search
main
0

Как остановить вирус насилия? Участники международной конференции искали методы борьбы с общественным злом

​1 ноября в московской гимназии №1529 имени А.С. Грибоедова прошла Международная конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». Организаторами форума выступили Общероссийский профсоюз образования, Интернационал образования и Московский городской психолого-педагогический университет при участии «Учительской газеты» и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Для эмоционального погружения в проблематику перед началом конференции был показан короткометражный фильм, составленный из фрагментов видеороликов, записанных на мобильные телефоны. Вот учитель в классе на глазах учеников падает с подпиленного стула. Вот учительница пытается остановить кровь из носа после разборки на уроке. Вот пожилого учителя бьют в грудь, и он отвечает тем же. Вот старшеклассник вынимает на уроке пистолет…«Наверное, мы уже не можем стыдливо опускать глаза и делать вид, что у нас еще не катастрофа, что такие эпизоды – исключение из правил. Мы прекрасно понимаем, что зародился страшнейший вирус насилия, который может привести к эпидемии, если не обсуждать его проявления и не предлагать решения, не делать никаких шагов. Именно поэтому профсоюз стал инициатором такой конференции, – открыла пленарное заседание вице-президент Европейского комитета Интернационала образования, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова. – Входя в состав Интернационала образования, мы давно наблюдаем, как подобный процесс происходит в других странах, в том числе в Европе. Там не скрываются факты насилия, эта проблема серьезно обсуждается, ведется статистика и принимаются серьезные решения на уровне государственной власти. Поэтому для участия в нашей конференции приехали представители Интернационала образования во главе с европейским директором ИО Мартином Ромером, эксперты из Великобритании, Финляндии и Швеции. Кроме того, в конференции участвуют представители органов управления образованием, законодательной власти регионов и Федерации, уполномоченные по правам ребенка, по правам человека, представители правоохранительных органов, учителя, директора школ, психологи, ученые. То есть люди, которые могут внести важные предложения, решения по поводу того, что нужно сегодня менять, чтобы остановить насилие в школе. Если вирус превратится в эпидемию, противостоять этому будет просто невозможно».Европейский директор Интернационала образования Мартин Ромер рассказал о политике своей организации по борьбе с насилием: «Насилие и подавление – это нежелательное и неподобающее поведение, которое может укладываться в диапазон от неприятных замечаний до физического воздействия, включая уголовное преступление, которое требует вмешательства государственных органов. Насилие может быть физическим, психологическим и сексуальным. Это может быть разовое происшествие или системные модели поведения.Исследования, проведенные в Европе в 2010 году, показали, что преподаватели рискуют столкнуться с физическим насилием на работе в 6 раз чаще, чем работники, занятые в производственной сфере. И 6,6% работающих в образовательной отрасли сообщают о том, что они сталкивались со случаями подобного воздействия на работе. У Европейского Союза есть политика в этом отношении, есть законодательство, основанное на директиве, которая устанавливает определенные рамки для национальных законодательств. Европейская директива гласит, что обязанность поддержания безопасности и охраны здоровья ложится на плечи работодателей. Это очень важный принцип. У преподавателей есть обязанность самим не совершать актов насилия. Но ответственность за безопасность работника несет именно работодатель. У нас есть автономное рамочное соглашение по предотвращению насилия на рабочем месте, которое было подписано европейскими социальными межотраслевыми партнерами, как в государственном, так и в частном секторе. Мы составили план действий по борьбе с насилием в школе.Таким образом, мы представили заинтересованным сторонам политический документ о том, как противостоять насилию, организовать обмен информацией и научной практикой, поддерживать национальные профсоюзы учителей в этой борьбе. Также мы помогаем преподавателям в сложных ситуациях, информируем их, куда обращаться в случае возникновения угрозы насилия или при свершившемся факте насилия.Один из важных выводов, который мы сделали, заключается в том, что борьба против насилия в школе окажет положительное действие на борьбу с насилием в обществе в целом. Поскольку, если мы не боремся с насилием в школах, оно становится естественным элементом поведения детей и подростков и будет сопровождать их на дальнейшем жизненном пути. То есть произойдет эскалация насилия в обществе, и ситуация станет еще более трудной.Мы должны разработать гибкий механизм противостояния насилию, который будет учитывать специфику каждой страны. В России эта проблема не должна замалчиваться. К ее решению необходимо подходить коллективно, нужно наладить хорошую кооперацию между сторонами учебного процесса, включая родителей, преподавателей, директоров. Это не личная проблема, а проблема общества».Эксперт Профсоюза учителей Финляндии Нина Лахтинен остановилась на проблеме киберугроз. Это в первую очередь интернет-послания с угрозами в адрес учителя, выкладывание в Сеть видеороликов, снятых на мобильные телефоны, которые подрывают учительский авторитет. Такие интернет-«шалости» в Финляндии часто расследует полиция. Недавно одному финскому школьнику пришлось по решению суда заплатить учителю несколько тысяч евро за высмеивающий педагога ролик, выложенный в Интернет под названием «Караоке в психушке».Уполномоченный по правам ребенка по городу Москве заслуженный учитель РФ Евгений Бунимович попытался проанализировать истоки проблемы: «Нужно понять, каково пространство, в котором живут наши дети, их взаимоотношения в семье, в школе, с родителями, учителями, друг с другом. Вот самые простые вещи: в Конвенции ООН о правах ребенка, которую знает все педагогическое сообщество, говорится о том, что мы должны защищать детей от всех форм физического и психологического насилия. Там есть фраза о том, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Но, как это ни удивительно, в таком документе, как стандарты образования, который у нас бесконечно обсуждается, постулат об уважении человеческого достоинства ребенка отсутствует».Евгений Абрамович представил статистические данные, свидетельствующие о возрастающей жестокости по отношению к детям в российском обществе. В 2010 году в стране совершено более 9,5 тысячи преступлений против половой неприкосновенности детей – вдвое больше, чем в 2009-м. А общее количество совершенных против детей преступлений в России в 2010 году превысило 97 тысяч.Ситуация в семьях тоже далеко не всегда способствует развитию духовно и физически здорового ребенка. По статистике, которую предоставил Евгений Бунимович, в Москве 13 процентов подростков чувствуют себя дома незащищенными, ненужными. 40 процентов детей ощущают недостаток родительской любви или ее полное отсутствие. Эту ситуацию они транслируют в свою среду, в общение с учителями. И каждый десятый ребенок отмечает высокую степень насилия в своей школе. «Я посчитал нужным сделать акцент на детях, чтобы вы понимали, в какой среде находятся наши подростки, – отметил Евгений Абрамович. – Мне кажется, сегодня педагоги не готовы к этому, они воспроизводят стереотипы восприятия, которые были давно. Два-три десятка лет назад статус учителя был другим, и это нужно понимать. В модели, которая нам сегодня предложена, речь идет об образовательных услугах, когда учитель находится в позиции продавца, обслуживающего персонала. Именно так учителя и воспринимают. Это то, о чем стоит задуматься, когда мы говорим о политике образования».О роли СМИ в эскалации насилия говорил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец: «Журналисты зачастую забывают о своем общественном предназначении, а СМИ о социальной ответственности. А ведь именно медиа диктуют молодежи стандарты жизни и поведения. По наблюдениям культуролога Даниила Дондурея, ни один из социальных институтов не может сравниться с телевидением по программированию сознания людей, особенно молодых. СМИ подают так много новостей, что мы просто не в состоянии их переварить. И чтобы хоть как-то привлечь внимание публики, газеты и интернет-издания печатают материалы под пугающими заголовками. Социологические исследования подтверждают, что мы привыкли к плохим новостям, восприятие людей притупляется, нужен все более сильный раздражитель. Таким раздражителем являются тексты и сюжеты о насилии.Классическую формулу для ТВ «информировать, просвещать, развлекать», которую вывел когда-то первый директор корпорации Би-би-си Джон Райн, современное российское ТВ заменило формулой трех «С»: страх, секс, сенсация. Исследователи считают, что в результате программной политики ТВ в России у подростков формируется позитивное отношение к насилию и агрессии. 20 процентов молодых людей, которые смотрят ТВ более трех часов в сутки, вообще опасны для общества и морально готовы совершить преступление. Экранные образы формируют культ сильной, порой полукриминальной личности. В 2010-2011 учебном году 188 случаев насилия в образовательной среде были предметом внимания СМИ. 80 процентов этих публикаций носили сенсационный, пугающий характер. Жаль, что журналисты не знают или не помнят о принципах международной журналистской этики, которые были сформулированы еще в 1983 году».По мнению Олега Хухлаева, заведующего кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ, страшнее всего то, что насилие в каком-то смысле становится частью повседневной жизни, обыденностью: «Для нас, психологов, главный ключ к решению этой проблемы – повышение сензитивности, то есть чувствительности к проявлениям насилия. Как только чувствительность пропадает, проблема насилия начинает расти и развиваться.И самый важный момент в том, что насилию нельзя противопоставлять насилие. Есть такое выражение – нетерпимость к насилию, в нем много правды. Но если мы противодействуем насилию его же методами, мы начинаем плодить новое насилие. Поэтому с психолого-педагогической точки зрения самый главный момент – это обучение ненасильственным способам противостояния насилию. В этом направлении очень много работает МГППУ, и мы готовы делиться нашими знаниями и информацией».- Сегодняшнее российское общество социологи называют обществом риска, обществом развитой ксенофобии, – так начал свое выступление директор Федерального института развития образования, академик РАО доктор психологических наук Александр Григорьевич Асмолов. – Если в обществе растет агрессия, насилие, то историческим козлом отпущения становится школа. Виновен директор, виновен учитель, и реже звучит, что виновен родитель. С 2000 года мы пытаемся на федеральном уровне строить программу формирования установок толерантного поведения личности. Толерантность – это искусство жизни с непохожими людьми. Это не просто терпимость, а искусство великодушия, искусство принять, что другой человек является ценностью. Он может мыслить и думать по-другому, может иметь другую религию, но он человек. И когда где-то кого-то унизили, ударили, оскорбили, я вспоминаю слова английского проповедника Джона Дона: «Не спеши узнать, по ком звонит колокол, он звонит по тебе самом». Лейтмотив нашей конференции в том, чтобы понять – этот колокол звонит по нам с вами.Не нужно думать, что с фактами насилия можно справиться краткосрочными мерами – лекции, вызов к директору школы, родительское собрание. Вербальному воздействию, смысловым установкам не поддаются глубинные структуры личности. Их надо переделывать через включение ребенка в значимую деятельность, как учили лучшие психологи Шалва Амонашвили и Василий Сухомлинский. Только моделирование значимой деятельности может повлиять на изменение мышления. Хочу напомнить гениальную книгу Антона Семеновича Макаренко «Педагогическая поэма». Он пишет о колонистах: «…ни уговоры, ни нотации, ни менторство, а только реальная, деловая борьба сумела изменить личность моих воспитанников».По сути, мы должны попытаться сделать невозможное: чтобы атмосфера в школе была толерантной. И пусть сегодня толерантность в России – социальная утопия, но это программа будущих действий на политическом уровне, если мы хотим стать страной, победившей ксенофобию. Уникальные традиции разных народов, разных культур, гостеприимство, поддержка, сосуществование разных религий – это социокультурный опыт России, в том числе Российской империи, который нужно использовать сегодня».От учительского сообщества на конференции выступил абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2010» преподаватель химии Андрей Рузильевич Гарифзянов. Он попытался ответить на вопрос, что же случилось с российским обществом, которое славилось своим уважительным отношением к учителю. По его мнению, возрастание агрессии по отношению к учителю свидетельствует о его социальной незащищенности, которая только усугубляется в проекте нового закона об образовании: «Я на протяжении года на различных форумах пытаюсь обратить внимание на то, что в законопроекте большая часть педагогов совершенно не защищены. Это сельские учителя, учителя малокомплектных школ. В проекте закона даже нет определения малокомплектной школы, но четко прописан механизм ее ликвидации. У нас каждый третий педагог в области пенсионного возраста, а в законе не указаны меры поддержки молодых учителей. В законопроекте записано, что родители – первые педагоги для своего ребенка, но не указано, что они должны активно участвовать в воспитании и обучении своих детей, в формировании их нравственного облика. Права родителей и учащихся четко прописаны в проекте закона об образовании, их гарантиям посвящено более 35 пунктов, а пунктов, закрепляющих социальные гарантии учителей, всего восемь. И учителю, кроме профсоюза, обратиться некуда».После пленарного заседания на пяти дискуссионных площадках участники конференции обсуждали разные формы и способы противодействия насилию и вырабатывали свои предложения по борьбе с ним. Итоги их работы были подведены на заключительном пленарном заседании.Участники дискуссионной площадки «Пути и способы предупреждения насилия в образовательной среде», модератором которой выступил президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин, предложили следующие действия: в законопроекте об образовании более внятно прописать ответственность родителей за обучение и воспитание, обеспечить равные права и обязанности всех участников образовательного процесса – детей, родителей, учителей; конкретизировать социальную защиту сельского учителя, внятно прописать и расширить перечень прав учителей; также ввести в закон положение, прописывающее гарантии безопасности всех участников образовательного процесса.