, они лягут в основу новых мер государственной поддержки образовательных учреждений. Тем более это актуально сейчас, когда Президент Владимир Путин поставил задачу вхождения 5 российских вузов в сотню лучших в мире к 2020 году. Необходимость качественных изменений в российском образовании диктуют, в том числе, тенденции, сложившиеся сегодня в мире. Например, согласно данным ОЕСD за 2012 год, за 8 лет доля США как наиболее популярной страны для обучения упала с 26 % до 19 %. Обретение ведущими научными школами Уральского федерального университета высокого статуса международных исследовательских центров — одна из целей, которую ставит перед собой УрФУ. Об этом говорил ректор УрФУ Виктор Кокшаров, завершая первый день работы сессии. Сегодня в Уральском федеральном уже разработана дорожная карта, в которой прописаны реальные шаги для попадания УрФУ сначала в топ-200, а потом и в топ-100 к 2020 году. Вот пока не очень утешительная статистика: в китайских университетах в 2000 году обучались 52 тысячи иностранных студентов, а в 2009 – уже 240 тысяч. И это, в том числе, студенты из России. Наши вузы в 2011 году «потеряли» 68626 студентов, которые поехали учиться за границу. Поэтому сейчас очень важно не только повышать престиж отечественных вузов, но и их узнаваемость в мире. Для этого, по мнению участников сессии, необходимо учиться управлять репутацией, особое внимание уделять интернационализации и открытости коммуникации. Во второй день сессии представители ведущих университетов страны, после работы в экспертных группах, рассказали о своих наиболее успешных академических практиках. Выяснилось, что все университеты при движении по ступеням рейтинга используют похожие алгоритмы и наработки, отличаются лишь усилия, которые прилагают вузы по тем или иным направлениям. Одни более сильны в интернализации (наблюдается постоянный рост количества иностранных студентов и преподавателей) и, как следствие, разрабатываются собственные уникальные программы на иностранных языках. У других выше академическая репутация – к ним охотней приезжают видные ученые России и мира, притягивая за собой востребованные знания. Большую работу проводят вузы в сегменте публикационной активности и цитируемости – чем выше эти показатели, тем авторитетней не только ученый (чью работу цитируют), но и то учебное заведение, где работает данный специалист. Некоторые университеты уже давно ввели поощрение за публикации в цитируемых изданиях. Так, в УрФУ ученый может получать 40000 рублей в квартал за каждую публикацию. Картина получилась пестрая, но цельная. Отсюда и общий вывод: рейтинги – это не самоцель, а индикатор качества вуза, рейтинги – для того, чтобы об университетах знали и узнавали, для того, чтобы двигаться вперед. А двигаться вперед вне бренда города, региона бессмысленно. И в то же время продвигать нужно не «местечковость», а следовать мировым трендам. Выводами проделанной работы стали совместно выработанные рекомендации по изменению действующей в области высшего образования ситуации в адрес Минобрнауки РФ. Ценным руководство УрФУ считает участие в работе проектной сессии авторитетных мировых специалистов — руководителя подразделения QS Intelligence Unit Бена Саутера, вице-президента Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG Вальдемара Сивински, директора по маркетингу в Центральной и Восточной Европе компании QS Зои Зайцевой и первого проректора Казахского национального университета имени Аль-Фараби Мухамбеткали Буркитбаева. Есть мнение! Александр Повалко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации: — Российские университеты должны стать заметными игроками на международном образовательном рынке. Как и за счет чего привлекаются талантливые люди – студенты, преподаватели и исследователи? Это очень важный вопрос, который сегодня стоит перед министерством и образовательными учреждениями. Мы обязательно будем продолжать встречи такого рода на площадках университетов и в министерстве. Ирина Карелина, директор программы развития Высшей школы экономики: — Рейтинги все ругают, но все их ждут. Интересно, что за последние несколько лет российские университеты пересмотрели отношение к рейтингам, ведь вхождение в них сродни попаданию в элитарный клуб авторитетных мировых университетов. Опыт других стран показывает, что российским университетам требуются согласованные действия на пути вхождения в международные рейтинги для повышения их конкурентоспособности. Поэтому дискуссия, которая объединила специалистов ведущих университетов России и международных экспертов, крайне важна. Бен Саутер, руководитель QS Intelligence Unit, выпускник Ноттингемского университета (Великобритания): — Чтобы приблизиться к цели, которую перед российскими университетами поставил президент — войти в число ста лучших мировых учебных заведений, необходимы серьезные институциональные изменения. При этом важно учитывать, что каждый университет уникален: многие настолько концентрируются на том, что им нужно делать, чтобы попасть в тот или иной рейтинг, что забывают о том, что они обычно делают лучше других.

Фото с ресурса – http://admin.dni.ru/society/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте