Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Как организовать промежуточную аттестацию учащихся?

УГ - Москва, №35-36 от 2 сентября 2014. Читать номер
Автор:

​Это очень важный вопрос, ответ на который должен иметь каждый учитель.

Главные нормативные основания деятельности школы – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты. В этих документах содержатся требования ко всем видам деятельности школы, включая промежуточную аттестацию. (См. рис. 1.)Федеральный закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ», а стандарт содержит требования к образовательным программам, определяя гарантии качества образования.Каково же содержание статей, которые регламентируют вопросы промежуточной аттестации? (См. рис. 2.)В статье 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» указано, что описание форм аттестации – один из обязательных элементов образовательной программы школы. Проведение промежуточной аттестации обязательно учитывается в учебном плане школы: в сумме часов, отведенных для освоения темы, образовательного модуля или учебного курса. Проведение промежуточной аттестации входит в сумму часов учебных предметов, указанное в учебном плане. Таким образом, аттестация не предполагает дополнительную учебную нагрузку учащихся и должна планироваться в соответствии с распределением времени на изучение предметов (курсов, модулей). (См. рис. 3.) В 28 статье Закона «Об образовании в РФ» утверждены такие компетенции образовательной организации:- осуществление текущего контроля успеваемости;- проведение промежуточной аттестации (их формы, периодичность и порядок также определяет школа на основе внутренних локальных актов);- проведение самообследования и обеспечение внутренней системы оценки качества образования. Стоит отметить, что образовательная организация несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции, включая ответственность за ненадлежащее выполнение функции промежуточной аттестации. (См. рис. 4.)Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации в соответствии со статьей 30 Закона «Об образовании в РФ» определяет образовательная организация. Для внедрения тех или иных форм аттестации, утверждения бланков контрольно-измерительных материалов и системы математического анализа полученных баллов не требуется согласование с учредителем или научными организациями. Управленческая команда школы самостоятельно разрабатывает Положение о промежуточной аттестации, утверждаемое подписью директора. (См. рис. 5.)Учитывая важность системы промежуточной аттестации в обеспечении образовательных результатов, разработчики Закона посвятили ей отдельную главу. В ней раскрыты основные положения:     Аттестация проводится по итогам отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.     Аттестация не проводится на уровне дошкольного образования.     Аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.     Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью.     Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. (См. рис. 6.)В статье 17 закреплено право обучающихся, получающих образование в форме семейного образования и самообразования, на прохождение промежуточной аттестации в образовательной организации экстерном. В статье 33 представлено определение: «экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность». То есть формы и порядок промежуточной аттестации экстернов также должны быть определены в локальном акте школы. Таким образом, вопросы промежуточной аттестации раскрыты в более чем пяти статьях Федерального закона «Об образовании в РФ». Согласно тексту Закона система промежуточной аттестации – это элемент основной образовательной программы школы, за ее обеспечение несет ответственность руководитель, утверждая локальные акты и обеспечивая их исполнение в отношении каждого обучающегося. (См. рис. 7.)Какое место занимает промежуточная аттестация в ООП?Рассмотрим этот вопрос на примере ООП основного общего образования. В соответствии с требованиями стандартов в структуру основной образовательной программы входят 3 обязательных раздела: целевой, содержательный и организационный. Элементы ООП, которые содержат описание системы промежуточной аттестации, отмечены на слайде серым цветом. (См. рис. 8.)Целевой раздел включает цели, задачи, описание результатов и способы определения их достижения, поэтому содержание и инструменты промежуточной аттестации раскрываются в описании «системы оценки планируемых результатов». В пункте 18.1.3 стандарта ООО указано: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания … промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности и … оценки проектной деятельности обучающихся». Промежуточная организация может проводиться по всем видам образовательной деятельности учащихся. (См. рис. 9.)Содержательный раздел ООП содержит:- программы учебных предметов, курсов;- программу развития УУД;- программу воспитания и социализации по направлениям формирования здорового образа жизни, профилактической работы и профессиональной ориентации;- программу коррекционной работы, адресованную учащимся с ограниченными возможностями здоровья.При этом система оценки результатов ООП должна учитывать освоение каждого структурного элемента ООП. Например, промежуточная аттестация предметных результатов может проводиться в традиционных формах, а для оценки результатов освоения программы развития УУД формируется «методика и инструментарий мониторинга успешности освоения УУД». Для оценки эффективности программы воспитания и социализации создаются «методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся». (См. рис. 10.)Организационный раздел включает механизмы реализации ООП, главные из которых учебный план и план внеурочной деятельности, и систему условий реализации ООП.В организационном разделе также должны быть раскрыты условия, необходимые для проведения промежуточной аттестации:- кадровые (система повышения квалификации педагогов по вопросам оценки результатов);- информационно-методические (наличие контрольно-измерительных материалов, соответствующих выбранному УМК);- материально-технические (программное обеспечение и ИКТ для проведения дистанционной диагностики и др.);- психолого-педагогические (обоснование использования той или иной формы аттестации в соответствии с возрастными особенностями учащихся; внедрение альтернативных форм промежуточной аттестации для одаренных детей);- финансовые (обоснование и расчет средств на использование услуг операторов внешней оценки качества образования или привлечение специалистов в области оценки результатов развития детей с ограниченными возможностями здоровья). (См. рис. 11.)Как проектировать систему промежуточной аттестации?Для диагностики различных элементов содержания образования требуются различные формы промежуточной аттестации и соответствующие контрольно-измерительные материалы.При этом важно учесть, что:     Система промежуточной аттестации должна быть прозрачной. Это значит, что школа информирует учеников и родителей о сроках, материалах и методах оценки результатов до начала изучения курса или модуля. Это нужно для того, чтобы учащиеся могли определить, какие знания и умения будут оцениваться, и обратить на них внимание в процессе обучения, а не готовиться за один день до контрольной. Учитель должен уметь выбирать подходящие формы промежуточной аттестации, например, контрольная работа отличается от самостоятельной. В ходе контрольной работы проверяют конкретные результаты, а самостоятельная работа лишь форма подготовки в прохождению аттестации. · Содержание КИМов должно точно отражать содержание модуля (курса), например, для оценки компетенций в области письменной речи неэффективно давать задания на поиск ошибок в тексте в форме теста, лучше предложить написать диктант. При этом текст диктанта должен включать лексический материал и предложения с особенностями пунктуации, изученными в данном учебном модуле (а не в другие периоды обучения). Это позволит аттестовать результаты изучения данного модуля. Если учитель определил, что именно будет аттестовано по итогам изучения урока, то он сможет учесть это содержание на самом уроке и предложить ученикам формы работы, которые потребуются для предъявления результатов.    Контрольно-измерительные материалы должны соответствовать содержанию выбранного УМК. Если в 8-м классе используют три разных линии учебников, то провести единую директорскую контрольную будет невозможно, для этого потребуется три комплекта КИМов и учет сроков изучения той или иной темы, принятых в учебнике. Учет этих трех правил позволит создать систему аттестации для решения задач измерения конкретных результатов образования, повышения учебной мотивации, проектирования коррекционной работы на основе знаний о проблемах в обучении конкретного ученика.Что входит в содержание промежуточной аттестации?Система аттестации должна отражать результаты освоения учащимися результатов образования. В свою очередь результаты образования должны быть распределены по периодам обучения, представляя содержание конкретного модуля или предметного курса.Для построения системы промежуточной аттестации, отражающей результаты ООП, нужно определить, что оценивается. Элементарная единица для оценки в школе – контролируемые элементы образования, которые должны быть отражены в результатах ООП, на основе которых формируют фундаментальные понятия. Минимальная структурная единица, формирующая ООП школы, – контролируемые элементы содержания образования. Их перечень содержится в приказе МОиН РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ действует и включает поправки и дополнения от 31 января 2012 года. Примеры контролируемых элементов содержания образования по истории представлены на слайде. (См. рис. 12.)На основе КЭС должна строиться основная образовательная программа и проводиться выбор учебника. Контролируемые элементы содержания составляют базовую часть ООП, а их достижение всеми учащимися представляет собой государственную гарантию, за выполнение которой отвечает школа, получившая субсидию на реализацию образовательной программы.В действительности существует 2 группы элементов содержания:- знания и компетенции, которые учащийся предъявляет в качестве результата в ходе промежуточной и итоговой аттестации;- элементы содержания, необходимые для дальнейшего обучения, без которых невозможно освоить другие темы и предметы, но не подлежащие аттестации.Например, понятие суммы применяется не только в курсе математики в 1-м классе, а используется на протяжении всего периода обучения. Представление о системах требуется в курсе алгебры для решения уравнений, в обществознании для знакомства с системами государственного управления, в биологии для изучения строения живых организмов и экосистем. Только на основе анализа элементов содержания учитель может проектировать формы промежуточной аттестации и соответствующие формы занятий. В курсе физики для подготовки к аттестации по теории об основных видах энергии и решения задач возможно провести классический урок, а для освоения способов работы с конструктором электрических цепей потребуется провести практическую работу. При этом формой аттестации может стать зачет. (См. рис. 13.)Для того чтобы организовать аттестацию и создать КИМы, отражающие актуальные результаты учеников, учитель должен научиться проводить «декомпозицию» содержания своего предмета.Мы попросили учителей конкретизировать КЭС из приказа о федеральном компоненте ФГОС и заполнить таблицу, представленную на слайде.Попробуем рассмотреть на примере курса истории России на уровне основного общего образования. КЭС, утвержденный в приказе МОиН РФ №1089 (об утверждении федерального компонента ФГОС), звучит так: «Смутное время. Установление крепостного права». Учителя определили, что этот элемент содержания должен изучаться в модуле «Россия на рубеже XVI-XVII вв.» в теме «Окончание Смутного времени. Возрождение Российской государственности». Педагоги определили, что этот элемент входит в пул элементов содержания ФГОС под названием «Смутное время: причины и последствия». Это говорит о том, что его изучение необходимо для выполнения федерального компонента стандарта.Чтобы понять, для каких видов аттестации в дальнейшем необходим этот элемент КЭС (нужен ли он для предъявления итогового результата по истории), педагоги определили его место в кодификаторах ОГЭ и ЕГЭ, дальше определили, что в состав этого обобщенного КЭС входят 26 крупных элементов содержания:- польская интервенция; – шведская интервенция; – Семибоярщина;- 1-е народное ополчение; – 2-е народное ополчение; – Земский собор 1613 г.; избрание Михаила Федоровича Романова на царство; – и другие.Каждый крупный КЭС учителя смогли разделить на «мелкие» КЭС:- даты;- определения;- цели;- ход; – область распространения; – причины;- последствия;- итоги;- состав;- договор с поляками; – «Совет всей земли»; – причины избрания. Между прочим, названия «мелких» КЭС повторяются во многих модулях курса истории. Именно «мелкие» элементы содержания формируют фундаментальные понятия: о причинах войн и народных восстаний, результатах реформ, раскрывают и постепенно расширяют определения понятий. В таблице 1 детализирован лишь один элемент, но всего для этого КЭС таких таблиц получилось 26. Только если учитель сможет провести такую декомпозицию своего курса, директор может быть уверен, что учитель знает предмет и способен провести по нему аттестацию. (См. таблицу 1.)Результаты освоения учебных предметов перечислены в содержании федерального компонента ФГОС. Но часть из них подлежит аттестации, их достижение оценивается, другие – необходимая база для дальнейшего обучения, но не оцениваются в ходе промежуточной аттестации. Такие примеры можно найти не только в метапредметных, но и в метапредметных результатах. Например, среди предметных результатов освоения химии на уровне основного общего образования есть проверяемые в ходе контрольных и практических работ, контрольного тестирования или устных опросов. Есть и другая группа – результаты, которые не подлежат аттестации, но без которых невозможно решить химические задачи и выполнить практические задания.ПРИМЕР: Не подлежит отдельной аттестации знание важнейших химических понятий «химическая реакция» и «классификация веществ», но одна из первых контрольных работ требует изложения «смысла периодического закона Д.И.Менделеева». Не аттестуется умение «различать химические и физические явления», но контролируется умение «определять тип химических реакций» и «составлять уравнения химических реакций». Разработка форм и порядка проведения промежуточной аттестации – компетенция школы. Поэтому у школы есть право создавать контрольно-измерительные материалы, которые содержат задания для оценки всех результатов. Это требует другой системы критериев, которая дает возможность демонстрировать все группы результатов, включая результаты, необходимые для дальнейшего обучения. (См. слайд 14.) Метапредметные результаты включают освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и межпредметных понятий (например, эксперимент, упражнение, ландшафт, вещество, атом, произведение, словарь, пример). Универсальные учебные действия развиваются в урочной и внеурочной деятельности и определяют умение ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, проводить исследования, применять языковые средства и совместно решать новые задачи. Владение межпредметными понятиями тоже можно оценивать в ходе промежуточной аттестации. Для этого потребуются такие формы, как презентация проекта или представление учебного исследования. (См. слайд 15.)Остановимся на порядке, формах и периодичности промежуточной аттестации, которые определяются внутренним Положением о промежуточной аттестации обучающихся.В июне 2014 года в Москве был разработан проект Положения, который образовательные организации могут использовать в качестве основы для создания своих локальных актов. В проекте разработано содержание 16 форм промежуточной аттестации: 7 письменных, 5 устных, 2 практических и 2 комбинированных. Система оценки образовательных результатов для каждой формы рассчитана по 100-балльной шкале с возможностью перевода в 5-балльную для выставления в электронный журнал. Для присвоения баллов рабочая группа составила критерии оценки работ учащихся. (См. рис. 16.)Алгоритм создания школьного Положения о промежуточной аттестации включает 7 основных этапов:1. В разделе «Общие положения» необходимо указать, кому адресовано Положение, чьи отношения регулирует.2. Раздел «Нормативные основания» содержит цитаты и ссылки на федеральные и региональные нормативные документы, включая организацию внешнего мониторинга качества образования.3. Третий раздел включает описание процесса разработки и утверждения Положения (управляющий совет, педагогический совет), указание масштабов – аттестация по итогам урока, темы, модуля, курса.4. Следующий раздел содержит описание форм и специфики, КИМов для каждого уровня образования, раскрывает возможности зачета результатов другими организациями, методов аттестации результатов одаренных детей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 5. В пятом разделе приводится описание мер в соответствии с 58-й статьей ФЗ №273 по организации условий для ликвидации академической задолженности учащихся. 6. В шестом разделе приводится классификация выбранных форм промежуточной аттестации. 7. Последний раздел содержит подробную характеристику каждой формы:а) рекомендуемые предметы;б) форма проведения;в) длительность проведения;г) параметры оценки;д) контрольно-измерительные материалы;е) возможное оценивание тестирования в 100-балльной и 5-балльной шкале. (См. слайд 17.)Для создания системы оценки, ориентированной на измерение конкретных результатов, целесообразно применять 100-балльную систему, имеющую шкалу перевода в систему отметок для переноса в электронный журнал. Этот принцип принят в качестве основы Положения. Например, результаты выполнения теста могут оцениваться по 100-балльной шкале, что позволяет учитывать достижения учащихся, не привязывая их к привычной отметке, и вычислять % выполнения от максимального количества баллов. Контрольно-измерительные материалы могут включать части A, B и C, за выполнение которых присваивается разное количество баллов. Часть A может включать задания для оценки базовых (необходимых для дальнейшего обучения ) результатов, а B и C – результатов изучения одного предметного модуля (его части).В этом случае можно сравнивать текущие результаты учащегося с его результатами за предыдущие периоды обучения, то есть создавать мотивирующую систему промежуточной аттестации.Учащийся должен получить возможность знакомиться с разными системами оценки своих результатов и владеть информацией о том, с чем именно он справился, а чему нужно научиться, чтобы получить максимальный балл. (См. рис. 18.)На основе фундаментальных понятий и контролируемых элементов содержания строится система итоговой аттестации, которая показывает эффективность работы школы по реализации образовательной программы. Такой результат школы можно увидеть в результатах учащихся на государственной итоговой аттестации. Не случайно промежуточной аттестации уделено особое внимание в федеральных нормативных документах. Если школа выбирает формы промежуточной аттестации с учетом элементов содержания образования, формирует гибкую систему оценивания, а педагог учитывает на уроке все КЭС, подлежащие аттестации, то школа сможет создать необходимые условия для обучения, а значит, гарантирует результаты по стандарту. Московский городской методический центр


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту