Все знают, что существуют слова-паразиты. И зачастую сам говорящий их не замечает. А вот слушателю, порой, тяжело уловить даже суть фразы. Особенно такими словами «богата» речь подростков. Как помочь ребенку избавиться от них, рассказали специалисты Института воспитания.
Логопед Кристина Вайсман пояснила, что слова-паразиты – это такие ненужные слова, которые люди часто повторяют и вставляют практически в каждое предложение. Чаще всего они это делают по привычке, чтобы заполнить паузу, когда не получается быстро подобрать нужное слово. Слова-паразиты чаще всего употребляют люди, которые мало читают и имеют маленький словарный запас. Еще этим «страдают» те, кто торопится и не думает, что говорит.
Кристина Вайсман рассказала, какие слова-паразиты встречаются в речи чаще всего: «а-а-а-…», «значит», «ну…», «ничего себе», «э-э-э…», «вот…». Она посоветовала, что такие ненужные слова сначала нужно найти, потом перестать говорить и повторять. Она привела для наглядности две фразы: «ну, мы… это, гуляли в парке» и «мы гуляли в парке».
Чтобы слова-паразиты обнаружить в речи ребенка и понять, какие именно слова он употребляет чаще, нужно записать на видео или диктофон небольшой рассказ сына или дочери о себе. При прослушивании записи сразу станут слышны все слова-паразиты. Далее нужно послушать ребенка. А еще спросить родственников или друзей: может быть, они уже слышат в его речи слова-паразиты и сразу их назовут. На следующем этапе стоит начать убирать эти слова из речи ребенка и заменять их на подходящие синонимы. По словам логопеда, люди, которые читают книги, справляются с этой задачей быстрее.
Ребенку нужно обязательно предложить, чтобы он самостоятельно следил за своей речью и, естественно, помогать ему в этом. С ребенком можно условиться: если он заметит в своей речи слово-паразит, то должен легонько похлопать себя по плечу и проговорить эту фразу заново.
Специалист подчеркнула, что чем меньше ребенок будет стесняться, тем быстрее будет идти процесс. Уже через месяц можно проверить результаты работы. Для этого нужно опять записать на видео или диктофон рассказ ребенка о себе или на любую другую тему. А затем сравнить полученную запись с предыдущей, сделанной до начала работы.
И самое главная, уточнила Кристина Вайсман, лучший способ научить ребенка говорить правильно – стать для него примером.
Комментарии