Современная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям развития общества.
Основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе будущей образовательной траектории.
В школе «ШИК 16» работа по профилизации образования ведется в соответствии с принципом: «Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования». Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
Программа предпрофильной подготовки на уровне основного общего образования в школе «ШИК 16» состоит из нескольких этапов: в 5-6‑х классах ребята выбирают для изучения разнообразные курсы, с 7‑го класса вводится расширенное изучение отдельных предметов.
Школа предоставляет обучающимся возможность изучить несколько курсов разной тематики и направленности за год, продолжительность каждого 1 триместр. В 5‑м классе обучающиеся могут погрузиться в мир истории на курсе «Тайны богини Клио», изучая основы графического дизайна, попробовать себя в роли дизайнера, научиться ориентироваться на местности, определять азимут, выращивать сталактиты и сталагмиты в домашних условиях на курсе «Методы познания природы», ознакомиться с достопримечательностями, обычаями и традициями англоязычных стран на занятиях курса «Путешествуем по миру».
В 6‑м классе ребята продолжают выбирать курсы для изучения: обучающиеся, которым нравится сочинять истории, придумывать персонажей, конструировать собственные миры, могут научиться этому на курсе «Как писать крутые тексты»; «Введение в физику и астрономию» – это курс для тех, кто хочет научиться наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы; «Введение в химию» – выбор тех, кто хочет ознакомиться с веществами, окружающими их в повседневной жизни, и самостоятельно проводить опыты, используя профессиональное лабораторное оборудование.
Для каждой параллели разработаны 9 курсов, из которых обучающиеся выбирают те, которые им наиболее интересны.
Работа в данном направлении, на наш взгляд, способствует решению ряда задач. Это и развитие коммуникативных способностей обучающихся, и формирование умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, и формирование ценностных ориентиров, связанных с профильным обучением и соответствующими ему направлениями профессионального образования.
С 7‑го класса в нашей школе реализуется предпрофильное обучение по таким направлениям, как технологическое, естественно-научное, социально-гуманитарное.
Структура предпрофильного обучения включает в себя изучение отдельных предметов на расширенном уровне с обязательной поддержкой элективными курсами, курсами внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также сотрудничество с социальными партнерами (Технопарк на «ВДНХ», Первый Московский образовательный комплекс, Полиграфический колледж имени И.Федорова).
Предпрофильное обучение предполагает активную работу по профессиональной ориентации учащихся, знакомство с различными профессиями в рамках взаимодействия с учреждениями начального и среднего профессионального образования, участие в проекте «Профессиональное обучение без границ», профориентационное тестирование и консультирование.
С целью повышения уровня мотивации к осознанному выбору каждым обучающимся индивидуальной траектории профессионального развития педагогами используются разнообразные формы проведения как уроков, так и занятий элективных курсов: разработка проектов, проведение исследований, экспериментов, игровое моделирование, деловые и ролевые игры, создание и защита презентаций.
Включение предпрофильного обучения в образовательную деятельность школы – это сегодня реальный путь к индивидуализации, функциональной эффективности образования, позволяющей школе стать по-настоящему ученикоцентричной.
Юлия ЛОГИНОВА, учитель русского языка и литературы школы ШИК 16
Комментарии