Детство – важнейший период человеческой жизни. В детстве начинается длительный процесс познания – познания и умом, и сердцем.
Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда, гордиться созданным, творить красоту и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей – таков, на мой взгляд, идеал воспитания. Вместе с тем нельзя забывать четкую, строго определенную цель: тот круг знаний, умений, практических навыков, которые должна дать ребенку школа. Всякая неопределенность в этом вопросе ослабляет не только начальную школу, но и последующие звенья обучения. Об этом писали выдающиеся педагоги Я.Коменский, К.Ушинский, А.Дистервег. Это умения читать, писать, наблюдать, думать, выражать свою мысль устно и письменно. Чтобы выражать свои мысли письменно, ребенок должен научиться грамотно писать. Надо научить его правильному, осознанному, беглому чтению, чтобы, читая, ребенок думал. Чтение должно стать для ребенка инструментом овладения знаниями и вместе с ним источником богатой духовной жизни. Как повысить грамотность письменной речи и развить навыки чтения?
Меня, как учителя начальных классов, тревожит тот факт, что в течение уже многих лет при обследовании письменной речи учащихся выявляются значительные нарушения звуковой структуры слова: пропуски и перестановка букв, слогов, разрыв слияний. Количество таких дисграфических ошибок при переходе детей в следующий класс не сокращается, есть такие серьезные нарушения и чтения, как пропуск, искажения букв, неточное прочитывание и недочитывание окончаний слов, длительное послоговое чтение. Настораживает еще и то обстоятельство, что с каждым годом увеличивается число первоклассников, имеющих серьезные нарушения речи, которым для успешного обучения требуется помощь логопеда.
Как помочь детям в овладении грамотным письмом и правильным чтением? В чем причина этих ошибок? Дети начинают изучать язык в школе на уроках обучения грамоте. Может, причина такого стойкого высокого процента дисграфических ошибок в методике начального обучения грамоте?
Урокам обучения грамоте придавали большое значение выдающиеся педагоги русской школы. Сейчас часто в педагогической литературе можно услышать об интегрированном обучении в начальной школе. Некоторые учителя даже видят в нем основной путь к обновлению содержания и методов обучения. Но идея интеграции не так уж и молода. Уроки обучения грамоте не надо интегрировать, их интегрировали уже во времена Ушинского. Лев Толстой ввел добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, применяя одновременное обучение письму, печатание букв, слов и запись слов под диктовку с первых же уроков грамоты. Константин Ушинский учил, что «звуковые упражнения нужно вести так, чтобы они шли параллельно с приготовительными упражнениями в письме…», предлагал следующий план уроков по обучению грамоте в период печатной азбуки (после 20-го занятия):
– Звуковой разбор.
– Письмо.
– Чтение написанного.
– Чтение тех же слов и фраз к печатной азбуке.
– Чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и фраз, не бывших в письменной.
– Отыскание знакомых букв и слогов в каком-нибудь рассказе.
– Сложение слов из букв печатной азбуки.
Как видно из плана, на уроке тесно переплетаются упражнения в письме, чтении, звуковом анализе.
Конечно, в старой русской школе полного единообразия в обучении грамоте не было. Например, наряду с «Русским букварем для совместного обучения чтению и письму» В.Сатарова неоднократно переиздавался букварь «Мир божий» другого учителя – С.Гречушкина, обучавшего чтению и письму раздельно.
Позже наибольшее влияние на постановку уроков обучения грамоте в Москве оказали труды Д.Тихомирова. В 1882 году вышел букварь Тихомирова, в руководстве к нему «Как учить писать, читать и считать на 1-й степени обучения» он предлагал следующий план единого урока письма-чтения: «Познакомить ученика со звуком, научить разбивать слово на звуки и соединять звуки в слова, потом показать им письменную букву и научить писать эту букву, заставить написать целое слово, несколько слов».
Таким образом, Ушинский, Тихомиров и другие русские учителя считали, что приведенная схема уроков обучения грамоте позволяет ученикам осмысленно осваивать звуки и буквы алфавита, осуществлять одновременное изучение звуков и букв с письмом и чтением, быстро формирует навыки письменной и устной речи.
Позже, на другом этапе развития отечественной методики, уроки чтения и письма разъединили, что, на мой взгляд, имело больше отрицательных, чем положительных сторон.
Некоторое время назад в течение учебного года я проводила одновременное обучение чтению и письму в системе уроков обучения грамоте. К каким выводам я пришла в результате такого обучения? Положительными результатами интегрированных уроков чтения и письма стали следующие:
1) При таком подходе к обучению дети легче и лучше запоминают и усваивают буквы. Ошибок на пропуск, замену, искажение букв, слогов практически не было.
2) Такие занятия позволяют делать учебную деятельность более разнообразной, а учебный труд, как и всякий другой, интересен только тогда, когда он разнообразен.
3) Удается снизить утомляемость детей, так как при одновременном обучении чтению и письму учитель избегает многократных повторов в обучении, когда на уроке письма приходилось повторять то, что было сделано на чтении: характеристика звуков, анализ слогов, слов, предложений.
4) Написание букв, слогов, слов, предложений идет сразу же после объяснения и анализа. Это позволяет экономить время на уроке. На первых же занятиях я столкнулась с тем, что в конце урока оставалась масса времени. Это позволило увеличить количество материала на закрепление, более широко использовать задания творческого характера. Учитель спокойно ведет урок, не торопясь, зная, что впереди достаточно времени.
5) Объединение двух уроков в единое целое дало возможность опрашивать на уроке практически всех учащихся. А ведь чем чаще проверяется на уроке и оценивается работа ученика, тем интереснее ему работать, чем чаще ученик отвечает, тем чаще узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, написал.
Итак, один из путей повышения грамотности учащихся – в интегрировании уроков чтения и письма в 1-м классе. Другой путь мне подсказали работы современных психологов – Д.Эльконина и его последователей Е.Бугрименко и Г.Цукерман. Эти исследователи тоже видят причину ошибок дисграфического характера при чтении и письме в методике начального обучения грамоте. В своей работе «Как учить детей читать» Д.Эльконин определяет процесс чтения на начальном этапе так: «Чтение на начальном этапе его формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели… Не буквы или их названия являются предметным содержанием действий читающего, а звуковая сторона языка – фонемы (звуки) и их последовательность».
Родоначальником правильного подхода к обучению чтению и письму Эльконин считал Ушинского, который первым «ввел звуковой анализ как средство, во-первых, познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв и, во-вторых, складывания слов, следующего за разложением на звуки».
Прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, то есть уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Тем самым мы будем учить детей не просто читать и писать, а с самого начала учить их настоящей подлинной грамоте, закладывающей фундамент к усвоению курса фонетики и морфологии русского языка. Начинать эту работу надо не в первом классе, так как дети сейчас приходят в школу в основном читающие, а раньше, в детском саду, когда они еще не знают букв, когда можно еще обратить внимание на звуковую сторону речи, чтобы детям не мешали буквы, которыми записано слово.
Опираясь на методику вышеназванных авторов, я разработала серию занятий по обучению детей звуковому анализу слова для подготовительной группы детского сада, которые проводила в УВК №1837. Занятия рассчитаны на 20-25 минут, проводятся в игровой форме, учат детей звуковому анализу, развивают фонематический слух, память, мышление, речь. Одновременно шла подготовка к письму. Такие занятия, тесно связанные с игрой, рисованием, как раз и могли бы стать одним из мостиков, соединяющих дошкольное воспитание, с одной стороны, и обучение в школе, с другой, позволяли бы осуществить реальную преемственность с основной школой. Так как на этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию знаний, обеспечивающих формирование базовой культуры, я в содержание каждого занятия вносила элементы природоведения, детской литературы, театрального искусства, музыки, рисования, упражнения для развития логического мышления, памяти, речи.
Моя практика показала, что дети после такого обучения звуковому анализу очень легко учатся читать даже самостоятельно. Многие родители говорили, что их ребенок сам зачитал, и зачитал правильно.
В первый класс нашей школы пришли 15 человек из этой группы. Я наблюдала за их обучением в течение года. Никаких трудностей с фонетическим анализом у них не было. Дети великолепно составляли схемы слов, характеризовали звуки, делили слова на слоги, в их письменных работах ошибок на пропуск, замену, искажение букв и слогов практически не было.
В конце учебного года мои ученики первого класса показали следующие результаты по русскому языку: 70% учащихся выполнили работу безошибочно, из них 91% – на «4» и «5». Что, на мой взгляд, очень важно – дети легко, без напряжения учились грамоте. Уроки чтения и письма не были для них трудны.
Это подтверждает правильность выбора путей повышения грамотности учащихся: формирование навыка звукового анализа слова у дошкольников до знакомства детей с буквами до чтения; преимущество проведения интегрированных уроков чтения и письма в 1-х классах. В основе же описанного подхода лежит умелое сочетание в процессе познания умственной деятельности и чувственного познания младших школьников.
Евгения СМЕЛЯНСКАЯ, заместитель директора прогимназии №1938
Комментарии