search
main
Топ 10
Возвращение к традициям отечественного высшего образования поддержали в Правительстве России ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Как понять Андрея Платонова? Вузовские преподаватели предлагают свою систему погружения в мир литературных образов

Еще недавно литературоведы искусственно разделяли XX век по идеологическому принципу на дооктябрьский и послеоктябрьский период, на литературу советскую и эмигрантскую, причем ценность литературных явлений напрямую связывалась с революцией. Тот же крен наблюдался и в истории русской литературы XIX века, когда в творчестве классиков нужно было подчеркивать их потенциальную революционность.

Думается, настало время спокойно, без эмоций оценить путь, пройденный отечественной литературой за последние два века. При этом нужно стремиться к целостному восприятию произведений и литературного процесса. Исходя из этого, проблемы литературного образования в школе и вузе во многом пересекаются. Одна из них касается собственно принципов изучения литературных явлений. Мы, вузовские преподаватели, стремимся рассматривать литературу не как образную иллюстрацию общественного процесса или биографии художника, а как особую эстетическую, вербальную реальность. Поэтому акцент делается на осмыслении живого впечатления от текста, и на способах его формирования. Проблематика произведений рассматривается на философско-психологическом уровне, а поэтика – на уровне структурных и языковых изобразительно-выразительных категорий, образного мышления. Важное внимание уделяется религиозно-мистической проблематике, которая атеистическим литературоведением зачастую недооценивалась или вообще игнорировалась, но для русской культуры во многом имела определяющее значение.

Все преподаватели кафедры литературы нашего института тесно связаны с современной школой: являются заведующими кафедрами литературы в гимназиях, преподают этот предмет в классах гуманитарного профиля, гуманитарного лицея, читают лекции по заявкам школ, методических объединений и на факультете повышения квалификации (г.Орехово-Зуево и район, Шатурский район, Ногинский узел), а также работают на подготовительных курсах в центре довузовской подготовки.

Основные виды работы со старшими школьниками – лекции и семинары. Лекции не только позволяют целенаправленно излагать литературоведческий материал, но и дают навыки, необходимые для обучения в вузе. Семинарские занятия основываются на работе с художественным текстом, учат литературоведческому анализу произведения, развивают самостоятельное мышление, монологическую и диалогическую речь, готовят к написанию творческих работ разных жанров: от традиционного школьного сочинения до научного доклада и эссе. Работа с поэтическим текстом, которую мы практикуем, предполагает овладение навыками выразительного чтения наизусть, внимательное отношение к образному языку и ритмико-мелодическим характеристикам произведения, воспитание эстетического вкуса. При этом учебной литературой дети пользуются как дополнительным материалом.

Из общения со школьными педагогами сложилась картина, как порой однобоко толкуется творчество отдельных писателей и поэтов. Так, например, поэзия второй половины XIX века изучается в школе в основном с позиций тематического анализа. Таким образом, ученики воспринимают Ф.И.Тютчева и А.А.Фета как «одноприродных» поэтов, а выучив их стихотворения, забывают, кому именно они принадлежат. Между тем художественная манера этих творцов слова различна. Более того, Фет выступал даже в качестве поэтического оппонента Тютчева, не приемля дидактизма в творчестве. Тютчев – классик в романтизме, поэт мысли. Фет – поэт полутонов, музыкальный, видящий красоту в любом, даже самом прозаическом, явлении действительности.

Н.А.Некрасов представляется в школе прежде всего как поэт гражданский. Это, конечно, справедливо, но отчасти: разве можно сводить многотемное и многопроблемное творчество талантливого поэта только к одному аспекту? Преподаватели нашей кафедры на курсах повышения квалификации учителей стараются подчеркнуть, что мировоззрение Некрасова было сложным, противоречивым. Его любовная лирика полна страсти, последний период творчества связан с покаянными мотивами, революционные порывы перемежаются с откровенными православными интонациями, преклонением перед смирением и терпением человека. На Некрасова не могла не оказать влияния его набожная, религиозная мать, образ которой постоянно возникает в лирике поэта. Кроме того, новаторство Некрасова не только в открытии темы крестьянина, мужика. Оно шире. На консультациях, даваемых студентам-практикантам, при чтении лекций на ФПК мы разъясняем: всем своим творчеством Некрасов провозгласил, что объектом поэзии может стать любое самое обыденное, даже некрасивое явление действительности («Если проза в любви неизбежна,//Так возьмем и с нее долю счастья»), расширив тем самым горизонты поэзии, открыв новые пути ее развития.

На совместных заседаниях кафедры литературы и методических объединений подшефных школ также обсуждаются актуальные проблемы современного литературоведения. Например, большой интерес у преподавателей вызывает интерпретация таких сложных для восприятия произведений А.П.Платонова, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». Вузовские преподаватели предлагают свою систему погружения в мир платоновских образов, способы постижения удивительного языка его произведений.

Последовательное применение научной формы работы с художественным текстом, использование новейшей литературоведческой методологии и терминологического аппарата позволяет формировать у школьников логическое мышление, эстетическую интуицию, общую филологическую культуру.

А ознакомление учителей с новыми подходами в преподавании литературы, с достижениями современного литературоведения и критики через систему переподготовки, разнообразные формы взаимодействия вуза и школы позволяют говорить о благотворности этого содружества.

Э.ЛАВРОВА, О.ЛАТЫШКО, И.СИМАЧЕВА, М.ЯКОВЛЕВ, доценты, кандидаты филологических наук Московского государственного областного педагогического института

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте