search
main
0

Как оценивать учителя?

Более двадцати лет назад Московская городская организация профсоюза вместе с Департаментом образования стала учредителем конкурса «Московский учитель». За прошедшие годы столица получила множество победителей и призеров этого профессионального испытания, которые были и продолжают оставаться защитниками прав педагогов. Недавно учителя года Москвы приняли участие во Всероссийском съезде участников апробации профессионального стандарта педагога, который состоялся в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Дмитрий БЕСПОЛОВ, учитель физической культуры школы №2121, тренер по регби, учитель года Москвы-2004, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник общего образования РФ:Все исследования педагогов с помощью сдачи тестов, анкетирования пока не учитывают особенности всех предметов. Сейчас испытаниям подвергают учителей лишь двух предметов – русского языка и математики. Мне, например, очень обидно, что это так, потому что мой предмет – физическая культура – напрямую связан со здоровьем ребенка.При оценивании учителя физической культуры, до которого, думаю, дело все же дойдет, нужно учитывать, что у него образовательное пространство не ограничено классом, доской, указкой. Это зал, в котором драматургия урока развивается по своим законам.На уроках по нашему предмету очень важен гендерный подход, учитывающий различие мальчиков и девочек. Если учитель физической культуры мужчина, то для меня важно, как он взаимодействует с девочками. Есть учителя, которые подходят к девочке и говорят: «Можно я тебе покажу технику?», то есть просят разрешения, так вести себя учителю, по-моему, очень важно. Я знаю, что в европейских школах, где строго контролируют гендерный подход педагога, мужчина – учитель физической культуры не может подходить к девочкам и девушкам ближе, чем на 50 сантиметров. Но я думаю, как тут оценить работу учителя?В учебном классе дети получают разные оценки по разным предметам. У учителя физической культуры тут особое положение. Да простят меня коллеги-предметники, но если ребенок получает двойку, то значит, у него не очень умный учитель, двойка ученика – это ошибка педагога. Для урока физической культуры двойка ученика вообще драма.Сегодня обсуждают вопрос о том, что профессионально учителя должна оценивать ассоциация его коллег. Оценивать будут и учителя физической культуры, у которого главная задача – поднять ученика со скамейки в спортивном зале. Если учитель на занятии отбивает у ребенка охоту заниматься его предметом, то ребенок, скорее всего, никогда больше не подойдет к тренажерам, не пойдет в фитнес-клуб, в отличие от занятий у хорошего учителя математики. Наверное, надо говорить о том, что, входя в зал и оценивая учителя физической культуры, мы должны понимать, что тут существует и очень важна модель поведения, образа жизни учителя. Если он рассказывает о том, что вредно курить, а от него самого пахнет табаком, то такого не должно быть.Большой недостаток оценка учителя физической культуры по тем кубкам, которые завоевали его ученики и команды, ведь это по большей части тренерская работа.Мы все время говорим об инклюзии, все время делим детей на группы. Ни в одной школе в странах мира этого нет. Что происходит? Предположим, учитель смотрит на группу детей и говорит: эти пойдут в основной зал, эти будут сидеть на скамейке, потому что им нельзя заниматься физкультурой. Но я считаю, что этого быть не должно, в других странах учителю физической культуры вообще запрещено акцентировать внимание на здоровье ребенка, он должен уметь его социализировать. В самом деле, если ребенок имеет больное сердце, не надо заставлять его бегать кросс, но метнуть мяч он-то в состоянии.Министерство образования и науки РФ успешно проводит Всероссийскую олимпиаду по предметам. По всем предметам ребенок может участвовать в этой олимпиаде, а по физической культуре это могут сделать только 50 процентов, так как всего лишь 50 процентов детей у нас абсолютно здоровые. Что делать остальным? Здесь просто идет нарушение прав ребенка. Сколько раз мы пытались говорить об этом, призывали – давайте делать такие школьные олимпиады, чтобы в них могли участвовать все, ну не может ребенок пробежать дистанцию, пусть хотя бы дротик метнет. То же самое сейчас происходит с президентскими состязаниями, которые у нас считают самыми престижными, в них могут участвовать только здоровые дети. А куда деть будущих паралимпийцев? Может быть, стоит проводить паралимпиаду по предмету?Очень важна при оценке учителя этика, например, большинство учителей физической культуры, особенно молодых, используют на уроке свисток. Если человек работает в зале большое количество времени, он четко знает, куда можно встать, чтобы дети его услышали. Недобросовестные учителя физической культуры свистком могут убить ребенка, когда раздается свисток, дети сразу начинают затыкать уши. Учителю начальной школы очень важно понять, как разговаривать с детьми. Если он опускается перед ребенком на колено, я сразу поставлю ему плюс. Но чаще всего учитель физкультуры нависает над ребенком и начинает ему что-то говорить. Если дети в начальной школе на занятии врезаются в него, они ему доверяют, если они стараются от него уйти, то скорее всего, у такого учителя есть проблемы общения с ребенком. Как оценить при этом учителя?Наверное, очень важно давать учебный материал с примерами, исходя из современных технологий, ведь они другие, я все время об этом говорю. Например, современные дети не понимают, что такое «четверть пятого», потому что у них электронные часы. А мы даем учебный материал немного по-другому, у нас есть цифры, ребенок не понимает, о чем я говорю, а я пытаюсь его научить тому, чему меня научили в СССР, ничего хорошего при этом не получится.Учителя разных предметов – математики, физики, историки, – входя в зал, понимают, что перед ними учитель, видят, как он общается с детьми, но оценить им учителя физической культуры сложно. Наверное, действительно этой оценкой должна заниматься Ассоциация учителей физической культуры, специалистов, которые, может быть, в форме рекомендаций, каких-то бесед смогут оценить этого учителя.Если говорить о педвузах, то там есть такой предмет, как «Актерское мастерство». Но учителя физической культуры не актеры. Я могу движением сделать нечто такое, что детям будет интересно, но я к этому пришел за счет своего тридцатилетнего педагогического опыта, в институте меня никто этому не учил. А учителя физической культуры надо учить, чтобы он стал педагогом и получал высокую оценку у своих коллег.Мнение по поводуАркадий МАРГОЛИС, первый проректор МГППУ:Если мы не придумаем эффективную формулу оценки труда учителя на основе профессионального стандарта, то она все равно будет придумана, но не будет совершенной, если учителя как эксперты не примут в этом участия. Может быть, будут придуманы системы оценки на уровне образовательной организации, но они не отменят той системы, которая будет создана в целом для страны. Оценка учителя профессиональным сообществом – это, если хотите, последний шанс придумать такую систему оценивания качества собственной работы, которая не будет задана бюрократически сверху, за которую будет стоять само профессиональное сообщество. То главное и общее, что прозвучало на нашем съезде: такую оценку должны делать сами профессионалы-коллеги, эта оценка, конечно, должна быть за реальный труд. Учитель физической культуры не может оценивать по бумагам, насколько эффективен труд другого учителя физической культуры, который говорит: «Моя квалификация соответствует такому-то уровню!». Для этого надо реально рассмотреть саму эту деятельность, придумать, каким образом структурировать анализ этой деятельности, на что обращать внимание и как.Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания ЧОУ «Ломоносовская школа», учитель года Москвы-2009:Известно, что в XVIII-XIX веках британский флот был самым лучшим и эффективным в мире по нескольким причинам. Одна из причин – идеальный офицерский корпус, начиная с адмиралов и заканчивая мичманами. Я понимаю, что история не терпит сослагательного наклонения, но позволю себе предположить: если бы они тогда составляли критерии отбора мичмана, капитана и адмирала, то британский флот не был бы первым в мире и уж точно не был бы самым эффективным.Как была устроена английская система отбора в офицеры? Существовали так называемые мичманские и лейтенантские, капитанские и адмиральские экзамены. Для приема этих экзаменов (а их назначали на определенное время) собирали коллегии. Если экзаменовали в мичманы, в коллегии собирали лейтенантов и капитанов, если принимали в лейтенанты – капитанов и адмиралов. На этих экзаменах заполняли всего лишь одну бумагу, которая называлась патент. Претендент либо получал патент, либо ему предлагали прийти в следующий раз. Учитывая то, что удалось Британии, а историки не дадут соврать, в XVIII-XIX веках, мне кажется, что такая форма была эффективной.Существуют всего лишь две формы оценки – инструментальная и экспертная. К сожалению, наша система образования основана на презумпции виновности учителя и недоверии ему. Мы можем изобрести сто одно измерение, но если у нас не будет профессионального экспертного сообщества, чье мнение будут уважать без предварительных измерений, то мы не получим качественного и эффективного сообщества. Качественное и эффективное сообщество, на мой взгляд, – это один из ключевых факторов успешности системы образования. Но тут надо признать, что профессиональное экспертное сообщество очень неудобно чиновникам по причине того, что у этого сообщества есть свои мнения, своя линия, своя независимая позиция.Поэтому если мы хотим, чтобы наша система обрела черты, как эффективный британский флот в XVIII-XIX веках, у нас должно быть меньше бумаг, больше дела и выше экспертные оценки.Анзор МУЗАЕВ, заместитель руководителя Рособрнадзора:Я бы осторожно относился к тому, чтобы привязывать и давать право выбора учителя по результатам сдачи экзаменов учениками. Мы имеем дело с мнениями лучших педагогов страны – учителей года, но понятно, что учителя этим заниматься не будут. У нас есть прецедент (а я как представитель Рособрнадзора подчеркну, что все жалобы из регионов стекаются к нам), когда в июле прошлого года на прием пришел родитель с дочерью-выпускницей, которую учитель не допускал к итоговой аттестации по истории. Выяснилось, что выпускница сдала пробный ЕГЭ с результатом 65 баллов, а у этого учителя ниже 80 баллов никто из учеников не получал, поэтому он говорил девочке: «Ты мне испортишь статистику!» Это не единичный, а частый случай в мегаполисах, в регионах, там, где у школ есть рейтинги. Наш случай на грани самодурства, но таково учительское сообщество: кто-то подходит правильно, а кто-то вот так. Поэтому, я считаю, нужно очень осторожно относиться к оцениванию деятельности учителя в привязке к результатам экзаменов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте