search
main
0

Как понять, что у вашего ребенка РАС – о возможных признаках аутизма рассказал врач

Каждый родитель беспокоится о здоровье своего младенца. Некоторые настораживающие особенности в состоянии ребенка на деле могут оказаться вовсе не опасными. Однако многие боятся пропустить симптомы различных серьезных заболеваний – в частности, аутизма. Как распознать у малыша симптомы расстройства аутистического спектра, рассказал методист Федерального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС МГППУ, кандидат психологических наук Сергей Панцырь.

Фото: pixabay.com

О понятии аутизма

Случается, что взрослые начинают замечать что-то необычное в поведении ребенка, но не могут объяснить и четко сформулировать увиденное. В таких случаях некоторые обращаются к врачу с вопросом, не аутизм ли это. Как отмечается на портале Растимдетей.рф, врачи предпочитают употреблять термин «РАС» вместо «аутизма», который является составной частью перечня. Спектр подобных расстройств довольно обширен, иногда у детей проявляются признаки аутизма, но при этом это все же не аутизм. Речь может идти о разных диагнозах: от раннего детского аутизма до синдрома Аспергера. Аутизмом считают расстройство, которое проявляется нарушениями в разных сферах развития. Обычно их сопровождают нарушения коммуникации, социализации и поведения.

Само понятие «аутизм» в середине 20 века ввел Лео Каннер – австрийский и американский психиатр. Он исследовал эту категорию детей, описывал конкретные случаи заболевания. Врачом-психиатром Лорной Винг в научный оборот введено такое понятие, как «триада нарушений». Она отмечала, что ребенок с аутизмом отличается от ребенка с умственной отсталостью или с ранней детской шизофренией. Детям с РАС присущи нарушения в трех сферах – коммуникации, социализации и поведении.

О признаках аутизма

Когда говорят о маркерах аутизма, речь ведут о наиболее выраженных особенностях развития, которые присущи данной категории детей.

Если обследование подтверждает те трудности в развитии, о которых говорят родители, необходимо вовремя понять проблему. Своевременное ее выявление даст возможность сформировать подходящую ребенку систему мер для психолого-педагогического вмешательства. Это поможет обеспечить ему необходимые специальные условия для образования и максимальной адаптации в обществе.

Для начала важна правильная диагностика. В настоящее время существует немало инструментов, которые помогают определить, есть ли у ребенка РАС.

Фото: pixabay

Триада нарушений

Чтобы ребенок был отнесен к группе риска РАС, у него должны быть выявлены три нарушения. О трудностях коммуникации свидетельствуют нарушения в понимании речи, в развитии собственной речи. Когда ребенок не разговаривает до возраста 3,5–4 лет, у него нередко диагностируют «задержку психоречевого развития», но не РАС. Однако с течением времени диагноз могут изменить, когда появятся другие нарушения.

Родителям важно понимать: когда в 3 года ребенок не разговаривает, это не значит, что у него аутизм и надо тревожиться. Непонимание речи не является исключительно проявлением аутизма.

Аутизм характеризуют именно триадой нарушений. Когда ярки и устойчивы непонимание речи, нарушения социализации и поведения – тогда можно задуматься над диагностикой аутизма. Под «непониманием речи» имеют в виду отсутствие реакции ребенка на речь вообще либо ее непонимание. В таких случаях малыш не воспринимает речь как обращение к нему, значимое для него и имеющее смысл. Такие дети могут не понимать названия действий.

Это не значит, что ребенок беспомощен в быту: он может в нем адаптироваться. Но опираться при этом он будет не на речь, а на контекст ситуации, на жесты и невербальное поведение. При отсутствии жестов ребенок может начать теряться.

Некоторые дети понимают инструкции, названия, но им трудно распознавать характерные признаки предметов, у них небольшой словарный запас. В ряде случаев дети слушают сказки, но не понимают их смысла. Кто-то неплохо ориентируется в речи, но не различает шуток, скрытых смыслов и переносов значений.

Характерным симптомом РАС выступает также нарушение собственной речи. Она может отсутствовать, а может быть хорошо сформированной, но не используемой в коммуникации. Иногда дети цитируют литературные произведения, но при этом лишь механически запоминают и воспроизводят текст, смысл остается им недоступным.

Среди трудностей коммуникации – фразовая речь. В таком случае ребенок общается с помощью одного слова – в начальной форме, без изменения окончания, не использует предлогов. Также нередко встречаются эхолалии — повторения, подражания, наподобие эха, когда ребенок точно воспроизводит определенную фразу при обращении. Вместо выполнения обращенной к нему просьбы ребенок повторяет ее. В таких случаях дети хотят отреагировать на слова взрослого, но, не понимая смысла сказанного, просто повторяют речь.

Иногда такие дети спрашивают взрослых о том, чего хотят в данный момент сами. Например, вопрос «Ты хочешь пить?» может означать, что ребенок страдает от жажды. Он запомнил, что после маминого вопроса, однажды обращенного к нему, он получил воду – и теперь повторяет этот вопрос, чтобы снова попить. Также нередко дети разговаривают с родителями интонацией мультипликационных героев, могут менять темп и тембр речи. Причины тому никто объяснить не может. Но это точно свидетельствует о нарушении восприятия речи и трудностях понимания поступающей через слух информации, что сказывается на дальнейшем развитии.

Фото: pixabay.com

Трудности социализации проявляются в нарушении навыков межличностного взаимодействия, в отсутствии интереса к взаимодействию, в трудностях участия в совместной деятельности. У некоторых детей преобладает предметная деятельность. Они выстраивают предметы в ряд, используют их не по прямому назначению. Их сферы интересов довольно узки, либо существуют специфические интересы. Им трудно понимать и осваивать социальные нормы и правила поведения.

Трудности поведения являются наиболее частым проявлением РАС. Речь обычно идет о двигательной стереотипии – повторяющихся движениях, которые стимулируют определенную сенсорную зону. Ребенок может раскачиваться, двигать руками или ногами, крутить предметы, кусать себя. При эмоциональном возбуждении действие часто повторяется вокруг определенной сенсорной зоны – зрения, слуха, осязания, обоняния. Звуковая стереотипия нередко встречается, когда ребенок что-то делает монотонно, либо ничем не занят.

Еще один сигнал РАС – ритуальное поведение. Так, ребенок может ходить одним и тем же маршрутом, надевать одну и ту же одежду, расставлять предметы на столе в определенной последовательности и никак больше. Нарушение порядка ведет к тревожности либо истерике.

Проявлением РАС считают и ограниченность рациона. Такие дети могут бояться пробовать новые вкусы. Некоторые дети постоянно нюхают или облизывают себя – так они ощущают себя или знакомятся с окружающим миром. Иногда ребенок с РАС гиперактивен, импульсивен, может регулярно ходить на носочках.

О диагностике РАС

Диагностика РАС проходит в три стадии. На первой делают скрининг, затем – дифференциальную диагностику, после чего — диагностику развития. Скрининг выявляет возможные расстройства, он позволяет отнести ребенка к данной группе риска. Результаты покажут критичность либо некритичность проявлений. Исследование дает один из 4 результатов: отсутствие риска, низкий, средний, высокий риск развития аутизма. Оно не подтверждает диагноз, а лишь выявляет его риск. Его проводят с помощью опросников и тестов для родителей.

Для малышей от 16 до 30 месяцев используют Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей — М-CHAT-R/F – опросник из 20 вопросов. Ответы дает родитель или тот, кто хорошо знает ребенка. Для детей 2–4 лет применяют Рейтинговую шкалу аутизма у детей — CARS, которая включает 15 субшкал, оценивающих отношение к людям, имитацию, эмоциональный ответ, владение телом, использование предметов, адаптацию к изменениям, использование зрения и особенности.

При выявлении у ребенка среднего или высокого риска аутистических проявлений родителям рекомендуют обратиться к врачу. Дифференциальную диагностику аутизма проводит психиатр. Он наблюдает за ребенком и ставит диагноз. С течением времени диагноз может быть уточнен либо изменен. На третьем этапе делается диагностика развития. Она подразумевает применение различных методов и протоколов оценивания ребенка, выявление его сильных и слабых сторон. На ее основе разрабатывается программа коррекционной и развивающей работы.

Если подобные особенности в трех областях развития жизни ребенка устойчиво проявляются, это может свидетельствовать о наличии триады нарушений. Однако поставит и в дальнейшем будет корректировать диагноз лишь врач-психиатр. Для этого ему необходимо наблюдать ребенка продолжительное время, чтобы оценить характер проявлений и проследить за их динамикой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте