В Московском городском психолого-педагогическом университете состоялось совещание-семинар Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию (УМО). В повестку дня совещания-семинара УМО были включены: проблемный семинар УМО «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ», заседание Совета УМО и президиума Совета УМО, а также работа предметно-методических секций УМО. Совещание проходило одновременно с работой VII Всероссийской конференции Федерации психологов образования России «Психология образования: детство как стратегический ресурс развития общества». В работе совещания-семинара приняли участие министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина, руководитель Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Елена Низиенко, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, начальник отдела государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елена Ломакина, члены Совета УМО по психолого-педагогическому образованию, ректоры и проректоры вузов, реализующих образовательные программы психолого-педагогического направления. В ходе совещания участники обсудили текущее состояние, принципы и пути развития деятельностной модели подготовки педагогических кадров, в том числе основные принципы деятельностной педагогики высшего образования, условия реализации федеральных государственных образовательных стандартов, практическую подготовку студентов по направлению психолого-педагогического образования, а также принципы создания и работы стажировочных площадок, приняли решения об утверждении отчетов о работе предметно-методических секций УМО в 2011 году и планов работы на 2012 год, а также о создании рабочих групп по развитию системы психолого-педагогического образования в России. Одним из самых интересных было выступление декана факультета психологии образования Марины ЕГОРОВОЙ.
Современный руководитель образовательного учреждения имеет возможность выбирать претендентов на вакантные должности, поэтому образовательная программа призвана обеспечить у будущих бакалавров и магистров конкурентные преимущества. Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности. Обобщенный образ выпускника направления подготовки 050400 – «Психолого-педагогическое образование» – задается в первую очередь запросами тех учреждений, куда он трудоустраивается. Именно запросы работодателя определяют необходимый перечень профессиональных умений и навыков, уровень и глубину теоретической и общекультурной подготовки и, конечно, личностные и индивидуальные характеристики, важные для деятельности в сфере образования.Содержательная характеристика возможных конкурентных преимуществ выпускников наиболее полно представлена как перечень компетенций в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050400 – «Психолого-педагогическое образование» (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. №200). Компетенция определяется как совокупность определенных личностных качеств, способность применять знания, умения для успешной деятельности в определенной области.Компетенции сформулированы с учетом:- областей профессиональной деятельности (образование, здравоохранение, социальная сфера, культура);- стандарта профессиональной деятельности (учителя, воспитателя, психолога, коррекционного и социального педагога);- международного опыта профессиональной деятельности этих специалистов.В стандарте описаны компетенции, освоение которых гарантирует молодому человеку карьерный рост, перспективу личностного и профессионального развития: общекультурные компетенции (ОК); общие профессиональные компетенции (ОПК), необходимые в целом для работы в системе образования; профессиональные компетенции (ПК), необходимые для выполнения должностного функционала.Формирование заданных стандартом компетенций возможно исключительно в условиях деятельностного освоения профессиональных задач. В этой связи ФГОС ВПО предъявляет высокие требования не только к теоретическим, но и практическим формам учебных занятий. Например, есть рекомендации о введении практикумов по современным информационным технологиям, общей и экспериментальной психологии, психолого-педагогического практикума.В учебном процессе занятия, проводимые в интерактивной форме, должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий (ФГОС ВПО, п.7.1). Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» обязателен и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся (ФГОС ВПО, п.7.15).В новой парадигме психолого-педагогического образования практика – и условие, и средство формирования компетенций. Методологическую основу практической подготовки будущих бакалавров и магистров, выпускников психолого-педагогического направления, составляют: культурно-исторический и деятельностный подходы к построению образовательной среды и основной образовательной программы как ее компонент, который обеспечивает преемственность образовательных технологий, системное единство образовательной среды, ориентацию на развивающие программы и технологии, которые позволяют осуществлять индивидуально и практико-ориентированный учебный процесс; компетентностный подход в образовании, в рамках которого осуществляется формирование профессионально значимых способностей, знаний, умений, а образовательный процесс приобретает для учащихся личностный смысл.В ч. VII, п. 7.15 ФГОС ВПО 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование» – прописаны требования к условиям реализации практического освоения профессиональной деятельности и результатам практической подготовки: «В рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом». Аттестация по итогам практики не оценивается без тех компетенций, которые должны быть освоены в ходе практики. Разделом учебной практики может быть научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность: изучать научную и профессиональную литературу по программе подготовки, связанную с психолого-педагогической деятельностью; доступа к современным электронным базам данных, содержащим современную, в том числе зарубежную, исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки; доступа к тематическим и профессионально-ориентированным интернет-ресурсам.Обучающийся должен: осуществлять сбор и обработку научной информации в процессе выполнения научно-исследовательской работы; участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями вузов, финансируемых за счет внешних источников (грантов); работать на современных компьютерных средствах, оснащенных лицензионным программным обеспечением, в том числе для обработки статистической информации; выступать с научными сообщениями и докладами на научных симпозиумах, «круглых столах» и конференциях».В стандарте заданы общие профессиональные компетенции, которые предписаны как целевые для обоих видов практики (учебной и производственной) бакалавров: ОПК-4 – готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов; ОПК-5 – готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую; ОПК-6 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.Очевидно, что каждая компетенция несет деятельностную нагрузку. Формирование деятельностной компоненты компетенции вне деятельности, вне реальной практики не может состояться. Необходимые компетенции формируются первоначально посредством моделирования профессиональных задач, а затем в ходе анализа и решения реальных профессиональных ситуаций.В части VI (таблица 2 «Структура ООП бакалавриата») определена нагрузка учебной и производственной практик в объеме 30 зачетных единиц, 1080 часов, 54 часа в неделю, 20 недель.Таким образом, каждая компетенция обязательно должна быть последовательно представлена как результат освоения ООП в учебных программах теоретических дисциплин, практических занятий и практики.Представим маршрутную схему компетенции (см. таблицу).Важно, что стандарт возлагает на вузы конкретизацию практических умений и навыков. Это позволяет университетам оперативно учитывать реалии современного образования и вносить коррективы в реализуемые основные образовательные программы (ООП).Практика как часть ООП важнейшая составляющая профессиональной подготовки бакалавра и магистранта. Практика наряду с другими интерактивными формами организации учебного процесса вызывает повышенный интерес учащихся, актуализирует их мотивационную готовность к работе в образовании, оказывает решающее значение в профессиональном выборе будущего места работы. Именно в практике происходит действенное обоснование для молодых людей высокой социальной значимости и востребованности их будущей профессии.Следует отметить особые требования, которые МГППУ как вуз, взявший на себя ответственность реализовать деятельностный стандарт образования, будет предъявлять к базовым учреждениям практики. Приведу ключевые критерии: образовательная среда учреждения имеет устойчивые традиции и инновационные достижения (в частности, для нас представляют интерес программы развивающего обучения и поликультурного воспитания); образовательное учреждение способно позиционировать себя как транслятора инновационного опыта и носителя необходимых компетенций; образовательное учреждение выступает как институт наставничества, в частности, будущий бакалавр и магистр оказываются в ситуации супервизии квалифицированного специалиста.Проблемным для нас как вуза остается вопрос о заинтересованности образовательного учреждения, чтобы взять на себя столь сложную, но перспективную миссию.
Комментарии