Министерству образования и науки РФ рекомендовано разработать комплексную программу по предупреждению насилия в образовательной среде, совместно с Минздравсоцразвития России создать службы психологической поддержки работников образования, не допускать исключения из штатного расписания школ должностей психолога и социального педагога. А Министерству культуры РФ – возродить образовательные программы на центральном телевидении и подготовить серию фильмов, создающих положительный образ учителя.Учреждениям повышения квалификации участники площадки рекомендуют организовать курсовую подготовку для учителей по проблемам предупреждения насилия и преодоления конфликтных ситуаций, развивать медиацию как особую службу примирения, которая может работать в школе.Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, модератор площадки «Роль СМИ в предупреждении насилия в образовательной среде», представил результаты ее работы: участники площадки предлагают организовать федеральный конкурс СМИ под условным названием «Нет насилию», открыть краткосрочные курсы повышения квалификации журналистов, пишущих на тему образования, на базе факультета журналистики МГУ совместно с «Учительской газетой» и профсоюзом образования; а также проводить постоянный мониторинг публикаций в СМИ об агрессии и насилии в образовательной среде.Итоги работы дискуссионной площадки «Психолого-педагогическая подготовка как фактор защиты учителя» представил доктор наук, проректор МГППУ Анатолий Кирсанов: «В ходе нашей дискуссии мы рассмотрели природу конфликта и пришли к выводу, что педагогу конфликтов бояться не надо. Конфликтом можно управлять, и учитель в конфликте должен победить, но победить деликатно, показав всему классу, что он обладает широкими знаниями, мудростью, методологией преподавания и воспитания. Новый психолого-педагогический стандарт, который разработан при активном участии нашего университета, представляет собой перечень требований, предъявляемых к нашим коллегам, в том числе умение себя вести и выходить победителем из конфликтов. Министерству образования и науки РФ мы предлагаем разработать и внедрить программу повышения квалификации по данной проблематике, которую должны проходить все учителя, которые были участниками конфликтной ситуации в школе. Наш университет мог бы взять на себя выполнение этой функции».Кроме того, участники дискуссионной площадки предложили профсоюзу рассмотреть возможность создания на его базе службы защиты профессиональных прав, чести и достоинства учителя.Итоги работы дискуссионной площадки «Правовые механизмы противодействия насилию в образовательной среде» озвучил кандидат юридических наук, доцент МГППУ Владимир Пимонов. В качестве соведущей на площадке работала секретарь Центрального совета профсоюза, заведующая правовым отделом Жанна Осипцова. Участники дискуссии пришли к выводу, что проблема создания реальных и эффективных правовых механизмов противодействия насилию в сфере образования носит комплексный характер и требует как межведомственного, так и тесного внутрисистемного взаимодействия. Прежде всего следует четко определить правовой статус всех участников образовательного процесса – их права, обязанности и ответственность. Необходимо проводить общероссийский мониторинг правонарушений в образовательной среде с последующим созданием базы данных с целью анализа ситуации и подготовки соответствующих предложений, принять кодекс профессиональной этики педагогического работника, который будет определять единые для всех представителей этой профессии этические правила поведения.В работе дискуссионной площадки «Роль учащихся в формировании толерантной среды в школе» наравне со взрослыми участвовали дети. Руководитель проектов Британского совета в Москве, модератор площадки Елена Боровикова отметила: «Дискутируя и приводя примеры разных форм работы, мы поняли, что решить проблему насилия можно только в процессе коммуникации и диалога между учащимися и учителем. Но тому, как его вести, нужно обучать родителей, педагогов и школьников. Когда дети обсуждают с учителем кодекс поведения обеих сторон – и педагога, и учащихся, – тогда они будут принимать эти правила и относиться к ним с должным уважением. Учащиеся на нашей площадке предложили провести Неделю против насилия в школе, которая может превратиться в акцию на всероссийском уровне».Председатель профсоюза Галина Меркулова, завершая работу конференции, пообещала, что все предложения дискуссионных площадок будут обобщены, систематизированы и направлены в соответствующие инстанции тем, кому они адресованы. Также Галина Ивановна призвала всех участников к сотрудничеству и заверила, что процесс объединенной борьбы со злом под названием «насилие в образовательной среде» только начинается.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте