Цели и задачи: познакомить детей с старославянским написанием чисел, обозначающих сотни и тысячи. Закрепить материал предыдущих уроков: написание чисел в старославянском языке от 1 до 99. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Развить чувство любви и уважения к священному языку.
Подготовка к уроку: подготовить для каждого ученика ксерокопию с адаптированным текстом “Ноев ковчег”.
Ход урока: организационный момент (1-2 минут). Проверка домашнего задания (5-6 минут).
Учитель: Как изображаются в церковно-славянском языке числа от 20 до 90.
Один из учеников рассказывает правило, которое надо было выучить дома, остальные слушают и поправляют.
Дети: Для обозначения чисел второго, третьего и всех последующих десятков сначала пишут букву, обозначающую десяток, а затем букву, обозначающую единицу.
Учитель: На доске записаны числа цифрами:71, 54, 33, 27, 60, 91, 58… Давайте в тетрадочках запишем эти числа по-славянски. А Вася будет работать у доски, затем мы сверим результаты.
Дети открывают тетради и работают самостоятельно 3 минуты. Один из учеников работает у доски. Результаты работы сверяются, объясняются допущенные ошибки.
1. Повторение ранее изученного (5 минут).
Учитель: А теперь давайте вспомним, чем написание чисел от 20 до 99 отличается от написания чисел второго десятка?
Дети: В числах второго десятка вначале пишется буква, обозначающая единицу, а затем буква b.
Учитель: Давайте запишем числа в тетрадях под диктовку.
Учитель диктует числа:13, 16, 12, 19, 17. Один или два ученика работают у доски, остальные сверяют свои ответы.
2. Изучение нового – 15 мин.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с числами, которые обозначают сотни и тысячи. Запишите тему урока в тетради. Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях: Обозначение сотен и тысяч в церковно-славянском языке.
Теперь запишите буквы, которые используются в церковно-славянском языке для написания сотен в свои таблички: Число 100 обозначается буквой р.
Далее учитель пишет на доске числа и их обозначения, а ученики записывают в тетрадь:
200 – с
300 – т
400 – у
500 – ф
600 – х
700 – p
800 – t
900 – ц
Посмотрите внимательно на доску, какую ошибку я допустила при записи чисел?
Дети: Не проставлен знак титла.
Учитель: Да. Не забывайте об этом.
Запись чисел, содержащих сотни, традиционная: вначале пишется буква, обозначающая сотни, затем буква, обозначающая десятки, а в конце буква, обозначающая единицы. Далее учитель пишет на доске.
Например: 841 – t0ма, 195 – р0чэ, 950 – ц0н.
Подскажите, как мне записать число 462? Один из учеников диктует написание числа вслух: ук, кси, буки.
Теперь запишем правило: Если число содержит сотни, то вначале пишется буква, обозначающая сотни, затем буква, обозначающая десятки, затем единицы.
Дети: Пишут правило под диктовку.
Учитель: Тысячи пишутся с помощью такого знака, который пишется перед числом. Например: 1000 – 0а, 30000 – 0л, 15000 – э0b.
Как нам записать число 2002?
Дети: Сначала пишем знак обозначения тысяч, затем буки два раза.
Учитель: Хорошо, давайте запишем правило: Для обозначения тысяч ставится знак перед числом.
3. Закрепление нового материала – 15 мин.
Учитель: Возьмите свои таблички и запишите числа: 1067, 689, 3500, 7000, 5005.
Дети пишут в тетради числа.
Учитель: А Оля пишет и проговаривает вслух следующее число, Саша – следующее и так далее.
Теперь посмотрите на доску, какие числа здесь изображены?
На доске написаны числа: а0хчв, тп0э, ц0.
Дети: 1692, 385, 900.
Учитель: Теперь возьмите текст, давайте его прочитаем.
Дети: Читают по цепочке и переводят:
И5 рече2 госпо1дь нw1ю : и5спо1лнися земля2 непра1вды[…]а5зъ погублю2 зе1млю. И5 та1ко сотвори1ши ковче1гъ: 0т лакте1й долгота2 ковче1га, и5 0н лакте1й широта2, и5 0л лакте1й высота2 э5гw2. И5 сотвори2 нw1е вся2 э5ли6ка заповg1да э5му2 госпо1дь бо1гъ. И5 рече2 госпо1дь бо1гъ къ нw1ю: вни1ди ты2 и5 ве1сь до1мъ тво1й въ ковче1гъ. И5 t пти1цъ чи1стыхъ и5 t нечи1стых , и5 t sвg1рей чис1тыхъ и t sвg1рей нечи1стыхъ, и5 t всg1хъ га1довъ пресмы1кающихся по земли2, два2 два2 внидо1ша къ нw1ю въ ковче1гъ, му1жеский по1лъ и5 же1нский, е51коже запове1да господь.И5 бы1сть до1ждь на зе1млю 0м днiй и5 0м ноще1й…
Учитель исправляет ошибки при чтении текста детьми.
4. Итог урока (2 минуты).
Учитель: Сегодня мы познакомились с написанием по-церковно-славянски чисел, обозначающих сотни и тысячи.
7. Домашнее задание (2 минуты).
Учитель: Запишите задание на дом. Нарисовать Ноев ковчег и правильно подписать по-славянски его размеры: длину, ширину и высоту, пользуясь текстом. Вычислить размеры ковчега, если известно, что один локоть – это 0,5 метра.
Комментарий к уроку: Предложите детям составить на плотной бумаге таблицу-подсказку с церковно-славянскими обозначениями чисел или сделайте ксерокопию с такой таблицей.
Ирина АРХИПОВА
Комментарии