Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Как поступит сэнсэй. В Японии учат быть таким, как все, и не высовываться

Учительская газета, №37 от 13 сентября 2005. Читать номер
Автор:

Многие десятилетия принцип быть таким, как все, лежал в основе японского школьного образования. Однако в последние годы дискуссия между сторонниками и противниками такого подхода разгорается все сильнее. Стремление учителя к гармонии, бесконфликтности и равным возможностям порой приводит к тому, что школьники теряют стимулы для более активного проявления своих индивидуальных способностей.

Обычный класс обычной японской начальной муниципальной школы. Идет урок математики. Ребятишки решают задачки. Один из них щелкает их как орешки, оставляя своих товарищей далеко позади. Причем настолько, что ему становится даже неинтересно. Как в этой ситуации мог бы поступить «сэнсэй»? Вполне логично похвалить и предложить подумать над задачами повышенной сложности. Но нет, японский учитель зачастую мягко и тактично «останавливает» вырвавшегося вперед ученика, давая понять, что спешить не стоит, а желательно «подождать» остальных. В Японии это порой называют «забиванием шляпок гвоздиков». Однако не стоит спешить укорять учителя. У него тоже есть свои аргументы. О них мне не раз рассказывали учителя начальных школ (с 1-го по 6-й класс) Саппоро – главного города на острове Хоккайдо.

– Если я начну всячески поддерживать вырвавшегося вперед математика, – объясняла мне учительница с 25-летним стажем, – то это может вызвать нездоровое чувство зависти у его одноклассников. У них возникнет ощущение, что они хуже своего товарища. В результате «отличник» может стать «белой вороной», т.е. не таким, как все. Более того, его начнут игнорировать, создавая крайне некомфортную ситуацию.

Как же должен поступать японский педагог, когда кто-то из его подопечных, наоборот, начал сильно отставать? В этом случае «сэнсэй» бросается ему на помощь, чтобы по возможности подтянуть до уровня остальных. Между школьниками не должно быть серьезных «разрывов».

Но если в начальной школе одежда каждого ребенка зависит от вкуса его родителей, то уже с начала средней школы (с 7-го по 9-й класс) учащиеся обязаны носить единую форму, которая определена школой. Логика здесь такая. Именно в это время в одежде школьников особенно сильно проявляется различная степень обеспеченности их родителей. В такой ситуации дети из малообеспеченных семей могут почувствовать себя ущемленными, что, естественно, приведет к нарушению принципа гармонии.

Кстати, на уроках в подавляющем большинстве муниципальных школ у учащихся не возникает особого желания задавать вопросы: зачем? почему? И связано это отнюдь не только с существованием «психологической группы» (своеобразного типа японского коллективизма). Большое значение имеет и иероглифическая культура. Дело в том, что за двенадцать лет учебы в начальной, средней и старшей школе японец должен выучить не менее 2000 иероглифов, т. е. минимум, необходимый для поступления в университет. А посему в основе обучения лежит не аналитика, а память.

В ходе многочисленных бесед с японскими педагогами я не раз обращал внимание на то, что они практически никогда не принимают строгих мер в отношении школьников, которых можно, мягко говоря, назвать нарушителями дисциплины. Представьте себе, что ученик первого или второго класса начальной школы может назвать учителя «дураком» или «вонючим дядькой» во время урока. Думаю, что в нашей школе после такого случая уже на следующее утро кому-то из родителей пришлось бы идти не на работу, а в школу. Однако японский учитель даже при большом желании «тысячу раз» подумает, прежде чем выгнать кого-то из класса или даже повысить голос. А причина, по словам моих собеседников, в следующем. Стоит только ребенку сообщить родителям, что «учитель его обидел», разгневанные матери отнюдь не спешат в школу, чтобы прояснить ситуацию. В большинстве случаев они «строчат телегу» в городской Комитет народного образования, который зачастую принимает сторону «потерпевших» со всеми вытекающими для учителя выговорами или другими более серьезными санкциями. А посему учителю приходится терпеливо убеждать ребенка в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Не раз приходилось видеть в конце или начале учебного года идущих по улице младшеклассников с цветами или с раками. Дело в том, что в японской школе детей учат ухаживать за растениями и животными. Каждому ребенку поручается заботиться за определенным цветком. Кроме того, дети выращивают раков, забирая их на каникулы домой. А еще детей учат заботиться о слабых, беззащитных и больных. Я вспоминаю муниципальную начальную школу, расположенную в городе Саппоро. По соседству с обычными аудиториями, где учились дети, находился класс, специально оборудованный для школьников-инвалидов. Его называли «Солнышко». Одна часть этой комнаты была предназначена для занятий, а другая – для игр. Так вот, учителя сумели создать такую атмосферу, когда дети из обычных классов стали ощущать необходимость заходить в аудиторию к больным сверстникам, чтобы поиграть или просто поговорить с ними. Именно с помощью такой атмосферы, по мнению японских врачей, психологов и педагогов, дети-инвалиды смогут почувствовать себя такими же, как все.

В Японии государства, префектуры и муниципалитеты стараются сделать все возможное, чтобы школьники из малообеспеченных семей имели равные возможности со своими сверстниками. Вообще до конца средней школы, т.е. до

9-го класса (обязательное образование), образование бесплатное для всех. А школьники из семей с небольшими доходами обеспечиваются бесплатными обедами. При желудочных, инфекционных заболеваниях, а также воспалении среднего уха медицинская помощь им оказывается бесплатно в любой поликлинике города. То же самое касается лечения зубов и травм, полученных в школе. При этом нет никакой волокиты. Достаточно предъявить полученный в школе специальный талон. Есть свои особенности на острове Хоккайдо, расположенном на севере Страны восходящего солнца. Зимой на уроках физкультуры детей обучают кататься на горных лыжах. Школьники из малообеспеченных семей в специальных магазинах получают новенький комплект, состоящий из ботинок и лыж, а в средней школе их обеспечивают дотацией для покупки школьной формы.

Рассказ о японской школе будет неполным без упоминания о специализированных школах, являющихся составной частью государственных педагогических университетов. Естественно, что финансируются они за счет федерального, а не муниципального бюджета. Эти учебные заведения иностранцы называли «школами для особо талантливых». Их особенность заключается в том, что принимают туда только на основе конкурсного отбора. Кроме того, существенно отличаются и методы обучения.

Форма тестирования меняется ежегодно. О содержании одного из таких отборочных конкурсов мне рассказал один из руководителей специализированной школы при Хоккайдском педагогическом университете. В том году конкурс был примерно 6 человек на место. Всех шестилетних кандидатов собрали в огромном зале и разделили на группы по 4 – 5 человек. Каждой группе дали внушительный набор со «стройматериалом», т.е. кубиками, и предложили построить детский сад будущего. Работа закипела. Началась она и у приемной комиссии. За действиями маленьких строителей внимательно наблюдали педагоги и психологи. Их первая задача заключалась в том, чтобы установить в каждой группе лидеров строителей.

– Наверное, именно эти детишки и победили в отборочных испытаниях? – задал я вопрос с уверенностью в правоте своего предположения.

– Ничего подобного, – был ответ. – В каждой группе победил тот, кто лучше других сотрудничал с лидером. Ведь для нас важно умение дружно и эффективно действовать в составе группы, обеспечивая гармонию и бесконфликтность.

Так в чем же различия в методах обучения? Дело в том, что в таких специализированных школах детей учат задавать вопросы: почему? зачем?, а также сомневаться и дискутировать. При этом содержание учебной программы ничем не отличается от обычных муниципальных школ. А вот желание учащихся спецшкол выделяться на фоне своих сверстников из остальных школ появляется уже с первого класса. Ведь они ходят на учебу в школьной форме, которую многие дети не снимают и после уроков во время прогулок по улицам своего района.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту